Елена Чаус
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В подготовительной к школе группе широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной к школе группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Очень широко применяется интегрированный метод обучения. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:
• Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием)
• Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
a) занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т. д. ;
b) комплексные блочно-тематические занятия;
c) интеграция (частичная или полная);
d) метод проектов (как форма организации образовательного пространства, как метод развития творческого познавательного мышления).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это :
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта :
a) На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
b) Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
c) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
d) Составление плана-схемы проекта.
e) Сбор, накопление материала.
f) Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
g) Домашние задания для самостоятельного выполнения.
h) Презентация проекта.
Основные этапы метода проектов :
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Этапы работы над проектом
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежестко). 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
В подготовительной группе используются следующие виды проектов :
• исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;
• творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
В старшем дошкольном возрасте проектная деятельность помогает решить следующие задачи:
• Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
• Формирование предпосылок учебной деятельности :
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
В 2019-2020 учебном году в подготовительной группе были реализованы следующие проекты : «Моя семья», «Осень, осень, в гости просим», «День народного единства», «Наша армия родная», «Развитие речи дошкольников посредством сказки», «Никто не забыт, ничто не забыто», «По экологической тропе». Все они направлены на формирование творческой инициативы детей, развитие познавательного интереса и коммуникативных качеств, дают возможность экспериментировать, а также синтезировать полученные знания, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.