Наталья Бендрик
Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы «Воздух… Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Воздух… Какой он?»
Автор проекта : Бендрик Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №133» г. о. Самара
Актуальность
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы „Воздух… Какой он?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению таорчества, так как представленны с учётом актуального развития дошкольников.
Продолжительность проекта : среднесрочный (15сентября – 15 декабря).
Вид проекта : исследовательский
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Воздух мы не видим, не слышим, его нельзя потрогать. Как выявить существование воздуха и доказать его значимость и необходимость в жизни живых организмов, растений и человека?
Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Этапы проекта :
I этап (подготовительный) :
Беседы;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Создание мини-лаборатории для экспериментов, наполнение её необходимым материалом;
Рассматривание иллюстраций;
Прослушивание аудио-записей.
II этап (основной) :
1. Занятие – экспериментирование «Лаборатория профессора Менделеея»
2. Эксперимент «Воздух в жизни растений»
3. Викторина «Конкурс знатоков»
Занятие-экспериментирование «Лаборатория профессора Менделея»
Цель: Выявить свойства воздуха (занимает место, невидим, без запаха, не имеет формы,удерживает предметы на воде, т. к. легче её).
Материалы: Целлофановые пакеты, бумажные салфетки, пластиковый стакан 0,2 л, ёмкость с водой, таз с водой, надувные нарукавники, резиновый мяч, пузырёк с крышкой, мыльные пузыри, воздушные шарики, два пластиковых стакана 0,5 л, два мандарина, кушин с водой, трубочки для коктейля.
Ход: Заходят в группу профессор Менделей (воспитатель) и его помощник Платошка (помощник воспитателя) и предлагают детям в лаборатории провести эксперименты и опыты.
Опыт №1.
Плавающий мандарин. В один стакан с водой опустить мандарин в кожуре – он плавает. Во второй такой же стакан опустить очищенный мандарин – он опустился на дно. Под кожурой мандарина находится воздух, который удерживает его на воде.
Опыт №2
Сухой из воды. Выяснить, можно ли опустиь стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают стакан в воду не наклоняя, до самого дна, далее поднимают из воды. Взрослый предлагает определить намокла ли салфетка (не намокла, что помешало (воздух в стакане).
Опыт №3
Поймай воздух. Рассмотреть целлофановый пакет – он пустой. Взмахнуть им и быстро закрутить – пакет наполнился воздухом и стал упругим. Что теперь в пакете? Воздух. Взрослый спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).
Опыт №4.
Как услышать воздух. Раздать детям пустые пластиковые бутылки и предложить подуть – приставитьбутылку к нижней губе и и подуть в горлышко. Затем предложить приложить край листочка тонкой бумаги к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук. Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Раздать детям свистки и свистульки, обсудить, откуда берётся звук.
Опыт №5.
Мыльные пузыри. Дети пускают мыльные пузыри и наблюдают за ними (они лёгкие, летят, недолго существуют и быстро лопаются). А что находится у них внутри? Когда мы их пускаем, мы выдуваем воздух.
Опыт №6.
Как увидеть воздух. Раздать детям по небольшой ёмкости с водой и по трубочке для коктейля. Подуть в трубочку – струю воздуха, выходящую из неё не видно. Опустить трубочку в воду и подуть. Что видим? Пузырьки –это воздух, он выходит из трубочки и поднимается на поверхность.
Опыт №7.
В большой таз с водой опустить надувные нарукавники, резиновый мяч, пластиковую бутылку, с крепко закрученной крышкой. Сильно прижать рукой ко дну и попытаться утопить – все предметы всплывут и остануться на поверхности. Сделать вывод: все предметы наполнены воздухом, воздух легче воды, он удерживает предметы на воде. Открутить с бутылки крышку, опустить в воду под наклоном – вышли пузырьки воздуха, бутылка наполнилась водой и утонула.
Эксперимент «Воздух в жизни растений»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают обе стороны листа вазелином, ежедневнов течении недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат», потому что тот листочек, который был смазан вазелином, погиб.
Викторина «Конкурс знатоков»
Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке-кольцу на свою пирамидку.
Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П. Л. Треверса/.
Воспитатель: - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т. д. /
Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:
"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.
Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.
"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"
Воспитатель: - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/
Воспитатель: - Как туда он мог попасть?
Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.
Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,
"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?
/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.
Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.
Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.
III этап (итоговый)
1. Выполнение домашнего задания с родителями «Воздух вокруг нас». Где ещё можно обнаружить воздух, как придать ему форму. Принести фотографию.
2. Дети рисуют иллюстрации к прочитанным художественным произведениям.
3. Дети складывают в технике оригами поделки для игр с воздухом, ветром.
Весь накопленный материал и поделки мы оформили в виде познавательно – развлекательного альманаха, который будет в дальнейшем пополняться всё новыми и новыми исследованиями, интересными поделками и совместными с родителями экспериментами.
Используемая литература
1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»;
2. И. Урмина, Т. Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ»;
3. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
4. Н. Рыжова, С. Мусиенко «Воздух вокруг нас»;
5. М. Яковлева «Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне».