Елена Буракова
Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Обыкновенное чудо — соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта :
воспитатель, дети подготовительной к школе группе, родители.
Время реализации проекта : 3 месяца (февраль, март, апрель).
Тип проекта : долгосрочный.
Актуальность:
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ, Проект „Обыкновенное чудо — соль“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисково - познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Проблемная ситуация:
При рассматривании альбома «Озера России» дети были поражены увиденным на фотографии озера Баскунчак: вокруг озера не песок, не трава, а обыкновенная соль. Дети стали задавать вопросы: что такое соль? Откуда она берется? Как её добывают? Какая бывает соль? Так и возник проект «Обыкновенное чудо – соль».
Цель: изучить, закрепить, расширить и обобщить знания детей о соли, её
свойствах, пользе и вреде; формировать представление о соли как
необходимом для человека продукте.
Задачи:
1. Выяснить, откуда берется соль, как её добывают.
2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль
разная.
3. Исследовать свойства соли опытным путем.
4. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.
5. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для
исследовательской деятельности.
6. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
7. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
8. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству,
посредством сказок, загадок, пословиц и поговорок.
9. Воспитывать у детей опасение к чрезмерному употреблению соли.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
4. Пополнение предметно – развивающей среды.
5. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
При реализации проекта использовались различные виды деятельности :
1. коммуникативная (беседы, творческое рассказывание)
2. познавательно – исследовательская
(наблюдение, экспериментирование, экскурсия)
3. продуктивная (рисование)
4. трудовая
Этапы проекта :
1. Поисковый:
- определение темы
- выбор группы участников
- уточнение имеющейся информации ( беседы: «Что такое соль, для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?»)
2. Аналитический:
- определение источников информации (беседа «Где можно найти нужную информацию?»
3. Практический:
- сбор информации из разных источников
- беседы и творческие рассказывания («Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Эта удивительная соль», «Где используется соль», «Соль в народных приметах и поверьях», «Почему соль разного цвета», «Соленые города»)
- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками)
- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»
- экспериментирование «В гостях у кристаллика соли», «Выращивание кристаллов соли»
- экскурсия «Как соль помогает на дороге»
- изодеятельность «Соленые советы»
- для родителей: памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы».
4. Презентационный (обобщение и систематизация знаний) :
- фотоальбом и презентация «Обыкновенное чудо – соль»
- альбом «Полезные советы»
- книжки – малышки: «Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Почему соль разного цвета», «Интересное про соль», «Соль в устном народном творчестве»
- фотовыставка кристаллов.
Взаимодействие с родителями:
1. индивидуальные беседы с родителями, памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», папка – передвижка «Соляные лампы»;
2. помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;
3. участие в создании альбома «Полезные советы» (совместное рисование с детьми, фотовыставки кристаллов соли;
4. участие в изготовлении книжек – малышек «Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Почему соль разного цвета», «Интересное про соль», «Соль в устном народном творчестве»
Результаты проекта :
Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов, познакомились со способами выращивания кристаллов соли. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно–следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения.
Список используемой литературы:
1. Буянова Н. Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия.
М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
2. Песков В. К. Окно в природу: Щепотка соли. М- 2000.
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.
4. Почемучка. Детская энциклопедия. М., «Росмэн»,2005
5. Ресурсы интернета:
https://o-soli.ru/istoriya-soli/page-2/
https://www.artkavun.kherson.ua/en-vseobschaya-istoriya-soli.htm
https://www.chudopredki.ru/2211-primety-i-sueveriya-o-soli.html
https://funfacts.ru/fakty-o-ede/1258-interesnye-fakty-pro-sol.html