Наталья Кашаева
Проектная деятельность в старшей группе. Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Моя Семья»
Авторы проекта :
Кашаева Н. С. – воспитатель
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь-май)
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий
Участники проекта :
- дети;
- родители;
- педагоги;
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Каково значение семьи в жизни человека?
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта :
Изучение истории своей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя семья»; повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
- Для детей.
1. Обучающие:
а) формировать у детей представления о семье, о семейных традициях, родственных отношениях, о распределении семейных обязанностей.
б) расширять и закреплять представления о людях (особенностях внешнего вида, половых различиях, знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, о профессиональной деятельности членов семьи).
в) приобщать к процессу познания.
г) побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
2. Развивающие:
а) развивать познавательный интерес детей к существующей проблеме;
б) развивать познавательно-поисковую активность детей.
в) развивать речевые умения:
- обмениваться информацией (диалогическая речь)
- рассказывать о себе, о своей семье (монологическая, связная речь)
3. Воспитывающие:
а) воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
б) воспитывать уважение к трудовым занятиям членов семьи.
Для педагогов.
1. Провести поисково-исследовательскую работу с детьми по теме «Моя семья».
2. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию интереса детей по теме проекта.
3. Создавать условия, стимулирующие развитие поисково-творческой деятельности детей.
4. Организовывать совместную деятельность детей и родителей по теме проекта.
Для родителей:
б) расширять знания о возрастных особенностях детей.
в) формировать семейные ценности (установление в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций)
а) совершенствовать взаимодействие взрослого и ребенка.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : досуговая.
Название итогового мероприятия проекта : «Как хорошо, что есть семья»
Продукты проекта :
- для детей (портреты семьи, модель «Мой дом», книжка-самоделка «Значение имен моей семьи», фотоальбом «Моя семья», фотоальбом «Профессия моих родителей», фотоальбом «Традиции моей семьи»)
- для родителей (поздравительные открытки к праздникам, поздравительные стенгазеты, фотоальбом «Моя семья»)
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей: имеют представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимоотношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; научатся изготавливать макет своего семейного древа, уважительно относиться к своей семье и сверстникам.
- для родителей: повысить педагогическую культуру родителей; приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимоотношения с ребёнком дома и в обществе; установить с детьми доверительные и партнёрские отношения;
III. Планирование (системная паутинка) по проекту
«Моя семья»
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
1. Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей 2. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья»,«У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
3. Обучающй цикл:
«Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
4.. Игры-эксперименты: «Отгадай на ощупь», «Кто выше, кто ниже» (измерение роста, «Солнечный зайчик» (кого ласкает, что ласкает, «Отгадай по голосу», «Теплые, холодные ладошки», «Как согреть руки»., «Слышим удары сердца» (когда сильнее, «Слово-эмоция», «Сколько шагов от д/с до дома?», (считаем с мамой, папой) «Угадай, чья тень».
5.. Игры – упражнения по ФЭМП: «Сколько членов семьи?», «Кто старше?», «Который по счету?», «Кто выше?», «Что находится за домом, перед домом», «Найди одинаковые» (форма, цвет, размер, «Найди дорожку к дому» (лабиринт, «Найди отличия сходства девочки, мальчика др.», «Кто спрятался?», «Найди каких игрушек поровну и т. д.»
6. Игры на развитие звукопроизношения и на обучение грамоты: «Как плачет малыш?», «Как кричать в лесу, если потерялся?»
Чтение и деление на части простейших слов «Мама, папа и т. д. «Имена детей», «Найди звук в слове» (в начале, в конце, в середине).
8. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот». Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
1. Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. С. Маршак «Вот какой рассеянный»,Л. Мцур «Крошка енот», Ш. Перро «Красная шапочка» Обсуждение прочитанного материала.
2. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». и другие.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Коммуникативная деятельность
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
1. Игровые ситуации во время утреннего приема:
«На кого я похож?», «Я и мое имя», «Моя семья». «Кто такие - родные, друзья, соседи». «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
2. Общение на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
3. Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
4. Инсценировки «Сказка для мамочки».
5. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
1. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
3. Игры-драматизации по сказкам; В. Осеева «Обычная старушка». Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
1. Рисование на тему: «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья».
2. Аппликация; «Открытка для мамы», Цветы в подарок», поздравительная открытка для папы к дню защитника Отечества.
3. Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки».
4. Совместное рисование детьми газет: «Мой папа солдат», «Мамочка моя»
Двигательная деятельность
(овладение основными движениями0
1. Пальчиковая гимнастика «Семья» и др.
2. Физкультурные досуги и развлечения.
Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
1. Продуктивная деятельность : «Дом моей мечты», «Дачный домик» (деревянный конструктор, «Домашние работы».
2. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
3. Оформление выставок: «Моя семья», «Творческая мастерская моей семьи»
4. Оформление стенда «Мой папа солдат», «Мамочка моя».
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Ледяной городок».
3. Оформления участка с родителями.
4. Знакомство с трудом взрослых. Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Разучивание песен и танцев к праздникам
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
1. Способы организации по индивидуальным особенностям детей «Приглашаю мыть ручки голубоглазых, кареглазых, и т. д.» (цвет волос, форма губ, одежда и др.)
«Сначала девочки, затем мальчики».
Чтение потешек, художественного слова о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
«Пример сверстника»
Рассматривание плаката «Культура поведения за столом, чтение худ. слова «За столом сиди ровней, не клади на стол локтей».
Игра «Самый аккуратный столик» (победителям ставится на стол поощрительная матрешка).
Плакат «Гигиена и здоровье».
Игра-упражнение «Помоги сверстнику».
2. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»
3. Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
4. Совместно с детьми разработать правила чистюли.
5. Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.
6. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Анкетирование: «Педагогические возможности родителей»
2. Тест «Какие вы родители».
3. Тематические консультации: «Трудовое воспитание ребёнка в семье», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», "Как создать родословную своей семьи", «Семейные традиции»
4. Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка».
5. Оформление альбомов «Я и моя семья».
6. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Праздник Осени», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи»
8. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала, «Зимний вернисаж», «Весна идет - весне дорогу»,
10. Участие в фотоконкурсе «Мамочка моя».
11. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье.
12. Мастер класс для родителей «Попробуем сделать свое генеалогическое древо»
13. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи».
16. Развлечение «Мамочка моя»
17. Ко дню семьи развлечения «Как хорошо, что есть семья»
18. Родительские собрания: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника», «Здоровые дети – здоровая семья».