Роза Бикчантаева
Проектная деятельность по здоровьесбережению детей. Проект «Неделя здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по здоровьесбережению детей.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, здоровое и любознательное. Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов (педагогический и детский).
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Неделя здоровья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Опыт показал, что работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Физкультурно-оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Его цель: качественное улучшение физического состояния воспитанников их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни.
На протяжении последних лет наблюдается тревожная тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по физкультурно–оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проект «Неделя здоровья». Данный проект объединил всех участников педагогического процесса (инструктора по физической культуре, воспитателей групп, музыкальных руководителей, медицинский персонал, родителей и воспитанников).
Цель проекта : формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Его основные задачи:
укрепление здоровья детей;
формирование положительных эмоций в процессе занятий физкультурой;
повышение двигательной активности детей;
развитие компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
В ходе реализации проекта происходит интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» в процессе создания игровых проблемных ситуаций, при организации НОД.
Участники проекта : педагоги, дети, родители, музыкальные руководители, логопеды, медицинский персонал.
Длительность проекта 5 дней два раза в год.
Гипотеза: мы предполагаем, что проект позволит нам :
сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;
снизить уровень заболеваемости;
сформировать физические и интегративные качества;
интегрировать содержание образовательных областей.
Работа над проектом осуществляется в три этапа.
Название этапа Мероприятия Ответственные Результат
1. Аналитико-организационный
Цель - выявить отношение воспитанников и родителей к занятиям физкультурой и знания по сохранению и укреплению здоровья. 1. Анкетирование родителей;
2. Беседы с детьми.
3. Анализ полученных результатов и составление плана работы на «Неделю здоровья». Воспитатели групп, инструктор физо. 1. Выявление первоначального уровня отношения к занятиям физической культурой, знаний и владений способами укрепления своего здоровья.
2. План мероприятий для недели здоровья.
2. Основной.
Цель – реализация мероприятий для решения поставленных задач. 1. Различные виды гимнастик (утренняя, просыпательная, дыхательная).
2. Образовательные ситуации (познавательные, физкультурные, валеологические).
3. Различные виды игр и игровых упражнений (подвижные, спортивные, дидактические, игры - шутки).
4. Викторины о спорте и ЗОЖ.
5. Туристические походы по родному краю.
6. Консуьлтации для родителей.
7. Создание мини – библиотеки по вопросам укрепления здоровья детей.
8. Викторины по спорту и ЗОЖ;
9. Совместные спортивные мероприятия с родителями.
10. «Игры детства» (опыт родителей). Инструктор физо, воспитатели групп, медицинский персонал, музыкальный руководитель 1. Формирование положительных эмоций от занятий физкультурой.
2. Повышение двигательной активности детей.
3. Повышение компетентности детей и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
4. Обогащение предметно – развивающей среды на группах.
5. Наработка картотек проблемных ситуаций, стихов, загадок и НОД по вопросам укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
3. Заключительный
(аналитический)
Цель – выявить изменения, проанализировать полученные результаты.
1. Анкетирование родителей.
2. Беседы с детьми.
3. Анализ полученных результатов. Воспитатели групп, инструктор физо.
Оставление перспектив на будущее.
Открытие и закрытие «Недели здоровья» проходит, как зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. Праздник начинается с торжественного внесения Российского флага и исполнения детьми гимна России. Включаются показательные выступления детей каждой группы, с награждением лучших физкультурников дошкольного учреждения. Для детей младшего возраста праздник проходит как шуточная клоунада.
В течение всей недели акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому выполнению различных заданий, а так же совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Каждый день начинается с утреннего приёма на свежем воздухе, который проходит в занимательной, шуточной форме (задания о спорте и ЗОЖ, сюжетные игры, игры-шутки, «полоса препятствий», и т. д.).
Качественным решением задач по реализации содержания физического развития дошкольников стала совместная деятельность взрослого и детей. Так как совместная деятельность с ребёнком выстраивается как увлекательная проблемно-игровая деятельность, которая позволяет обеспечить малышу позицию субъекта, проявить самостоятельность и творчество, а малоактивному ребёнку стать активным и решительным в своих действиях.
Родители являются самыми активными участниками всех мероприятий, например: «Игры детства», где родители учат детей играть в игры своего детства. «Весёлые старты» - отдельно дети, отдельно – взрослые, или смешанные команды. Во время проведения «Недели здоровья», совместно с родителями, педагогами и детьми оформляется стенгазета, отражающая событие каждого дня, изготавливают атрибуты, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты. Во взаимодействии с родителями основными задачами является активизация у родителей потребности в ЗОЖ, углубление знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и укрепления здоровья, формирование осознанного отношения детей к ЗОЖ.
Опыт показал, что организация такой формы работы, хоть и требует большой предварительной работы, но она оказывает положительное комплексное влияние на формирование личности ребёнка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом. Позволяет отобрать самое необходимое содержание, не перегружая воспитанников.
Обязательным условием по здоровьесбережению детей, тесный контакт педагогов с медицинской службой детского сада, обеспечивающий комплекс оздоровительной работы. Выполняются принципы рационального здорового питания детей : регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания ит. д. дети получают укрепляющий фито-чай, витаминотерапию, на группах под контролем медицинских работников осуществляются закаливающие процедуры и аромотерапия. Такой подход позволяет нам добиться хорошей прибавки в весе у ослабленных детей, улучшение их физического развития и состояния. Тесное взаимодействие с медицинской службой проходит через:
• наблюдение и контроль санитарно-гигиенических условий;
• проведение мониторинга (здоровьесбережение детей в образовательных ситуациях, эффективность закаливания и др.);
• наблюдение и контроль за оздоровительной и просыпательной гимнастикой
Такое взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка, что является основой по здоровьесбережению детей.
Благодаря реализации проекта «Неделя здоровья», основными результатами стали:
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;
снижение уровня заболеваемости;
сформированность физических и интегративных качеств;
интеграция образовательных областей.
План-программа «Недели здоровья».