Римма Салимзянова
Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Цель: учить детей разным видам рассказывания.
Публикация «Проектная деятельность по развитию речи „Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
1. Учить детей пользоваться разными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными) в:
• описательных рассказах по картине
• описании игрушки
2. Учить детей пользоваться монологической речью при описательном рассказывании.
3. Продолжать учить детей пользоваться схемами при рассказывании.
4. Постоянно обогащать словарный запас детей.
5. Учить детей внимательно слушать друг друга (дополнять).
6. При помощи рассказывания развивать следующие психические функции: речь, память, мышление, внимание.
7. Вести работу среди родителей по развитию речи детей (консультации, индивидуальные беседы)
Тип проекта : познавательный, творческий, групповой.
Продолжительность проекта : один год
Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной монологической речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Поэтому мы считаем, что обучение рассказыванию будет способствовать развитию связной монологической речи, и чем раньше мы начнем обучать детей рассказыванию, тем результат будет лучше.
Исходя из вышеизложенного, мы решили разработать проект,
«Обучение рассказыванию, как средство развития речи детей 4-5 лет».
Гипотеза:
Мы предполагаем, что, проведя ряд занятий по обучению рассказыванию, расширится словарный запас, дети смогут составлять простые рассказы, описывать игрушки и картины. У детей сформируется умения связно высказывать свои мысли, строить диалог.
Теоретическое обоснование проекта.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой - неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ.
С помощью перекрестных экспериментов были выявлены особенности связных высказываний детей пятого года жизни в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
В системе обучения важно использовать специальные речевые упражнения, направленные на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики, и освоение способов внутритекстовых связей; вариативную наглядность, обогащающую содержание детского монолога, обеспечивающую динамику действий и позволяющую детям овладеть структурой связного высказывания (серии картинок с развивающимся сюжетом, наборы игрушек, фигурки для фланелеграфа).
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях :
а) происшедших только что, б) происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных) :
а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;
3) рассказ по картинке :
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
К рассказу детей готовят так же, как к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды фонетические, а также упражнения в собеседовании. Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи детей.
Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). На занятии по рассказу всегда целесообразно вспоминать уже известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой детей и делает их рассказы более выразительными.
Материал для рассуждений может дать любая картина, стоит лишь поставить вопрос почему? (произошло то или иное действие) или при каком условии? (получает предмет тот или иной признак).
Итак, обучение рассказыванию ведется с помощью приемов опоры на реальные объекты, опоры на воспоминания, опоры на картины. Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи рассказчика, подсказывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в проектную деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Речевые игры дома».
Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».
Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».
Ожидаемые результаты:
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, повысится уровень речевого развития, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью, использовать монологическую и диалогическую формы речи, активизируется познавательная деятельность детей, повысится интерес к занятиям. У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 27-43.
2. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С. 4-16.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение, 1983.
4. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. М. Хомловской. - М. : Педагогика, 1978.
5. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.yspu.yar.ru
Перспективное планирование проектной деятельности в средней группе «Облачко»
№
Наименование мероприятия Цели Дата
1.
Знакомство с нашими героями. «Игрушки» Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. Сентябрь
«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Рассматривание картины «Кролик с крольчатами» Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений;
Занятие «в гости к белочке» Познакомить детей с обитателями осеннего леса: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме, упражнять в составлении рассказов описательных
2. Рассказывание по картине «Осенний день» Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию;
Октябрь
Рассматривание картины «Кошка с котятами» Учить детей составлять короткие рассказы по знакомой картине отражающей содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.
«Фрукты-овощи»
Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.
Комплексное «В гостях у ежика» Продолжить знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, чем питается, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой. Продолжать учить составлять рассказы по схеме.
3. «Поздняя осень» Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что.
ноябрь
Занятие «К нам пришел волшебник» (творческая работа детей) Учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе. Побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Занятие «Расскажите о птичках, о больших и невеличках» Помочь детям запомнить названия некоторых птиц хищных и насекомоядных. Упражнять в составлении рассказов. Закреплять умение детей работать с кирпичиками и брусками, совершенствовать умения делать перекрытия.
Занятие из серии «Лесные жители» (Составление рассказа о зайчике) Продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса. Как готовится заяц к зиме? Кто его враги? Кто друзья? Учить составлять короткие рассказы.
4. «Зима» Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения
декабрь
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу». Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.
«Елка» К. Чуковский Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.
«Новый год» Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.
5. Составление рассказа по заданным словам (творческая работа детей) Составление творческих рассказов из 3-4 предложений, упражнять в монологической речи.
Январь
Рассматривание картины «Зимние развлечения» Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.
Занятие «Птицы зимой» Учить детей внимательно рассматривать картину и составлять небольшой рассказ по картине. Повторить с детьми название птиц.
Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая» Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.
6. «Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины). Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Февраль
«Водный транспорт» Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.
«Воздушный транспорт» Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.
«Правила дорожного движения. Светофор» Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.
7. Рассматривание сюжетной картины «Весна пришла» Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Март
«Посидим в тишине» Заучивание наизусть Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения
«Детский сад» Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.
«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке. Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.
8. «Комнатные растения» «Фиалка» Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения.
Апрель
«Полевые цветы» Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы
«Садовые цветы» Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе.
«Лес. Деревья» Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей.
9. «День Победы. Военная техника» Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.
Май
Составление рассказа «Я и моя семья» Формирование у детей представлений о семье, ее членах; развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье; совершенствовать навыки связной речи.
Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу» Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
«Письмо друзьям»
Составление рассказов. Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.