Лобанова Надежда Владимировна
Инновационная педагогическая деятельность «Оптимальные методы и средства обучения в работе по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность и перспективность проблемы.
Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в XXI веке, не могут не затрагивать сферу отечественного образования. В центре внимания образовательной политики России сегодня оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире. Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в средней школе, названо «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения».
Публикация «Инновационная педагогическая деятельность „Оптимальные методы и средства обучения в работе по развитию речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь школьников не отвечает этим качествам. На сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Речь наших детей стала бедна. Увиденное с экранов телевизоров порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.
“Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”. Эти слова А. И. Куприна кажутся наиболее актуальными сегодня, когда ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения. Подростки практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках русского языка по обогащению речи учащихся изобразительными средствами. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка.
Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ГИА предлагаются задания, выявляющие уровень их речевого развития.
Особую важность данная проблема приобретает в учреждениях, где воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, которые, имея негативный социальный опыт, отличаются от сверстников неумением пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, рассуждать.
В нашем учреждении накоплен определенный опыт по развитию речи школьников, выстроена система работы, реализуются отдельные программы и технологии. Усилия педагогов направлены на то, чтобы выпускник школы умел бы общаться, умел бы слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел бы оценивать чужую и свою речь, умел бы словесно импровизировать и стремился постоянно совершенствовать свою речь.
Практическая значимость темы заключается в поиске адекватных методов и средств работы, способствующих более эффективному развитию речи детей. Это позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и, как следствие, будет способствовать их социализации.
Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать какую-то историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д. И сделать это орфографически правильно. Поэтому своими задачами считаю:
- научить детей почувствовать вкус русского языка;
- понять его назначение;
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- совершенствовать свое речевое творчество.
2. Концептуальность.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников. Хорошая речь ребенка – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Поэтому развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные методические приёмы, которые направлены на развитие содержательности, логичности, точности, выразительности, произносительности, правильности.
С этой целью в своей работе использую следующие группы приёмов — наглядные (направлены на накопление содержания речи, закрепление знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи, словесные (анализ текста, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа) и практические (направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование). В результате ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.
Основой работы по развитию речи являются следующие принципы:
- системность работы, её последовательность на каждом уроке;
- принцип понимания языковых значений и одновременного развития лексических и грамматических навыков (отбор средств обучения, который представит детям их речь как знаковую систему, как сложный код. Простые и сложные знаки этого кода дети должны соотнести с разными явлениями действительности. Методические приемы, которые использует в этой работе учитель, должны обеспечить тренировку мысли ребенка и послужить выработке у него грамматических, и, следовательно, мыслительных навыков);
- принцип оценки выразительности речи (отбор дидактического материала, который развил бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи. Приемы обучения должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы обеспечить развитие навыков поэтической речи, усвоение функциональных стилей речи);
- принцип развития чувства языка, или языкового чутья (организация обучения, которая облегчила бы детям запоминание фактов родного языка, усвоение традиции их употребления в речи);
- принцип опережающего развития устной речи перед письменной, сопоставления письменной речи с устной в процессе усвоения письма.
- принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи (необходимо по мере развития ребенка усложнять дидактический языковой материал, повторять усвоенный раньше и добавлять новый, усложнять приемы обучения, т. е. стремиться к тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более и более развитой).
Новизна опыта. Языковое и речевое развитие школьников позволяет формировать социальные компетенции учащихся. В целом речь – это основополагающий фактор в становлении человеческой личности. Благодаря развитию техники, телевидения, средств информационных технологий речь будет приобретать все большее и большее значение в жизни общества в различных сферах деятельности человека, в удовлетворении его духовных потребностей.
Сегодня ранее использованных приемов развития речи недостаточно. Приходится активизировать различные источники знаний: энциклопедии, справочники, компьютерные программы; учитывать потребности и возможности современного ученика. Новизна опыта определяется в следующих положениях:
- создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности,
- формирование уважения к языку и его носителям;
- коммуникативный подход к изучению языка, совершенствование всех видов речевой деятельности : говорения, слушания, чтения, письма;
- накопление, систематизация и использование дидактического материала по развитию речи, в том числе использование мультимедийных технологий;
- создание электронного банка данных.
Применение такого метода обучения, как мультимедиа, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, обеспечивающий благоприятные условия для предотвращения педагогического отчуждения ребенка и выправляющий индивидуальное развитие каждого нуждающегося ученика, а также решить задачи развития речи, не решаемые в рамках других педагогических подходов.
3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы содействовать формированию языковой личности, способной ориентироваться в социокультурной среде, владеющей речевой культурой, умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, необходимо:
- внедрение новых педагогических технологий в работу;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
- создание на уроках благоприятной атмосферы для работы;
- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.
4. Оптимальность и эффективность средств.
Одним из средств эффективности моей деятельности является соединение теории с практикой, сочетание традиционных и современных подходов. Работу по данной проблеме веду по следующим направлениям:
а) работа над словом; б) работа над словосочетанием и предложением; в) работа над связной речью; г) работа над организацией учебного диалога.
Большое значение придаю содержательности и художественной ценности материала, который используется на уроках. Кроме того, стараюсь, чтобы словарный состав упражнений был разнообразным и включал слова из разных областей: жизнь школы, события в стране, взаимоотношения между людьми, дела сверстников, родная природа и др.
Школьный курс уроков русского языка способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях я ставлю перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал.
На всех уроках, сообщая новый материал, включаю в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, опираюсь на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Одновременно приучаю ребят пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный – помогает излагать мысль. Для этого даю возможность чаще высказываться, применяю активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии, диспуты, обсуждения, провожу нестандартные уроки (уроки-игры, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки творчества). Особое внимание обращаю на молчаливых, замкнутых детей, на тех, кто сомневается в своих знаниях, затрудняется высказать свое мнение.
В своей работе использую следующие методы :
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядные (иллюстрации, демонстрации);
- практические (упражнения);
- проблемное обучение;
- элементы компьютерного и интерактивного обучения.
В практике использую различные приемы ознакомления учащихся с новым словом:
- выяснение значения слова по толковому словарю;
- подбор синонимов (побоище - бой, сражение, битва, баталия, брань, сеча; благоразумный - рассудительный, здравый.);
- подбор антонимов (ненавидеть – любить, презирать – уважить);- словообразовательный анализ (безмятежный мятежный мятеж);
- этимологический анализ (лукавый от лука «изгиб, кривизна», т. е. лукавый – криводушный, неискренний, двуличный, лживый).
На уроках использую разнообразные виды словарных заданий:
- включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка;
- включение трудных по семантике слов в предложение для разбора;
- подбор слов на орфографическое правило; составление словосочетаний, предложений, мини-текстов со словами из словаря определенной эпохи. Например, в связи с изучением стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» в рассказ о героях войны вводятся слова: бывалый, беззаветный, героический, доблестный, самоотверженный, составляются с ними словосочетания.
В процессе изучения семантики слова особое внимание учащихся обращаю на существование слов, близких по звучанию, но разных по значению в употреблении которых допускаются ошибки (представить - предоставить, осудить- обсудить, признание-признательность). Целессобразно вводить в упражнение оба слова. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:
1. Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок?
2. Словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуга в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный).
3. Подбор синонимов (невежа – грубиян, невежда – неуч, притязание – претензия, притяжение - тяготение).
4. Словообразовательный анализ (биография – греч. жизнь+пишу, т. е. жизнеописание; автобиография – сам+биография, т. е. описание своей жизни).
5. Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа). Например: искусный мастер – искусственный цветок, получить признание, выразить признательность.
Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.
Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
В свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор. Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.
Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса. Методическая цель – создание на уроках условий для проявления познавательной активности учащихся. Чтобы пробудить интерес учащихся к слову, предлагаю им исследовательские проекты: «Из истории слова», «Возникновение неологизмов», «Происхождение имен».
Учителю русского языка и литературы необходимо помочь учащимся овладеть нормами литературного языка. Ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы.
Успех в проведении работы по формированию правильной речи обеспечивает :
1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек.
2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления. В тех случаях, когда это, возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: почему ошибочно построение предложений с деепричастным оборотом типа: "Подъезжая к дому, у него слетела шляпа". В других случаях учитель, опираясь на введенное понятие нормы, замечает: "Так не говорят по-русски", "Это нарушает принятые нормы русского языка".
3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления, чтобы выработать нужный автоматизм произношения.
Одним из разделов работы по развитию речи учащихся является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. На уроках русского языка и литературы школьники полечают понятие о тропах, они обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания, поиску выразительных средств при написании творческих работ.
Мною разработан ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 классов.
Это традиционные упражнения:
1) Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
2) Определить функцию или значение изобразительных средств;
3) Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;
4) Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
5) Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
6) Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
7) Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
8) Привести свои примеры обозначенных тропов.
Нетрадиционные упражнения:
1) Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);
2) Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;
3) Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;
4) Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.
Эти упражнения способствуют эффективному развитию образной речи школьников.
Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер. При этом ученики убеждаются в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы — это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого — совершенствование, развитие чувства языка.
Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Формируют речевые умения и навыки такие упражнения как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.
Одной из форм работы по развитию речи учащихся является создание коллективного сочинения или моделирование текста. Обучаясь написанию сочинения, мы с детьми моделируем текст-образец. Сначала вместе с классом проговариваю каждое предложение будущего сочинения, потом все записываем на доске и в тетради. Я могу сказать, что хотела бы увидеть в данном абзаце текста. Ученики предлагают свои варианты. Лучшее записывается. Одновременно исправляются речевые недочеты и ошибки, устраняются повторы, подбираются синонимы, повторяются и анализируются художественные средства, объясняется, как можно создать художественные средства. Сочинение-образец получается, благодаря работе и учителя, и учащихся (педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности).
За время работы в школе мною накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщен опыт работы по избранной теме. В своей работе использую готовые разработки и создаю их сама. Строю уроки развития речи как самостоятельные и как комбинированные, опираясь на методы и приемы Т. А. Ладыженской.
5. Результативность опыта
Работа по реализации данной темы опыта дала определённые результаты в обучении школьников. Она способствовала развитию коммуникативной компетенции учащихся, сформировала положительную мотивацию к обучению, позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности. Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе.
Возрастает активность учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах. Самое главное, что дети чувствуют себя увереннее, не боятся выступать с докладами, проектными работами, исследованиями.
Формируется устойчивая мотивация и интерес к предмету. Учащиеся не испытывают негативных эмоций, чувствуют себя на уроках комфортно в отношениях «ученик – учитель» и «ученик – ученик».
Опыт показывает, что система работы над развитием речи приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии школьников.
6. Возможность тиражирования.
Опыт работы представлен следующими материалами:
1. Разработки уроков на сайте ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» в разделе «Методическая копилка», https://ylgahome.3dn.ru/load/9
2. Выступления на методическом объединении учителей детского дома-школы.
3. Выступление на курсах повышения квалификации в Мордовском республиканском институте образования.
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.
Работа в данном направлении не ограничивается проведением уроков. Внеклассные занятия имеют ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны: постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, стенная печать, информационный стенд, работающие в течение всего учебного года; эпизодические (викторины, конкурсы, олимпиады, КВНы, экскурсии).
Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными и слабыми учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования. Широко используются комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, беседы, вечера.
Разработки открытых уроков размещены на сайте учреждения https://ylgahome.3dn.ru/load/9.