Дмитриева Олеся Валерьевна
Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность заняла прочное место в работе по развитию интонационной выразительности речи. Незабываемые театрализованные представления доставляют дошкольникам множество положительных эмоций, раскрывают новые возможности для развития речи, способствуют глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста наизусть.
Публикация «Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Педагоги постоянно стремятся к развитию чёткой и выразительной речи дошкольников. интонационно выразительная речь - это яркий показатель развития ребёнка. Чем выразительнее речь ребёнка в дошкольном возрасте, тем успешнее школьное обучение.
Но наблюдения показывают, что дошкольникам не всегда удаётся регулировать силу голоса, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Следовательно, бедная речь приводит к агрессии, так как дошкольник не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Возникает проблема произнесения, проблема выразительности речи.
Решению проблемы поможет использование новых технологий в театрализованной деятельности, которые эффективно влияют на развитие темпа, ритма, тембра, логического ударения, мелодику речи дошкольников.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Мультимедийные средства обучения (слайд-фильмы, презентации) : вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения, использования анимации. Их особенностью является то, что диски с записью литературного произведения можно предложить родителям для домашнего просмотра. Рекомендуется использовать хорошо знакомые и полюбившиеся детям произведения с богатыми диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами.
В процессе просмотра, за счёт мультимедийных эффектов, у воспитанников повышается мотивация к участию в театрализованной деятельности. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дошкольники воспринимают чёткую дикцию, запоминают её, им легче восстановить услышанное для применения на практике.
Рекомендации педагогам:
1. Средства наглядности можно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.
2. Посоветовать детям повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть.
3. Продолжительность сеанса должна быть ограничена во времени - не превышать 10—15 мин.
Следующей формой работы являются мини-спектакли. Разыгрывая мини-спектакли, дошкольники знакомятся с богатой языковой культурой русского народа.
Подготовка к мини-спектаклю – это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Во время подготовки и исполнения ролей у воспитанников закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом и интонацией речи, мимикой и пантомимикой). По наблюдениям Д. В. Менджерицкой, мини-спектакли старших дошкольников - это специально организуемые представления сначала для детей младших групп, затем – для родителей своей группы, затем – на общем родительском собрании детского сада. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия. Дошкольникам важно предоставлять свободу в действиях, фантазии при имитации движений.
Речевые семейные праздники занимают достойное место в жизни детского сада. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка, установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Сказкотерапия – это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации. Сегодня сказки используются педагогами, психологами, логопедами. На сказках апробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Так, после чтения и беседы по сказке, педагог распределяет роли для проигрывания сюжетов сказки, включает психогимнастику, проводит нравственные беседы по прочитанному. Вопросы по содержанию сказок должны быть составлены таким образом, чтобы дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринуждённой форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей сказок.
Арт-терапия – это метод благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на развитие выразительной речи дошкольника. Это один из самых эффективных психологических методов, в основе которого лежит многогранное художественное творчество: музыка, кинестетика, литература и пр. Именно обращение к искусству позволяет избавиться от стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с собой. Арт-терапия учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими эмоциями, развивает навык успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выразительную речь. Арт-терапия – это огромный перечень увлекательных занятий: музыки, чтения художественной литературы, сказок, драматическое и изобразительное искусство и др. занятия проходят в игровой форме и уютной обстановке.
Эффективным является применение поисковых ситуаций, предлагаемых А. Н. Брызгаловой, побуждающих детей к самостоятельным действиям.
А также использование игровых упражнений или этюдов на отработку средств образной выразительности.
Исследователь Д. В. Менджерицкая предлагает использовать в работе по развитию выразительности речи приём «нравственной лесенки», где дети располагают героев на лестнице по личной симпатии
Эффективными является упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям. Такие упражнения заставляют дошкольников задуматься и осознать основное состояние персонажа (радость, печаль, страх, злость, восторг и др.) и применять способы их вербального и невербального выражения.
Одним из условий организации театрализованной деятельности является умение педагога вовремя менять методы руководства и брать на себя функцию не обучающую, а организующую детскую деятельность. Отношения взрослого и ребенка предполагают равенство и доверительную форму общения.
Как утверждают исследователи Е. А. Дубровская и С. А. Козлова, педагогу необходимо не только выразительно читать или рассказывать произведение, но уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любимому «превращению», то есть владеть основами актёрского мастерства.
Одним из требований к педагогу является эмоциональное отношение к читаемому, искренность, неподдельность его чувств. Рядом с таким педагогом речь воспитанников станет выразительной и осознанно эмоциональной.
В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и новых технологий должны органично вливаться в систему работы воспитателя, специалиста дополнительного образования, музыкального руководителя не заменяя непосредственного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.