Елена Шишкова
Проектная деятельность «Эмоционально-волевое развитие у детей 6–7 лет с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
По многолетним наблюдениям было замечено, что у ребенка с нарушениями речи часто нарушены не только речевые, но и неречевые психические процессы. Со стороны эмоционально- волевой сферы этих детей также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замк-нутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, речь детей с речевыми нарушениями маловыразительная. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.
Публикация «Проектная деятельность „Эмоционально-волевое развитие у детей 6–7 лет с нарушениями речи“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Определение предмета исследования.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности ребенка. Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний - эмоциональная лексика. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, чем больше владеет эмоциональной лексикой, тем точнее он поймет состояние другого человека.
Работа педагога-психолога и учителя-логопеда над эмоциональной сферой ребенка с нарушениями речи
Учитель-логопед
Обследование речи, в том числе и ее эмоциональной стороны (интонационной выразительности, эмоционального словаря).Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях специальных приемов по активизации психических процессов; ведение работы по расширению эмоциональной лексики, работы над выразительностью речи, развитием выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
Педагог-психолог
Обследование психических процессов в речевом плане. Ознакомление детей с основными эмоциями, доступными возрасту; развитие невербальных средств общения, с помощью кинезиологических упражнений
• Проведение согласно плану занятий, с детьми с использованием ИКТ (инфор-мационно-коммуникационных технологий);
• разработка рекомендаций для родителей
• повышение компетенции педагогов ДОУ по данной теме
Выдвижение гипотезы.
Считаем, что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведет к активизации речи детей и развитию их эмоциональной сферы.
В результате внедрения модели в практику работы учреждения:
1. Повысится уровень эмоционального благополучия детей, их эмоциональная отзывчивость, адаптированость к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе. Эмоционально отзывчивый ребенок: понимает и откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на про-изведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; способен словесно выразить свои чувства, описать ситуации; может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль персонажа в рассказе или сказке.
2. Будут обеспечены целостность, единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
3. Осуществится полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе.
4. Обновятся формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.
5. Повысится уровень родительской компетентности.
Проверка гипотезы.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. Эта работа должна стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы и форми-рование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.
В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- разработать и апробировать диагностику уровня развития эмоциональной сферы;
- детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;
- подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал, разработать занятия;
- повысить профессиональный уровень педагогов ДОУ;
- формировать активную родительскую позицию на основе сотрудничества детского сада и семьи;
Методологическая основа проекта:
Положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л. С. Выготский).
Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми проблемами (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина).
Положение о связи речи с другими сторонами психического развития и комплексного подхода к вопросам диагностики и решению реабилитационных задач (Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, 3. А. Репина, Е. Д. Хомская).
Положения о закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Е. И. Изотова, В. С. Мухина, Е. В. Никифорова).
Положения о взаимосвязи и взаимообусловленности эмоций и речи (А. В. Запорожец, Е. И. Изотова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Е. В. Никифорова, Я. 3. Неверович. П. М. Якобсон и др.).
Положения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга, помогающие определить преобладание положительных или отрицательных эмоций, раскрыть особенности лицевой экспрессии эмоций, эмоциональной интонации голоса (Е. М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. В. Шанский).
На основе анализа ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса и др., раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, мы видим целесообразность внедрения предложенной модели педагогического проектирования в практику работы с дошкольниками.
Система работы по формированию лексики детей с нарушениями речи основана на следующих принципах:
Принцип деятельностного подхода, определяющий содержание и построение обучения с учетом ведущей деятельности.
1) Принцип системности, позволяющий развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
2) Принцип развития чувства языка, который состоит в том, что при многократном воспроизведении речи и использовании в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналоги, а затем он усваивает и языковые закономерности.
3) Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру речевых нарушений у детей.
4) Принципы общедидактические - наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.
Тип проекта: творческий, длительный, групповой.
Содержание и этапы реализации проекта.
I этап:
- анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития эмоционально-волевой сферы детей;
- подготовка методического обеспечения проекта;
- психолого-педагогический мониторинг эмоциональной сферы детей;
- разработка занятий;
- информирование родителей в вопросах развития эмоциональной сферы с помощью буклетов, папок-передвижек, картотек и стендовой информации.
II этап:
- апробация системы занятий интегрированных досугов по развитию эмоциональной сферы детей;
- творческие отчеты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото - и видео презентации, выставки и т. д.);
- создание интернет -ресурсов для родителей по данной проблеме;
- создание фотоальбома «Мир эмоций».
III этап:
- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;
- проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;
- создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольной образовательной организации;
Январь
Диагностика эмоциональной сферы, развития речи. Проведение анкетирования «Ваше отношение к эмоциям», анализ и оформление их. Проведение анкетирования по изучению эмоционального взаимодействия в семье
Февраль 1 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом.
Интегрированный досуг «Снежная королева» (тема «Зима. Зимние забавы») Подготовка информационного стенда «Наши эмоции» Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
2 неделя Коррекционно-развивающее занятие с учителем-логопедом и педагогом- психологом.
Интегрированный досуг «Приключения Буратино» (тема «Игрушки»)
3 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом. Интегрированный досуг «Царевна- лягушка» (тема «Транспорт») Оформление картотеки «Психогимнастика», «Эмоциональная лексика» Памятки
4 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом. Интегрированный досуг «Теремок» (тема «Дикие животные»)
Март
1 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом.
Интегрированный досуг «Заюшкина. избушка» (тема «Весна. Весенние приметы»)
Разработка игр для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Брошюрки с для родителей: Игротека: «Агрессивный ребенок», «Ребенок со стра-хами», «Застенчивый невидимка»
2 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом- психологом.
Интегрированный досуг «Волк и семеро козлят» (тема «Профессии»)
3 неделя Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом - психологом.
Интегрированный досуг «Дюймовочка» (тема «Насекомые»)
4 неделя Диагностика эмоциональной сферы детей Оформление альбомов с рисунками «Я рисую настроение». Презентация рисунков «Я рисую настроение
Методические ресурсы
ФГОС ДО;
• образовательные программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, 2014 г.); специализированные образовательные программы: «Удивляюсь, злюсь, радуюсь, боюсь» (С. В. Крюкова, «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» (Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина).
Информационные ресурсы:ДОУ имеет свой сайт в Интернете и электронную почту, использует в работе нормативно-правовую базу, базу данных по воспитанникам.
Материальные ресурсы:в ДОУ оборудована современная, безопасно - развивающая среда, технические средства; кабинет психолога, логопедический кабинет оснащены диагностическим инструментарием, дидактическими и развивающими пособиями; оснащены компьютерной техникой.
Участники проекта: учитель-логопед; педагог-психолог; дети с ОВЗ подготовительной группы; воспитатели, родители воспитанников.
Результаты реализации проекта:
I этап - аналитический отчет об использовании современных образовательных технологий, развивающих эмоциональную сферу;
II этап - тематическое планирование совместной работы педагога-психолога и учителя - логопеда, сценарии путешествий; интернет-страничка о педагогическом проектировании; рекомендации для родителей по преодолению эмоциональных отклонений;
III этап - результативность использования данной модели в работе организации (на основе диагностического обследования детей, мультимедийная презентация содержания проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / - СПб. Лань, 2003.
2. Иванова, С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе С. В. Иванова // Логопед. - 2004. - № 4. - С. 57-64
3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Академия, 2004.
4. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет / М. Ю. Карту- шина. - М. : Сфера, 2008.
5. Кондратенко, И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. - 2004. - № 3.
6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под ред. д-ра мед. наук Е. М. Мастюковой. - М. : Аркти, 2002.
7. Королева, 3. «Говорящий рисунок»: 100 графических тестов / Злата Королева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - (Серия «Практика познания»,
8. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. -М. : Генезис, 1999.
9. Кулачкивська, С. Е. Я - дошкольник. Возрастные и индивидуальные аспекты психологического развития / С. Е. Кулачкивська, С. О. Ладывир. - М. : Нора-Принт, 1996.
10. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лаптева, Н. В. Серебрякова. - Ростов н/Д: Феникс* СПб. Союз, 2004.
11. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. - М. : Аркти, 1999. - 48 с.
12. Нищева, И. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева. - СПб. Детство-Пресс, 2009.
13. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.
14. Трошин, О. В. Логопсихология: учеб. пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулин. - М. : ТЦ Сфера. 2005.
16. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий ант. -сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. - Волгоград: Учитель, 2012г.