Галина Куркова
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
(на примере работы с детьми 2-3-х лет)
Аннотация. В статье обосновывается важность вопросов развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов игровой деятельности. Автор концентрирует внимание на высоком потенциале театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников. В статье обосновывается важность комплексного подхода в процессе использования театрализованных игр, сочетающего в себе развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики, внимания и др. процессов. Автором представлены фрагменты театрализованных игр, отражающих специфику поставленных педагогом задач для развития речи детей. Обоснованы дидактико-методологические основания театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: развитие речи, младшие дошкольники, театрализованная игра, комплексный подход, принципы.
Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте является важной задачей, которая влияет на их дальнейшую познавательную деятельность. Дети этого возраста активно проявляют интерес к формированию речевых навыков в процессе повторения, чтения слов, проговаривания простых предложений. В этом они усматривают совершенно новый для них особый объект познавательной деятельности [5].
Очень положительно влияет на развитие речи ребенка данного возраста игровой процесс, который сопровождается подражанием, пародированием, небольшими ролевыми постановками, т. е. приемами театрализации в игре. В условиях театрализованной игры дети лучше звучанием и значением слова. Еще больший эффект проявляется в процессе разыгрывания под руководством педагога небольших сценок из необычных для детей рассказов, сказочек, потешек. Этот эффект проявляется в активном взаимодействии речи и воображения ребенка. Театрализованные действия, характерные для формирования речевых навыков в условиях предметно-пространственной среды, особо любимы младшими дошкольниками, так как позволяют разнообразить деятельность по развитию речи необычными новыми словами интересными подражающими звуками в ходе игры. Эффективность театрализованных игр для развития речи особенно важна для детей, которые нуждаются в поддержке, сопровождении их развития [2; 4; 6].
В этот возрастной период начинает активно формироваться бытовой словарь детей. В их речь входит большое количество ранее не известных им предметов окружающей действительности, дети познают многие явления, учатся производить простейшие операции с предметами, устанавливая связи между ними, что сопровождается интересом и стремлением узнавать названия и сущность изучаемого и познаваемого.
Так, например, используя метод театрализации в игре младшего дошкольника, можно уточнять и отрабатывать правильное произношение звуков в новых словах, а также развивать правильное дыхание при произношении и фонематические способности при различении и воспроизведении неречевых звуков [1; 6] :
Например,
Игра «Эти волшебные звуки»
Задача: развитие звуковой культуры речи
Работа над навыками развития речи в игре :
-формирование и закрепление навыков употребления различных необычных речевых форм с различными звуками (например, шуршание бумаги, звон стеклянных предметов, прослушивание голосов животных, надувание воздушных шариков);
-формировать умение подбора слов с определенным количеством звуков; определять последовательность звуков;
-учить составлять слова из определенной последовательности звуков;
-активизировать навыки в речевых ситуациях (монолог, диалог, коллективные формы общения).
Находясь в среде своих сверстников, младшие дошкольники наиболее продуктивно овладевают навыками развития речи, что ускоряет процесс их общего психического развития и эффективной дальнейшей подготовки. Поэтому, в настоящее время в процессе развития речевых коммуникативных навыков данной группе дошкольников уделяется также немаловажное значение и особое внимание [7].
В процессе формирования словарного запаса, коммуникативных навыков и грамматического строя речи посредством театрализованной игры мы ставили перед собой следующие задачи:
-добиваться правильного использования слов, обозначающих названия предметов, процессов, явлений, свойств, а также обобщающих понятий в речи, сравнительных форм выражений, отличительных признаков и свойств в словесном выражении (например,
Фрагмент игры:
Педагог:
На лесной поляне в ряд,
Звери делают разминку.
Во время выполнения упражнения дети смотрят и повторяют за педагогом. Педагог:
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье!
Педагог:
Полосатенький енот
Изображает вертолё т:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт);
-учить детей воспринимать на слух ошибки грамматического строя речи, правильно исправлять их, предлагать свои варианты речевого использования, проявляющиеся в разных типах предложений, словосочетаниях (например,
Фрагмент игры:
Разберем ситуацию на примере пальчиковой игры «Внимательные пальчики» (для детей 2-3-х лет).
Сначала педагог использует прием повторения имеющихся у детей знаний (упражнение сопровождается проговариванием, показом педагога и демонстрацией детьми правильных движений:
- Как живете?- Вот так! ( Показывают: большие пальцы направлены вперед);
- Как плывете?- Вот так! (Имитация движений при плавании);
- Как бежите?- Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»);
- Как сморите в даль?- Вот так! («Бинокль» всеми пальчиками);
- Ждете обед?- Вот так! (Подпирают щеки кулачком);
- Машете вслед?- Вот так! (Машут кистями рук);
- Утром спите?- Вот так! (Обе руки под щеку);
- А шалите?- Вот так! (Хлопают по надутым щекам).
Педагог: Давайте-ка повторим еще раз (повторяют).
Педагог: посмотрите-ка за мной, мне кажется я что-то делаю неправильно (проговаривают вместе ход игры, но педагог сознательно делает ошибки – дети говорят, какое движение выполнено неправильно и показывают, как его нужно сделать).
Педагог: А, ну-ка еще разок! Кто быстрей увидит ошибку!
Повторять можно несколько раз.
В этой театрализованной игре подключается к работе мелкая моторика детей, что положительно влияет на развитие как физических, так и психических и интеллектуальных способностей в дальнейшем) [2; 3; 4];
-учить самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов, понимать использование данных лексических единиц в речи при составлении полных предложений (например,
Например,
Ход игры Движения детей Проговаривание слов по слогам по музыку
Как живете? Показывают: большие пальцы направлены вперед Мы-жи-вем!
Как плывете? Имитация движений при плавании Мы-плы-вем!
Как бежите? Указательные и средние пальцы «бегут» Мы-бе-жим!
Смотрите в даль? («Бинокль» всеми пальчиками Мы-гля-дим!
Ждете обед? Подпирают щеки кулачком Ждем-о-бед!
Машете вслед? Машут кистями рук Ма-шем-вслед!
Утром спите? Обе руки под щеку У-тром-спим!
А шалите? Хлопают по надутым щекам И-ша-лим!
Целесообразно провести данную игру под музыку. Это создаст особой игровое настроение и будет способствовать синхронизации движений пальцев рук с темпом и ритмом музыки и с ритмическим рисунком проговариваемого слова.
Эффективность театрализованной игры в развитии речи детей младшего школьного возраста высока. Такой подход к развитию речи обеспечивает реализацию важнейших принципов в работе с детьми:
-принцип соблюдения индивидуальных интересов ребенка для достижения максимальной пользы для ребенка;
-принцип комплексного подхода для развития речи ребенка;
-принцип преемственности для обеспечения взаимосвязи коррекционно-развивающей деятельности с другими видами психолого-педагогической деятельности, направленной на речевое развитие;
-принцип постепенного усложнения заданий речевого материала с учетом «ЗБР» (зоны ближайшего развития по Л. С. Выготскому);
-принцип систематичности, обеспечивающий тренировочный педагогический эффект;
-принцип вариативности для сохранения и развития интереса детей к процессу развития речи;
-принцип комплексно-тематического построения образовательной и развивающей деятельности и мн. др.
Таким образом, говоря о важности и роли игры (а, в частности, театрализованной игры) в развитии речи младших дошкольников, необходимо отметить, что в процессе ее использования происходит не только эффективное развитие речи ребенка, но и активно формируется познавательная деятельность, обеспечивается устойчивое внутренне комфортное состояние, проявляется способность детей к созданию собственного плана действия в игре. В рамках использования приемов театрализованной игры уже в младшем дошкольном возрасте начинают формироваться поведенческие модели детей, которые отражают основные показатели развития речевых навыков в конкретной ситуации, а также происходит формирование личного коммуникативного и поведенческого опыта, что является важнейшей основой дальнейшего прогрессивного поступательного развития.
Литература:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 1991. – 127 с.
2. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М. : Наука, 2000. – 440 с.
3. Казанкова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 669-673.
4. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 173-175.
5. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
6. Охлопкова, М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / М. В. Охлопкова // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М. : Буки-Веди, 2013. – С. 48-52.
7. Рюмина, Н. Н. Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации / Н. Н. Рюмина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – № 2. – С. 152-156.