мотошкова юлия
Формирование монологической речи «Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование монологической речи : виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию
В дошкольном возрасте ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи : пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее; свойственное монологической речи в целом, но и существенные отличия.
Публикация «Формирование монологической речи „Виды детских рассказов, формы организации работы, приемы обучения рассказыванию“» размещена в разделах
Пересказ — связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок передает «чужое» содержание и пользуется готовой речевой формой. Выразительность речи при пересказе характеризуется подражанием, носит опосредованный характер. Рассказ — это самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события.
Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер.
Существуют разные классификации рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической речи детей. В соответствии с основными типами текстов, свойственными дошкольникам (описание и повествование, рассказы детей по форме могут быть описательными и сюжетными.
Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный. Дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, а также объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказывания в сопровождении показа названных действий. Например, ребенок может объяснять товарищу, как используют тот или иной предмет, игрушку, каковы правила игры.
Все детские рассказы (и описания, и повествования) могут основываться как на наглядной, так и на словесной основе. В первом случае дети при рассказывании опираются на наглядность — игрушку, предмет, картину и т. п. В другом — только на память или представления. Например, ребенок рассказывает, какую игрушку сделал для подарка другу. По содержанию детские рассказы делятся на фактические и творческие.
При составлении фактического рассказа ребенок опирается прежде всего на свои представления (это рассказы, которые составляются по наблюдениям, или на память, представления. При придумывании пользуется главным образом фантазией, творческим воображением. В придуманных описаниях и повествованиях дети используют свой предыдущий опыт, но отдельные события и явления объединяются новой ситуацией. Это может быть повествование с реалистическим содержанием (повествование о каком-нибудь случае с кем-то, о воображаемых событиях и поступки людей, изображенных на картине) и сказка, где действующим лицам придаются фантастические качества.
Чаще встречаются описания фактического характера: описание картины, предмета, игрушки. Но описание может быть и творческим («Необычный зверь, живущий на Севере»).
Сюжетное повествование чаще всего носит творческий характер, например:
- сказка об игрушках (дети придумывают, как два ежика жили в лесу, что они делали и т. д.);
- повествование о действующих лицах картины (что они делали до событий, изображенных на картине, что будут делать потом);
- рассказ на предложенную тему («Как дети выручили из беды своего товарища», «Как зайчик учился кататься на самокате»).
Героем сюжетного рассказа может быть и ребенок, если он рассказывает о реальных событиях («Как мы с папой ходили по грибы») — это фактический рассказ, — либо придумывает, предвидит («Как я поздравлю маму с днем рождения»).
А. М. Бородич отмечает, что детям легче составить сюжетный рассказ, используя свои конкретные восприятия, чем описания. Это объясняется их стремлением к действиям, движению; сказывается и влияние художественной литературы. Фактическое ж описание требует произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, наличия точного словаря. Но после одного-двух занятий большинство дошкольников успешно описывают предметы по восприятию и представлению. Наиболее сложные повествования — творческие, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5 — 6 лет.
Сравнительная сложность детских рассказов учитывается при определении очередности занятий но развитию монологической речи. При обучений детей рассказыванию воспитателю необходи-мо обращать внимание на целенаправленность рассказа. Нужно учить их рассказывать, не отклоняясь от темы.
Важное качество любого рассказа — его последовательность, соблюдение структуры как описания, так и повествования, и поэтому необходимо приучать детей рассказывать «по порядку». Их рассказы должны быть связными, т. е. дошкольников нужно познакомить и со способами межфразовой связи. Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о куль-туре поведения ребенка во время рассказывания. В обучении детей рассказыванию используются различные приемы, основными из которых являются: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем и др. В последние годы широко распространилось использование материализованной схемы (модели) плана рассказа. Авторами их являются Н. Кондратьева, Е. Сомкова, О. Дьяченко и др.
Важный прием обучения — оценка. Воспитатель должен в своей оценке отметить попытки творчества, удачное раскрытие сюжета, выразительность речи, полноту передачи и т. д. В старших группах к обсуждению рассказов нужно привлекать и детей. Методика обучения дошкольников связной речи должна основываться на принципе речевого действия. Фразы, произносимые ребенком, будут результатом речевого действия только при наличии у него внутреннего мотива деятельности (почему ему нужно это сказать, цели (для чего нужно это сказать, что получится в результате, мысли (какое содержание нужно передать).
Ребенок должен самостоятельно отобрать слова для передачи мысли, построить предложения, связать их между собой в связный текст. Проблема мотивации речевой деятельности детей при обучении их пересказу, описанию предметов, игрушек, рассказыванию по картине и т. д. стоит довольно остро. А. Г. Тамбовцева отмечает, что приобщение детей среднего дошкольного возраста к связному рассказыванию связано с определенными трудностями.
Четырехлетние дети не очень внимательно слушают своих сверстников, которые в очередной раз неумело пересказывают рассказ педагога. Причин оказывается несколько. Связаны они с мотивацией деятельности («Зачем повторять одно и то же?», неумением строить полные распространенные предложения (которые в диалогической речи, как правило, неполны, неумением организовать структуру рассказа (начало, развитие, концовка). Очевидно, необходима специальная работа над структурой текста и структурой предложения. Кроме того, следует мотивировать детскую деятельность. Мотивация деятельности детей может быть игровой и коммуникативной. Наилучший результат дает их сочетание. В ход занятия включаются игровые персонажи (кукла, Петрушка, собачка, которым дети рассказывают. Например, помогают Незнайке научиться рассказывать по картине, пересказывают сказку, т. к. Буратино опоздал и не слышал ее. Описание предметов и игрушек включается в сюжет.
Примером могут служить сюжетно-дидактические игры, разработанные для младших и средних дошкольников В. В. Гербовой. Это такие занятия, как «Фотовыставка», «Ателье», «Музей посуды» и др. Как показали исследования А. Г. Тамбовцевой, деятельностью, имеющей привлекательную игровую мотивацию, оказывающей общее активизирующее влияние на структуру предложений, являются игры-драматизации. Эта речевая деятельность с готовым литературным материалом предполагает в то же время импровизированные диалоги и монологи (сочетание репродуктивной и продуктивной речи, заимствование образцов и собственную активную речь).
Игра-драматизация выступает как опосредованное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от ситуативной речи к речи контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи. Один из путей создания проблемной ситуации — загадывание и отгадывание загадок, толкование поговорок, рассказыва-ние на тему скороговорки. Большое влияние на возникновение у детей эмоциональных образов оказывают воображаемые ситуации фольклорных про-изведений, участниками которых они являются.
Например, для отработки навыков связной монологической речи (описания) можно использовать игровую ситуацию «Отгадай, кто я». Дети «перевоплощаются» в животных, взрослых или вещи и расска-зывают о себе. Остальные отгадывают, кто это.