МААМ-картинки

Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды.

Алла Коваленко
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды.
▼ Скачать + Заказать документы

Введение. Перед обновляющейся системой дошкольного образования в настоящее время, с учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта, стоит много серьезных задач, и важнейшая из них - обеспечение условий для проектирования индивидуальной траектории профессионального саморазвития (ИТПС) воспитателей и саморазвития основных субъектов образовательного пространства - воспитателей и воспитанников детских садов. Создать в дошкольном образовательном учреждении условия, способствующие развитию личности воспитанника, может только тот педагог, который сам встал на путь систематического саморазвития.

Публикация «Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды,» размещена в разделах

Деятельность воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования и внедрение новых технологий становится все более инновационной по своей сути. Само время предъявляет к педагогам такие требования к их компетенции как профессионализм, мобильность, способность к творчеству и проектированию ИТПС.

Широкий круг исследований, посвященных проблеме профессионального саморазвития педагога, подтверждает, что данная проблема является значимой для современной образовательной практики, представляет интерес для исследователей.

Вместе с тем существует необходимость совершенствования технологии организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, и подготавливать педагогических работников учреждений дошкольного образования к участию в инновационной деятельности, осознанием необходимости проектирования ИТПС воспитателей ДОУ в условиях инновационной образовательной среды.

Формулировка цели статьи. Проблема обеспечения эффективного проектирования ИТПС воспитателей дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды, формирования компетентных педагогов ДОУ достаточно актуальна в педагогике на современном этапе ее развития.

Таким образом, можно определить актуальность данной статьи: в педагогике разработаны теоретические основы профессионального саморазвития педагога, обоснована взаимосвязь между саморазвитием и эффективностью его профессиональной деятельности. Вместе с тем, считаем важным, что в недостаточной мере раскрыта сущность проектирования ИТПС воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях инновационной образовательной среды, а также необходимо учитывать тот аспект, что большинство администраций учреждений дошкольного образования не готово обеспечить эффективное проектирование ИТПС педагогического коллектива ДОУ.

Необходимость решения данной проблемы и потребность в её теоретическом и методическом обеспечении обусловили выбор темы научного исследования: «Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей детских садов в условиях инновационной образовательной среды».

Цель исследования — теоретически обосновать необходимость и экспериментально проверить модель ИТПС воспитателя дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития российского общества система дошкольного образования играет важную роль в общей системе образования и является ее первым звеном, активно влияющим на будущее стабильное экономическое развитие страны. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. А в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования дошкольное детство становится одним из важных этапов развития человека, важным не как подготовительный этап к последующему развитию, а сам по себе, способствующий всестороннему развитию детей и обеспечивающий равные возможностей для самореализации с учетом личных возможностей способностей. На современном этапе это создает новые условия, инновационную среду, где необходима адаптация всех участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей и руководящих кадров. Происходящие социально-экономические преобразования обусловливают совершенствование системы дошкольного образования, технологии организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, что приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы (введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности воспитателя и детей); к необходимости профессионально-творческого саморазвития педагогов.

В этом аспекте на первый план выходит педагогическое творчество, которое предполагает открытость педагога к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми профессиональными знаниями и умениями, наличие гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям, зрелого педагогического мировоззрения. В творчестве педагог реализует и утверждает, свои профессиональные силы и способности и развивает себя сам. Прослеживая особенности феноменологии саморазвития личности как субъекта деятельности, исследователи акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его саморазвития.

Объектом профессионального саморазвития педагога становятся педагогическое творчество и педагогическая компетентность. Под педагогической компетентностью понимается уровень развития профессиональных качеств педагога, в достаточной мере удовлетворяющий социально-опосредованным требованиям к ним [1, с. 25].

В литературе сущность профессионального саморазвития педагога раскрывается через описание механизмов самоактуализации, самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации.

Профессиональное саморазвитие педагога - это сложное, педагогическое явление элементами которого выступают - с одной стороны самореализация педагога в профессиональной и творческой деятельности, а с другой - сформированные деятельности по самопознанию и самоорганизации.

Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель профессионального саморазвития педагога состоит не только в актуализации творческого потенциала, совершенствовании профессионально-творческих качеств, но и в построении стратегии собственного профессионального роста.

Выводы. Процесс профессионального саморазвития воспитателя ДОУ будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание в дошкольном образовательном учреждении инновационной среды, т. е. системы условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов педагогической деятельности; системы условий, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности воспитателя, формированию у него авторской педагогической технологии, а это в свою очередь является результатом проектирования ИТПС воспитателей ДОУ.

Литература.

1. Михайлова, Н. Н. Личность педагога и его профессиональная компетентность / Н. Н. Михайлова // Новые педагогические исследования. -2003. - №4. – С. 26-34.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365с.

Публикации по теме:

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

К вопросу об организации полимодальной педагогической среды в условиях ДОУ В статье рассматриваются приоритетные направления позволяющие организовать художественно-творческое развитие детей в дошкольном образовательном.

Проектирование предметно-пространственной среды в групповых комнатах «Проектирование предметно-пространственной среды в групповых комнатах. Зачем это нужно?» Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: "Проектный метод планирования в организации совместной деятельности педагогов и воспитанников" Актуальность: Внедрение нового ФГОС.

План работы по самообразованию «Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в рамках ФГОС» Воспитатель: Шилоносова Светлана Ивановна Период: 2015-2016 Тема: Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС до) Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)1 слайдПедагогический процесс.

Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы. Охрана здоровья дошкольников является приоритетным направлением деятельности общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды.
Опубликовано: 11 мая 2016 в 21:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды.» (включая файлы) размещена пользователем Алла Коваленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД