Юлия Лапкина
Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)
1 слайд
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить работу так, чтобы можно было проследить достижения каждого воспитанника в той или иной образовательной области.
Публикация «Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС до)» размещена в разделах
2 слайд
Мы основываемся на приказе Министерства образования и науки об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы.
Создавая систему мониторинга, мы столкнулись с рядом проблем:
- во ФГОС ДО не предусмотрены требования к уровню развития детей
- не разработаны единые критерии психофизиологического и личностного развития дошкольников
- отсутствует единый механизм сбора информации о достижении результатов освоения ООП
ФГОС ДО в п. 3.2.3 подтверждает, что "При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. "
Таким образом, и раньше, и теперь педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Без диагностики невозможно достижение поставленных целей, а так же эффективное управление дидактическим процессом.
3 слайд
Создавая систему мониторинга, мы столкнулись еще с одной проблемой – воспитатели не разделяют понятия педагогической диагностики и педагогического мониторинга. С этой целью была организована методическая работа с педагогами и проведены ряд консультаций по данной теме.
В данном случае диагностика для нас является разовым способом сбора информации, на основе которой отслеживаются результаты и определяются нами пути дальнейшего развития деток с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Таким образом, выстраивая перспективу развития ребенка. А это уже и есть мониторинг.
Простыми словами Мониторинг- это действие состоящее из трех этапов; сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации.
4 слайд
На установочном педсовете было утверждено положение о мониторинге качества образования. В котором нами была отражена цель и задачи мониторинга.
Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей в ДОУ.
На педсовете была сформирована нами мониторинговая комиссия, в состав которой вошли воспитатели групп раннего и старшего дошкольного возраста.
Педагогический мониторинг представляет собой регулярное наблюдение за развитием детей, их успешностью и достижениями в разных видах деятельности. Его цель - отслеживание динамики физического, интеллектуального, личностного развития дошкольника. Если диагностика дает нам представление о том, на каком уровне развития находится наш воспитанник, например, на момент окончания учебного года, то мониторинг позволяет выявить изменения в развитии ребенка за определенный период, связать их с другими показателями образовательного процесса, установить факторы, способствующие или препятствующие достижению ребенком запланированных результатов освоения образовательной программы. Иначе говоря, педагогическая диагностика дает нам представление о самом ребенке (его состоянии) в данный момент времени, а мониторинг позволяет делать заключение об изменениях, которые происходят в ребенке в процессе образования то есть - о качестве его образования.
Мы проводим мониторинг два раза в год (в сентябре и в мае,это делают воспитатели, муз. руководитель
5 слайд
Как проводить диагностику? Каким образом учитывать результаты? Что может выступать критерием, а что показателем? Вот ряд вопросов, которые стояли перед нашим коллективом.
Нами была выбрана модель педагогического мониторинга по Афонькиной Ю. А., разработанного на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.
Критерии в данной модели педагогического мониторинга определяются задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика.
В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.
Одним из основных методов педагогического мониторинга использующегося нами, является педагогическое наблюдение. Оно предполагает целенаправленный и систематический сбор сведений о фактах поведения и деятельности ребенка в различных естественных условиях. Этот метод мониторинга позволяет нам фиксировать проявления детских достижений, которые свидетельствуют о наличии у ребенка тех или иных характеристик. Кроме того информацию мы получаем посредством анкетирования родителей (например, чтобы установить степень усвоения детьми культурно-гигиенических навыков). Используется нами так же и визуальная оценка: например продуктов изобразительной деятельности детей.
Методы сбора, формализации, обобщения данных, позволяют нам составить общее представление об эффективности, о динамике процессов в освоении детьми образовательной программы.
Такой подход к формированию системы педагогического мониторинга, позволяет нам увидеть перспективы по освоению воспитанниками ООП, и выстроить свою работу по индивидуализации образовательного процесса.
6 слайд
Для того чтобы составить целостную картину освоения воспитанниками ООП мы видим несколько направлений педагогического мониторинга:
1. Отслеживание динамики развития воспитанников в процессе освоения образовательной Программы (педагогический мониторинг достижений детей)
2. Отслеживание динамики активности родителей в образовании детей (Анализ участия родителей)
3. Обеспечение профессионального роста педагогов ДОУ (Самоанализ достижений педагога)
Подводя итоги освоения образовательной программы, мы в первую очередь анализируем достижения воспитанников. Однако участниками образовательного процесса являются не только дети, но и их родители, и педагоги. Можно сказать, что они тоже «осваивают» образовательную программу. И хотя, государственный стандарт не предъявляет напрямую к ним требований, но Закон «Об образовании в РФ», другие нормативно-правовые документы говорят о том, что родители должны принимать участие в образовании своих детей. А педагоги обязаны совершенствовать свою профессиональную деятельность в соответствии с тем, как развивается педагогическая теория и практика. Эти вопросы в дошкольных учреждениях никогда не оставались без внимания. В публичных докладах, а теперь – в отчетах по самообследованию мы отмечаем эти результаты, осознавая ценность, которую они имеют и труд, который на них затрачен.
7 слайд
Педагогический мониторинг проводится нами в несколько этапов.
Остановимся на них по подробнее.
Нормативно-установочный этап.
На данном этапе нами была определена нормативная база, включающая Федеральный закон об образовании, ПООП, Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта, локальные акты ДОУ, приказы о мониторинге на начало и конец учебного года, аналитические справки. В которых регламентируется формат проведения мониторинга.
Кроме того, на данном этапе был определен объект исследования – это определение качества освоения воспитанниками ООП. И определено содержание мониторинга, то есть выявление динамики развития физических и личностных, интеллектуальных качеств дошкольников.
На данном этапе была проведена методическая работа с педагогическими кадрами, способствующая обеспечению профессиональной готовности для осуществления системы педагогического наблюдения.
Диагностический этап.
Для того, чтобы избежать сравнительной оценки развития ребенка, (которая, к сожалению, привычна для многих педагогов) вместо групповых диагностических карт мы используем сводные диагностические карты. Следует отметить, что такие карты (но в сокращенном варианте – это индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий) используются воспитателями нашего детского сада в работе с родителями, для того, чтобы родитель не сравнивал своего ребенка с другими детьми, а видел его собственные успехи и проблемы. Данный профиль вкладывается в дневник индивидуального сопровождения воспитанника.
Еще одно преимущество этой карты в том, что она позволяет легко перейти от анализа успехов и достижений конкретного ребенка к оценке эффективности педагогической деятельности в данной возрастной группе. Получив таким образом объективную оценку освоения программы.
В нашем ДОУ реализуется программа Э. П. Костиной «Камертон», поэтому раздел Музыка диагностируется в рамках данной программы. Диагностика осуществляется музыкальным руководителем. На каждой возрастной группе ведется журнал взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, где выявлены уровни овладения детьми данным разделом программы и включены рекомендации воспитателям по работе с воспитанниками.
Аналитический этап:
Анализ показателей освоения программы по образовательным областям необходим нам для корректировки образовательной программы дошкольной организации и при планировании образовательной работы в группах.
Обобщенные формализованные данные используются нами в оценке освоения детьми образовательной программы, т. е. в оценке качества образования.
Данные из сводных диагностических карт уровня эффективности педагогических воздействий переносятся нами в индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий.
Данные педагогического мониторинга в нашем ДОУ хранятся и обрабатываются в форме дневника индивидуального педагогического сопровождения развития ребенка. Выбранная форма работы с данными для нас удобна и позволяет анализировать не только единовременное состояние развития ребенка, но и динамику его развития на протяжении дошкольного детства.
Для того, чтобы педагогиче6ский мониторинг был более эффективен, мы предложили нашим педагогам по завершении учебного года выполнить ряд аналитических процедур:
1 - составить аналитическую справку о совершенствовании собственной профессиональной деятельности за учебный год (повышение квалификации, самообразование, собственные профессиональные достижения);
2 - проанализировать степень участия родителей воспитанников в образовательном процессе (их участие в мероприятиях с детьми, родительские инициативы).
Пока такая работа в стадии эксперимента, но педагоги детского сада положительно отнеслись к этому предложению, и мы надеемся, что эта процедура войдет в систему работы дошкольного учреждения по внутренней оценке качества образования.
В заключение отмечу, что все представленные здесь материалы закреплены в нормативно - правовых документах дошкольной организации: рассмотрены на заседаниях Совета педагогов, утверждены приказом руководителя как приложение к Положению о внутренней системе оценки качества образования.
Информационный этап
Результативность мониторинга предоставляется нами в нескольких формах подачи информации:
- Закрытая форма – данная информация доступна только для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов, специалистов ДОУ.
- Открытая форма предоставления информации Результативность мониторинга представлена нами в форме Публичного отчета на сайте ДОУ и в результатах самообследования, в годовом плане.
8 слайд
Использование мониторинга в образовательной организации позволило
Определить оценку успешности и результативности ООП ДО
Способствовало повышению аналитической профессиональной компетенции педагогов, обеспечивающую индивидуализацию образовательного процесса
Позволило внести коррективы в образовательный процесс ДОУ
Позволило осуществить объективную оценку освоения образовательной программы.