Наталья Королева
Проектирование предметно-пространственной среды в групповых комнатах
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование предметно-пространственной среды в групповых комнатах. Зачем это нужно?»
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, т. е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
Публикация «Проектирование предметно-пространственной среды в групповых комнатах» размещена в разделах
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Принцип полифункциональности среды : предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
С целью полифункциональности использования пространства
группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);
- рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Изобразительные материалы, расположенные в «уголке (центре) изобразительной деятельности», могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное творчество»); для детского экспериментирования с красками, бумагой, для классификации карандашей по цвету, длине, для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание», для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла, содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Коммуникация»).
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке). Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому, на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д. В соответствии с пунктом 3.1.2. Требований, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
- физическому
- познавательно-речевому
- художественно-эстетическому
- социально-личностному
Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми. К развивающим дошкольника видам деятельности относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность (детское экспериментирование) и чтение художественной литературы. Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.
При создании предметно - развивающей среды, позволяющей реализовать вариативную часть общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать ряд факторов.
Предметное содержание (игры, материалы, оборудование) зависит от:
-образовательных целей и задач;
- возрастных особенностей детей группы;
- полового состава группы;
- материальных возможностей дошкольного учреждения;
- индивидуальных особенностей и интересов детей.
На организацию в пространстве влияют:
- конструктивные особенности оборудования;
- интересы и предпочтения детей;
- видовые особенности Учреждения;
- архитектурно-конструктивные особенности помещений.
Организация во времени осуществляется с учетом:
- особенностей режима работы группы, детского сада;
- динамики накопления и обобщения опыта детей.
Таким образом, предметно – развивающая среда должна отвечать потребностям участников обеих моделей организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, и детей, в их свободной самостоятельной деятельности. Материалы и оборудование должны подбираться сообразно педагогической ценности и создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, обеспечивающую реализацию содержания основной общеобразовательной программы.
При создании предметно-развивающей среды необходимо так же :
1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п. Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада стали : отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон;
обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;