Наталия Стрижакова
К вопросу об организации полимодальной педагогической среды в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются приоритетные направления позволяющие организовать художественно-творческое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: сенсорная модальность, аудиальная модальность, визуальная модальность, кинестетическая модальность, полимодальность.
В современной науке все большее значение придается изучению полимодальной педагогической среды, творчества и их взаимодействию. Данная среда необходима для формирования у дошокльников знаний и умений в гибкой, подвижной, вариативной форме. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом, особенно ярко это проявляется в художественно-творческой деятельности.
Публикация «К вопросу об организации полимодальной педагогической среды в условиях ДОУ» размещена в разделах
Полимодальный подход к обучению и воспитанию отражает взаимосвязь различных видов искусства в формировании творческого воображения как ведущего качества творческого процесса, посредством различных приемов и средств, присущих каждому виду искусства. Как отмечают специалисты в области психологии художественно-творческой деятельности, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знание или навык. Её можно развивать посредством включённости ученика в практически-творческую деятельность. Важным аспектом развития творческих способностей является совместное со-творчество ребенка и педагога, процесс общения.
Значимость средового подхода обусловлена тем, что он расширяет возможности влияния на практическую деятельность всех типов образовательных учреждений. По образному выражению Ю. С. Мануйлова, богатая среда обогащает, бедная — обедняет, свободная — освобождает, здоровая оздоравливает и т. д.
Детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия. Таким образом, реализация потенциала каждого воспитанника, развития его способностей, творчества происходит путем использования инновационных технологий, методик, приемов при интеграции базисной и вариативных программ невозможно без комплексной передачи и восприятия информации. Разумеется, что информация является одним из основных звеньев между ребенком и воспитателем. Следовательно, каким способом педагог передаст, а ребенок воспримет информацию и будет определяющим методом обучения и развития. Отечественные и зарубежные исследования в области педагогики и психологии определили ведущие модальности восприятия и переработки информации: визуальная модальность, аудиальная модальность, кинестетическая модальность, либо все в комплексе, то есть полимодальное восприятие информации. Полимодальные методы обучения – аудиовизуальные, визуально-кинестетические, аудиально-кинестетические, аудиовизуально-кинестетические не только формируют различные виды художественно-творческой деятельности: слушание, восприятие, исполнительство, изобразительное творчество, но и создают условия для индивидуально-творческого, и личностного развития учащихся.
Все дети воспринимают, запоминают и усваивают материал по-разному. Некоторые дети, с интересом прислушиваются к звукам, им важно, что они слышат (аудиалы, кому-то необходимо чувствовать, двигаться под музыку, трогать руками, ощущать (кинестетики, другие дети воспринимают зрительные образы, запоминая, рисуют под музыку (визуалы).
Конечно, ребенок воспринимает мир всеми чувствами, однако сталкиваясь с новой информацией, часто использует ведущую модальность восприятия. Именно аудиальная, визуальная и кинестетическая модальности восприятия в наибольшей степени оказывают влияние на процесс обучения ребенка. И поиск путей и средств обучения должен происходить с учетом особенностей каждого ребенка. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что обучение эффективно тогда, когда происходит с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ передачи информации совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает
Работая в детском саду, нам непосредственно приходится сталкиваться с проектированием и модернизацией педагогической среды. В детском саду проходят различные развивающие занятия: по развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по формированию элементарных экологических представлений, по физической культуре. Особое внимание уделяется художественно-творческим занятиям: приобщение детей к художественной литературе и стихам, музыка, театрализованная деятельность, рисование, лепка, апликация, а так же создание детских художественных композиций различными нетрадициоными техниками рисования и поделки из природного материала. Для того чтоб расширить представления детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года мы использовали мультфильмы: «Дед Мороз и Лето», «Снегурочка», «Варежка», «Зимняя сказка», «Дед Мороз и серый волк», «Как ёжик и медвежонок встречали Новый Год», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Тимошкина Ёлка», «12 месяцев», «Снеговик-почтовик», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино», «Новогодняя сказка», «Кто придёт на новый год», «Мороз Иванович», «Верное средство», «Новогоднее путешествие», «Ну, погоди!» 8 выпуск, «В лесу родилась Ёлочка» и другие. Во время просмотра мультфильмов был задействован аудиальный и визуальный канал восприятия, что позволило передать информацию сразу по двум каналам восприятия. В групповых комнатах были развешаны различные изображения зимних пейзажей, прочитывалась художественная литература: С. Иванов «Каким бывает снег», В. И. Одоевский «Мороз Иванович», Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Зима». Делали опыты со снегом «Почему растаяла Снегурочка» и слушали одновременно аудио сказку «12 месяцев», что позволяли задействовать сразу три канала восприятия информации и воспользоваться технологией полимодального обучения.
Таким образом, мы приходим к выводу:
• полимодальная педагогическая среда – это среда, включающая в себя содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит, изложение материала на визуальном, аудиальном и кинестетическом каналах. Наиболее важным условием эффективности данной среды является полимодальная речь педагога (использование специальных предикатов). (Предикат – это языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или отношение. Предикат, указывающий на свойство отдельного предмета напр., «быть зеленым»). Так же учет разных репрезентативных систем, правополушарный и левополушарный подход, позитивное общение и якорение ( связывание внутреннего состояния с внешним эмоционально нейтральным стимулом: прикосновением, звуком, жестом, обмен стратегиями, поддержание индивидуальной и групповой работой;
• в условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.
Список литературы:
1. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России. 2005.- с. 128.
2. Муравьева Л. В. Методические разработки по курсу «Художественно-эстетическое воспитание детей» от 4 до 7 лет : (из опыта работы) / Л. В. Муравьева, Н. А. Шанаева. - М., 1994. - 146 с.
3. Рыбкин А. Т. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста : [учеб. -метод. пособие] / А. Т. Рыбкин ; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. - Пенза : ПГПУ, 2000. - 123 с.
4. Тупичкина Е. А. Проектирование процесса развития художественно-творческих интересов старших дошкольников в ситуации свободного выбора деятельности // Детский сад от А до Я. – 2010. - № 6 (48). – С. 14-22.