Ольга Ильичева
Проект «Знакомим детей с произведениями В. В. Бианки» для работы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Центр образования № 1989 (дошкольное структурное подразделение)
ПРОЕКТ
«Знакомим детей с творчеством В. В. Бианки»
В старшей группе «Жемчужинки»
Воспитатель: Ильичева О. В.
Москва 2015 г.
Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность ребенка. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. Мироощущение поэта: жизнь – сказка.
Из дневника В. В. Бианки
Публикация «Проект „Знакомим детей с произведениями В, В, Бианки“ для работы со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Все происходящее в природе очень интересует детей, у них появляется много вопросов, ответы на которые мы ищем в книгах писателей-натуралистов. Именно поэтому мы с детьми решили подобрать и изучить книги с произведениями В. В. Бианки. Я рассчитываю на то, что благодаря этому дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о живом мире; обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми форматами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.
Вид проекта
Исследовательско-творческий; детско-взрослый, внутригрупповой; средней продолжительности (4 мес.)
Цель проекта
Познакомить детей и родителей с творчеством русского писателя В. В. Бианки; развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта
Познакомить детей и родителей с жизнью и творчеством В. В. Бианки.
Углубить знания детей о животном мире посредством изучения произведений В. В. Бианки.
Формировать у детей эмоционально образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Посредством произведений В. В. Бианки способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
Формировать умение детей делиться, договариваться, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполняемому заданию.
Поддерживать интерес к книгам у детей и родителей.
Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений В. В. Бианки, развивать умение анализировать тексты.
Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках, драматизациях, рисовании и других видах деятельности.
Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.
Предполагаемые результаты
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей и родителей с творчеством В. В. Бианки.
• Создание библиотеки произведений В. В. Бианки.
• Подбор фонотеки «Голоса птиц», «Звуки леса», «Звуки природы».
• Оформление альбома рисунков по произведениям В. В. Бианки.
• Создание «Лесной газеты».
2. Отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Более бережное отношение детей к живому миру природы.
5. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку и помощь.
6. Умение высказывать идеи и предложения.
7. Создание картотеки с приметами, пословицами, поговорками и загадками о животных и явлениях природы.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по 3 направлениям:
Дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, в том числе и организованной, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий для деятельности детей.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
1) Книги с произведениями В. В. Бианки.
2) Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.
3) Настольно-печатные и дидактические игры.
4) Видео и аудиозаписи.
5) Фотоаппарат.
6) Магнитофон и DVD.
7) Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
8) Наборы игрушек «Животные», «Птицы».
9) Компьютер.
Планирование и организация деятельности
№ Мероприятия и цели Ответственные Срок проведения
1 этап – подготовительный
1 Анкетирование родителей.
Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети, и как часто родители читают детям. Воспитатель 1-я неделя
2 «Круглый стол»
Обсудить цели и задачи проекта; сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель, родители 1-я неделя
3 Подбор библиотеки.
Развивать интерес к произведениям В. В. Бианки. Воспитатель,
родители 1-я и 2-я
недели
4 Акция «Подари книгу детскому саду»
(произведения о природе, животных, птицах).
Пополнить библиотеку группы книгами о природе; продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Родители,
воспитатели 2-я и 3-я
недели
5 Оформление стенда для родителей: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта, с целью просвещать родителей. Воспитатели В течение
Работы над
проектом
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для организованной деятельности с детьми. Создать условия для демонстрации произведений В. В. Бианки. Воспитатели,
Родители,
Методист. В течение
Работы над
проектом
2 этап – основной
7 Рассматривание книг и иллюстраций по произведениям В. В. Бианки.
Вызвать интерес у детей к книгам о животном мире. воспитатель 3-я и 4-я
недели
8 Оформление выставки книг по произведениям В. В. Бианки в литературной зоне.
Создавать условия для реализации проекта; вызвать интерес у детей к книгам. Воспитатель 3-я и 4-я
недели
9 Составление картотеки с загадками, пословицами, поговорками и народными приметами.
Формировать поисковую деятельность при работе с литературой; способствовать расширению кругозора детей и родителей. Воспитатель,
Родители и
дети 5-я неделя
10 Чтение произведений В. В. Бианки о птицах :
«Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Лесные домики», «Сумасшедшая птица», «Самые – самые».
Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о птицах; формировать у детей научно-достоверные знания о жизни птиц в природе; развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности. Воспитатель,
дети 5-я, 6-я и 7-я
недели
11 Наблюдение за птицами.
Формировать у детей обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности различных птиц; учить наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитатель 5-я, 6-я и 7-я
недели
12 Организованная деятельность по ознакомлению с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с отдельными фактами биографии писателя-природоведа, показать их связь с его творчеством; развивать интерес к литературному наследию В. В. Бианки. Воспитатель 8-я неделя
13 Конкурс для родителей «Птичья столовая» (кормушка) Родители и дети 4-я неделя
14 Лепка «Птицы».
Учить детей передавать характерные особенности птиц в лепке Воспитатель 7-я неделя
15 Беседа «Птицы в нашем городе».
Выяснить из личного опыта детей, что они знают о птицах, какие подметили повадки, с чем связано то или иное поведение птиц. Воспитатель 7-я неделя
16 Подвижные игры «Воробьи – вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Птичий рынок», «Галки и вороны». Воспитатель,
дети В течение
Работы над
проектом
17 Чтение произведений В. В. Бианки о животных : «Купание медвежат», «Теремок», «Приключение муравьишки», «Хвосты», «Лис и мышонок».
Развивать интерес к художественной литературе о животных; учить понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатель 9-я неделя
18 Вечер загадок «Угадай, кто это?»
Развивать у детей логическое мышление; способствовать расширению кругозора, сообразительности, смекалки; развивать познавательный интерес. Воспитатель 9-я неделя
19 «Полечи книжку» ручной труд.
Формировать умение детей ремонтировать книги; воспитывать аккуратность, бережливость в обращении с книгами, трудолюбие. Воспитатель 10-я неделя
20 Игра-драматизация «Теремок» (по В. В. Бианки).
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных. Воспитатель 10-я неделя
21 Лепка сюжетная коллективная «Купание медвежат».
Формировать умение детей создавать сюжетную композицию в лепке; умение передавать образ медведей в движении; вызвать интерес к работе. Воспитатель 11-я неделя
22 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек», «Снежная книга», «Заячьи хитрости», «Курица за белкой».
Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитатель 12-я неделя
23 Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления «Лесной газеты».
Способствовать развитию поисково–исследовательской деятельности детей; укрепить сотрудничество педагога с родителями и детьми. Воспитатель,
Родители,
дети 12-14 недели
24 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов.
Развивать творческую активность детей; продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в группах по 2-3 человека. Воспитатель,
дети 12-13 неделя
25 Изобразительная деятельность по любому произведению В. В. Бианки на выбор детей.
Формировать умение детей создавать иллюстрации к различным произведениям В. В. Бианки для оформления альбома «Мы – художники-иллюстраторы», используя известные приемы рисования; учить передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений; развивать воображение, творческую активность. Воспитатель,
Родители,
дети 13-14
неделя
26 Выпуск «Лесной газеты» Воспитатель 14-15
неделя
27 Презентация проекта в форме литературной викторины.
Выявить и продемонстрировать знания детей по работе над данным проектом Воспитатель,
дети 16 неделя
3 этап - заключительный
28 Обработка и оформление материалов проекта. Воспитатель 15-16
неделя
29 Анализ результативности Воспитатель,
методист 15-16
неделя
30 Представить документальный отчет о проделанной работе над проектом. Воспитатель 16-я неделя