Надежда Иванык
Технология творческой работы со старшими дошкольниками над постановкой музыкальных спектаклей
▼ Скачать
Технология творческой работы с дошкольниками над постановкой музыкальных спектаклей
Сказочный музыкальный спектакль можно назвать волшебным «ключиком», открывающим для ребенка дверцу в мир творчества, где каждый образ, каждый характер, каждое действие неразрывно связано с музыкальным сопровождением.
Публикация «Технология творческой работы со старшими дошкольниками над постановкой музыкальных спектаклей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Сам термин «музыкальное сопровождение» указывает на то, что музыка в таком спектакле ведет, направляет и помогает маленькому артисту; усиливает эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя и оставляет в целом, яркое, красочное, незабываемое впечатление.
На протяжении многих лет (с 2005г.) театральная студия «НЛиО» («Необыкновенно Любознательные и Одаренные») под моим руководством, ежегодно участвует в ставшем уже Международным городском фестивале — конкурсе детского и юношеского творчества «Времен связующая нить» с авторскими музыкальными спектаклями, и каждый год становится лауреатом конкурса в нескольких номинациях.
Каждый спектакль затрагивает актуальные темы нравственного, патриотического направления, при этом всегда включает много юмористических и ярких моментов.
Последние спектакли :
«Выбирай!» (по мотивам произведений В. Степанова, посвященный Олимпиаде в Сочи 2014г. ;
«Давно мы дома не были», посвященный теме Великой Отечественной войны, 2015г.
«Значит снова быть весне!», рассматривающий тему нравственных взаимоотношений в нашем компьютезированном мире, 2016г.
Творческий коллектив студии был трижды внесен в издание «Золотой фонд Новосибирска» - в 2009, 2012 и 2016 годах.
Маленькие актеры неоднократно выступали в финале городского конкурса на сцене театра «Глобус».
В результате появилась необходимость систематизировать накопленный опыт, раскрыть взаимосвязи и некоторые особенности работы именно над музыкальным спектаклем с детьми дошкольного возраста, т. е. Выработать своеобразную технологию постановочной работы от «А» до «Я».
Хочу подробно рассказать о том, как я выстраиваю работу над музыкальным спектаклем в подготовительной группе.
Основополагающим считаю 1 этап «Погружение в сказку»
• вдумчивый выбор глубокого музыкально-литературного материала, дающего толчок для разработки системы развивающих занятий в комплексе по музыкальному, художественно-речевому, танцевально-игровому и изобразительному творчеству детей).
• Выразительное чтение сказки детям, разбор содержания по действиям и событиям. Прослушивание музыки, которая помогает лучше раскрыть содержание, понять и точнее передать характерные черты персонажей. Представить сценарий детям так, чтобы заинтересовать их, увлечь, и одновременно дать целостное представление о спектакле (по ходу можно начать обсуждать главную идею спектакля).
• Вспоминаем с детьми народную версию сказки, импровизируя диалоги ( с использованием разных видов театра: «Би-ба-бо» - настольный театр, народные игрушки и т. п.).
• Проводим сравнительно-сопоставительный анализ двух версий сказки (авторской и народной). Рассматриваем иллюстрации к сказке, фрагменты из мультфильмов и художественных фильмов, художественные фотографии с видами старинной архитектуры и быта разных стран и эпох. Предлагаем дополнительно самим пересочинить либо финал, либо какой-то эпизод сказки («А что придумали бы вы?»).
• Повторно внимательно слушаем музыку к спектаклю и вместе анализируем музыкальные фрагменты для разных персонажей или для разных сцен спектакля. Продолжаем обсуждать характеры героев, их поступки в соотнесении с музыкальным сопровождением, рассматриваем иллюстрации к сказке (какое настроение, соотносим с эмоциями применяя пиктограммы настроений.
• Рисуем по сказке (можно народный вариант, и авторский, в разных техниках :
o по сюжету;
o эскизы предполагаемых костюмов;
o эскизы декораций;
o придумываем грим героям сказки.
• Лепим сказку, как бы моделируя спектакль в пластилине (это помогает в дальнейшем выстроить мизансцены и ориентироваться в пространстве).
2. Театрально-игровое творчество (ТИТ)
Роли пока распределять не спешим, включаем, как можно большее количество детей в работу над спектаклем. Работают и учатся все! А мы наблюдаем и развиваем в детях творчество. Этот этап увлекательный, интересный, где собственно работа над текстом, характерами, музыкой спектакля переплетается с театрально-игровым творчеством детей (ТИТ).
На втором этапе индивидуальная работа с детьми выходит здесь на первый план и идет по следующим направлениям:
• Разучивание вокальных партий и закрепление певческих умений (начинать пение сразу после вступления, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать и брать дыхание между фразами, петь выразительно, передавая настроение и характер определенного персонажа, оттачиваются на индивидуальных занятиях с одним – двумя – тремя – четырьмя детьми. Хоровые партии соответственно разучиваются с большим количеством детей.
• Одновременно идет работа над выразительностью речи, расширением словаря детей. Ищем нужную интонацию, ключевые слова в данной фразе, сцене, также распределяем движения, учимся регулировать тембр – темпоритм – диапазон своего голоса в различных этюдах и упражнениях (например, «Сильный ветер – тихий ветер», «Придумай диалог», «Эхо», «Фантазии о…», работа со скороговорками и стихами).
• Отработка диалогов в паре, поиск наиболее выразительных движений для каждого героя, этюдная работа (например, «Тень», «Превращение предмета», «Угадай, что я делаю»; «Этюды на эмоции» радость, гнев, грусть).
• Понятно, что огромную роль в музыкальном спектакле играет ритмопластика, танцевально-игровое творчество детей, танцевальные импровизации под музыку (например, импровизация «Радость» - «Шутка» И. С. Баха, импровизация «Нежность» - «Подснежник» П. И. Чайковского). Также детям предлагаются упражнения на развитие выразительной мимики и элементов пантомимы (например, «Буратино и Пьеро», «Баба – Яга», «Дрессировщик и тигры»).
• Индивидуально подгруппами разучиваем танцы, которые являются неотъемлемой частью музыкального спектакля (например, к постановке сценки Сутеева «Под грибком» - «Танец с зонтиками»).
3. Репетиционный этап
• Начинаем распределение ролей с максимальным привлечением детей (в нескольких составах).
• Репетиции отдельных сцен, диалогов, с элементами декораций (обязательно с музыкальным сопровождением) на занятиях подгруппами.
• На репетиционном этапе привлекаем родителей к сотрудничеству и сотворчеству для изготовления с детьми масок, элементов костюмов, декораций, реквизита. Включается принцип коллективно-творческого дела, когда в постановке музыкального спектакля участвует весь коллектив детского сада, родители и дети.
• Осуществляем знакомство с атрибутами театрального спектакля, и затем дети приступают к изготовлению билетов, программок, афиш.
• Проводим сводные репетиции музыкальной сказки с декорациями, реквизитом, а на заключительном этапе – в костюмах.
• Назначаем билетеров, контролеров, кассира, декораторов, гримеров, участников массовки для активного участия всех детей в театральном действе.
4. Заключительный этап
• Многократный показ спектакля (с разными составами актеров – детей) на развлечениях и утренниках.
• Обсуждение спектакля с детьми-исполнителями и детьми-зрителями после каждого выступления, просмотр видеозаписи спектакля, его оценка, доработка.
• Рисование на тему «Мои впечатления от спектакля».
• Оформление фотоальбома «Мы – актеры».
• Самостоятельная творческая деятельность детей в группе.
В своей работе по театрализованной деятельности я использую:
• аудиотеку: «Классики – детям», «Поговорим об оркестре», «Ритмика для детей», «Музыкальные сказки» и др.
• картотеку речевых и двигательных игр (включая потешки, яркие стихотворения, логоритмические упражнения). Всесторонне обыгрываю интонационную общность речи и музыки (ритм, тембр, регистр, настроение - в звуке, движении, мимике, с элементами театрализации).
• картотеку этюдов на развитие эмоциональной сферы детей (с элементам психогимнастики). Здесь главная цель - раскрепощение, снятие комплексов, умение взаимодействовать в творчестве.
• детские музыкальные инструменты - шумовые, инструменты-заместители (по методике К. Орфа). Не только для "чистой" оркестровой импровизации, но и для озвучивания текстов, сказок, придуманных самими детьми.
• музыкально-дидактические игры, пиктограммы, модели по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников (особенно в песенной импровизации).
• игровые упражнения с использованием "собственных музыкальных инструментов" (хлопки, шлепки, притопы).
• Репродукции картин русских и зарубежных художников, иллюстрации к сказкам, художественные фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства.
• Ширмы, декорации, образные игрушки, куклы, маски, различные костюмы и атрибуты к ним.
• Постоянно действующую выставку детских рисунков «Музыкальная палитра» (рисование впечатлений от слушания музыки и просмотра спектаклей).
В своей работе по театрализованной деятельности я руководствовалась следующими принципами:
• Учитывала индивидуальные особенности ребёнка (предоставляла возможность каждому проявить себя в той или иной роли, не распределяя их только среди наиболее способных).
• Учитывала при выборе материала доступность, возрастные возможности, знания и умения детей, но в то же время обогащала их жизненный опыт и расширяла творческие возможности.
• Максимально ориентировалась на творчество детей, на раскрепощение личности.
• Использовала принцип успешной мотивации для создания положительного настроя ребенка на успех и преодоления неуверенности в себе.
• Внедряла принципы 5 «Т» для творческой деятельности :
o творчество
o талант
o трудолюбие
o требовательность
o терпение + такт
• Осуществляла на деле принцип коллективного творческого дела.
• Воспитывала в детях умение видеть прекрасное в жизни и в людях. Большое внимание уделяла сотрудничеству и сотворчеству детей, педагогов и родителей.
В чем я вижу актуальность театрализованной деятельности в своей работе? В том, что
• Синтетический характер театрализации позволяет «объять необъятное», сочетать возможности разных видов искусств одновременно (музыка, танец, живопись, литература, актерское мастерство) для развития детской фантазии, воображения, всех видов детского творчества (музыкально-игрового, танцевального, художественно-речевого, изобразительного, сценического);
• Театральное искусство (красочное, яркое, радостное) близко и понятно детям, ведь творческий процесс здесь связан с игрой. Это позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через него повышает умственную активность ребёнка, помогает добиваться быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей.
• Театрализация – это ещё и импровизация, вариативность, оживление предметов и звуков, поисковые ситуации, креативность.
• Театр – это не только радость творчества, но и сотворчества детей и взрослых, детей между собой. Надо воспитать в ребенке не только талантливого актёра, но и талантливого зрителя. Очень хорошо об этом сказал А. Дементьев: «Пусть кто-то гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы!».
• Театр – это копилка жизненных ситуаций, кладезь народной мудрости, то есть театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения и общения.
• активизирует словарь ребёнка и развивает звуковую культуру речи.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением неуверенности в себе.
Изучив специальные программы: «Театр – творчество – дети» (автор Н. Ф. Сорокина, «Фольклор – музыка – театр» (автор С. И. Мерзлякова, «Арт – фантазия» (автор Э. Л. Чурилова, «Театр – познание через игру (авторы Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова) я выбрала своим направлением в театрализованной деятельности постановку музыкальных спектаклей по сказкам.