Алия Сансызбаева
Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Содержание
Вводная часть….
Введение…
Диагностический блок….
Коррекционный блок…
Контрольный блок…
Рекомендации родителям и воспитателям….
Приложение….
Список литературы….
Вводная часть:
Вид программы :
• Стандартизированная;
• По характеру направленности – симптоматическая;
• По характеру управления коррегирующими воздействиями – директивная
• По содержанию – коррекция эмоциональной сферы дошкольников с ОНР;
Публикация «Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• По форме работы с клиентами – групповая, закрытая естественная группа;
• По продолжительности –длительная.
Заказчик: МАДОУ д/с № 39, г. Тюмени
Формулировка заказа: разработать и предложить программу коррекции эмоциональной сферы детей с ОНР.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) 10 человек
Цель программы : коррекция нарушений эмоциональной сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности чрез методы телесно-ориентированной терапии, игротерапии.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов и родителей со способами и приемами развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Снизить эмоциональное напряжение детей в группе.
3. Снизить агрессивность детей через осознание своих и чужих эмоций и правильное реагирование на ситуацию.
4. Снизить ситуативную тревожность через повышение доверия к партнеру.
5. Снизить психическое напряжение за счет снятия мышечных зажимов в теле при помощи телесно-ориентированной терапии.
6. Обучить способам проявления своих эмоций.
7. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
8. Формировать у детей адекватную самооценку;
9. Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения; собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
10. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
Ожидаемые результаты коррекции:. улучшение показателей качества речи детей с ОНР за счет снижение уровня тревожности, агрессивности, психического напряжения.
Реализация программы : коррекционно-развивающая программа рассчитана на 18 занятий, каждое по 30 мин. Рекомендуется проводить по 2 занятия в неделю, вся программа будет реализована в течение 2,5 месяцев.
Форма работы: групповые занятия
Методы работы: упражнение, беседа, телесно-ориентированная терапия, игровая терапия, двигательная терапия.
Содержание программы
Блок 1. Установочный.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия
Задачи. Создание доверительной атмосферы. Снятие тревожности за счет осознания собственных эмоций и правильного их проживания и отреагирования, снятие мышечного напряжения
Блок 3. Коррекция агрессивности. Формирование правильного реагирования на ситуацию.
Задачи. Расширять представления об эмоциях. Развитие навыков межличностной коммуникации, снятие мышечного напряжения. Развитие эмоционального интеллекта.
Блок 4. Коррекция психического напряжения. Снятие мышечных зажимов за счет упражнений телесно-ориентированной и двигательной терапии.
Задачи. Снятие мышечных зажимов. Повышение тактильной восприимчивости. Переживание различных эмоциональных состояний, идентификации собственных эмоций и эмоций других.
Введение
Дошкольное детство – один из самых сложных этапов в жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения.
Необходимость разработки данной программы явилось то, что в последнее время эмоциональное состояние наших детей неустойчивое. Отмечается повышенная нервозность, агрессивность, тревожность. Это связано как с особенностями воспитания, социальной ситуацией, так и с биологическими факторами (наследственность, течение беременности, родов). Мы заинтересованы создать детям психолого-педагогические условия для их социального здоровья и развития.
Поэтому научить детей конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, проявлять друг к другу терпимость и дружелюбие, адекватно оценивать свои действия и поступки, снимать эмоциональное напряжение, неуверенность, актуально на сегодняшний день. От сформированности этих качеств зависит дальнейшая жизнь и эмоциональное благополучие детей.
Пояснительная записка
По данным медико-социальных исследований за последние несколько лет значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её смысловой и звуковой стороне, при условии нормального слуха и сохранного интеллекта (Р. Е. Левина, 1967).
Характеристика нарушений у детей с ОНР весьма многогранна: имеют место такие патологии, как искажение произношения, нарушение структуры слогов (практически всегда в сторону её уменьшения). Развитие речи ребёнка с общим недоразвитием 3 уровня заметно выше. У этих дошкольников заметна сформированность развёрнутой фразовой речи, однако при этом ярко выражены элементы недоразвития. Коммуникация у таких детей затруднена вследствие непонимания их окружающими. Свободно разговаривают они только в обществе тех людей, которые смогут конкретизировать и объяснить сказанное ими. На сегодняшний день ОНР 2-3 уровня считаются самыми распространёнными речевыми патологиями современных детей.
Дети с ОНР осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) .
Авторы исследований эмоциональной культуры ребенка дошкольного возраста обращают внимание на нестабильность эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1990).
Цель программы - коррекция нарушений эмоциональной сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности чрез методы телесно-ориентированной терапии, игротерапии.
Каждое занятие данной программы состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, этюды, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность 5-7 минут.
Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя упражнения, этюды, решение «конфликтных ситуаций», обучение школьников способам налаживания контактов с окружающими, обучение проявлению и пониманию эмоций. Ее длительность 15-20 минут.
Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желаемого настроения, закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: релаксация, психотехнические упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность 5-7 минут.
Диагностический блок
Методики:
- «Пальцем окрашивания тест»;
- «Кактус»;
- тест тревожности Р. Теммл М. Дорк В. Амен;
- опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей».
(Полное описание методик см. Приложение 1)
Коррекционный блок
№ занятия Цель Форма работы, метод Упражнения Время
работы
Блок 1 Установочный
1 Создание положительной атмосферы. Снятие напряжения в группе Групповая.
Игровая терапия Упражнение «Общий круг»
Беседа «Кто мои друзья»
Упражнение «Насос и мяч» 30 мин.
2 Создание доверительной атмосферы. Настрой на работу Групповая.
Игровая терапия Упражнение «Дождик» Упражнение «Дракон»
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла» 30 мин.
Блок 2 Коррекция тревожности
3 Создание доверительной атмосферы, снижение уровня тревожности Групповая. Телесно-ориентированная терапия. Упражнение «Прикоснись к синему» Упражнение «Мне в тебе нравится»
Этюд «Из семени в дерево» 30 мин
4 Снятие мышечного напряжение, снижение уровня тревожности Групповая.
Телесно-ориентированная терапия «Расскажи стихи руками» Упражнение «Маска»,
Этюд «Потянулись – сломались» 30 мин
5 Снятие тревожности за счет осознания собственных эмоций и правильного их проживания, снятие мышечного напряжения Групповая. Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Повтори звук»
Упражнение «Превращение»
Этюд «Потянулись – сломались» 30 мин
6 Снятие мышечного напряжение, осознание своих и чужих эмоций Групповая. Игровая терапия с элементами телесно-ориентированной терапии. Упражнение «Передай настроение»
Упражнение «Зеркало»
Упражнение «Тело слушает команды» 30 мин
7 Снижение уровня тревожности, формирование доверительного отношения друг к другу Групповая. Игровая терапия с элементами телесно-ориентированной терапии. Упражнение «Расскажи стихи руками»
Упражнение «Сочиним историю»
Упражнение «Прикосновение» 30 мин
Блок 3 Коррекция агрессивности
8 Развитие коммуникативных навыков, учиться видеть свои положительные стороны, повышение самооценки и снижение агрессивности.
Групповая. Игровая терапия с элементами телесно-ориентированной терапии. Упражнение «Передай движение»
Игра: «Сотворение чуда»
Упражнение «Чаша доброты» 30 мин
9 Развитие навыков межличностной коммуникации, снятие мышечного напряжения. Групповая.
Игра с элементами телесно-ориентированной терапии. Упражнение «Ветер дует»
Упражнение «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Релаксация «Штанга», 30 мин
10 Снятие мышечного напряжения, распознавание своих и чужих эмоций Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия. Упражнение «Речь с движениями»
Упражнение «Настроение»
Упражнение «Давайте попрощаемся» 30 мин
11 Снятие мышечного напряжения, распознавание эмоций, отработка правильного реагирования на эмоцию Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Ловим комаров»
Упражнение «Радость»
Упражнение «Насос и мяч» 30 мин
12 Снятие мышечного напряжения, распознавание эмоций, отработка правильного реагирования на эмоцию Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Невербальное знакомство»
Упражнение «Ярость»
Упражнение «Тело слушает команды» 30 мин
13 Снятие мышечного напряжения, распознавание эмоций, отработка правильного реагирования на эмоцию Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Походка и настроение»
Упражнение «Гнев»
Упражнение «Пляж» 30 мин
Блок 4 Коррекция психического напряжения
14 Снятие мышечных зажимов, повышение тактильной восприимчивости
Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
Упражнение «Грусть»
Упражнение «Прикосновение» 30 мин
15 Снятие мышечных зажимов, распознавание различных эмоций Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Травинки на ветру»
Упражнение «Удивление»
Релаксация «Штанга» 30 мин
16 Овладение способами установления отношений с другими людьми, налаживание коммуникаций и снятие барьеров в общении
Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Дождик»
Упражнение «Превращение»
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла» 30 мин
17 Переживание различных эмоциональных состояний, идентификации собственных эмоций и эмоций других, снятие мышечных зажимов Групповая. Игровая терапия.
Телесно-ориентированная терапия Упражнение «Передай настроение»
Упражнение «Внутренние переживания»
Упражнение «Прикосновение» 30 мин
18 Развитие коммуникативных навыков, снятие мышечных зажимов Групповая.
Телесно-ориентированная терапия «Прикоснись к желтому»
Упражнение «Старенькая бабушка»
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла» 30 мин
Полное содержание занятий Приложение 2
Контрольный блок
Цель: Оценка изменений психологических факторов риска в процессе коррекции; оценка эффекта коррекции.
- «Пальцем окрашивания тест»;
- «Кактус»;
- тест тревожности Р. Теммл М. Дорк В. Амен;
- опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей».
Рекомендации для педагогов и родителей по создания условия для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:
Комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий.
Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:
- Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.
- Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.
- Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.
- Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.
Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Обучающие беседы, рассказы родителей и воспитателя.
Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
Психолого-педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
Посещение комнаты психологической разгрузки.
Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.).
Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют : чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы:
- папки – передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»);
- информационные стенды («Памятка родителям от ребё нка:«Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»);
- консультации психолога, психологические тренинги;
- беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»).;
- проекты («Наши эмоции», «Школа добрых волшебников»);
- групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева», совместные досуговые праздники и прогулки, участие родителей в проектах;
- открытые занятия;
- организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.