Людмила Шульга
Проект «Волшебный мир математики»
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА»
Проект
«Волшебный мир математики!»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Шульга Людмила Петровна
г. Симферополь,
2016 год
Тип проекта : информационно – исследовательский, познавательный. Групповой, долгосрочный (сентябрь 2015 – сентябрь 2016 г.)
Публикация «Проект „Волшебный мир математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Актуальность: в настоящее время особое внимание необходимо уделять воспитанию творческих личностей, которые нестандартно мыслят, умеют работать с современными информационными потоками, умеют нестандартно думать и анализировать. Поэтому наиболее острой проблемой дошкольного образования является развитие интеллектуальных способностей детей. перед педагогами стоит задача развивать у детей мышление, память, восприятие. те знания, которые дети получают в дошкольном учреждении, они смогут применить в школе и в различных жизненных ситуациях. Что же является основной базой для развития математический способностей? Конечно же,- это математическое мышление, развитие познавательных и интеллектуальных способностей у ребенка. Основой для развития математического склада ума и математических способностей являются познавательные и интеллектуальные игры, которые опираются на сообразительность ребёнка и на его поисковую активность.
Цель:
• Учить самостоятельно выбирать игру, проявляя при этом активность в деятельности и в общении;
• Развивать у детей интерес и высокую познавательную активность;
• Учить соблюдать правила игры, развивать способность уважать других;
• Способствовать развитию у детей высокой познавательной активности;
• Развивать математические способности, логическое мышление, творческое воображение посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
• Формировать интерес к учению, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• Увеличивать объем памяти и внимания;
• Формировать мыслительные операции (синтеза, анализа, аналогии, сравнения, классификация)
• развития мягкой моторики и зрительно-двигательной координации;
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно-образовательной деятельности;
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
1. Дети преодолевают трудности, не боятся ошибок;
2. Умеют самостоятельно находить способы решения познавательных задач;
3. У детей выработан интерес к самому процессу познавания математики;
4. Дети стремятся к достижению поставленной цели;
5. Умеют переносить и применять опят в жизненных ситуациях.
Рабочая гипотеза – предполагается, что проектная деятельность и организованная работа по развитию математических способностей детей будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Формы реализации:
• Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
• Индивидуальная творческая деятельность;
• Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• Театрализация с математическим содержанием;
• коллективные занятия;
• Фронтальные занятия с чёткими правилами, обязательными для всех;
• Свободные беседы об истории математики, связи математики и различных видов искусства;
• Учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
• Математические КВНы, конкурсы с участием родителей;
• Игровые тренинги с участием родителей;
• Обучение играм в свободной деятельности;
Методы и приемы:
• Экспериментирование;
• Конструирование;
• Практические (игровые)
• Сюжетно-ролевые игры;
• Игра-драматизация;
• Театрализованная деятельность.
Материал :
1. Развивающие игры – игры, направленные на решение умственных способностей, задачи – шутки ребусы, игры-головоломки (игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геометрический планшет, кубики Никитина).
2. Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера (Пифагор, Таиграм, Геоконт и др.).
Основные средства:
• Создание обогащенной развивающей среды в группе;
• Участие родителей в проектной деятельности по развитию математических способностей детей (математические КВНы, конкурсы. развлечения);
• Информирование родителей о задачах и содержание математического воспитания в детском саду и семье;
• Создание игровых ситуаций;
• Проведение интеллектуальных игр.
Условия инновационной работы:
• Уделить основное внимание на развитие вариативного мышления и творческих способностей детей;
• Создать образовательную среду обеспечивающего здоровую творческую обстановку и снятие стрессовых факторов учебного процесса;
• Новые знания постигать путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку;
• раскрывать взаимосвязь новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
• Формирование умений осуществлять собственный выбор у детей и систематически предоставлять возможность выбора.
Исследовательская деятельность:
Направлена на приобретение новой информации, строится самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте.
Главный путь развития исследовательского поведения – собственная исследовательская практика. Именно здесь ребенок выступает как исследователь, который познает и осваивает новое и неизведанное.
Развитие творческого воображения вплотную связано с конструированием, т. к. ребенок учится активно думать, ставить перед собой задачи и решать их на основе практических действий.
Очень важно научить родителей развивающим технологиям, дать советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помочь в освоении новых педагогических знаний и навыков.
Главная тенденция современного взаимодействия детского сада – использование активных и интерактивных форм.
Одной из интересных форм роботы с родителями являются КВНы, конкурсы, викторины, математические игры с участием детей и родителей. Такие совместные мероприятия формируют познавательный интерес, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.
Наша задача – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, приобщать к волшебному миру математики в игровой и занимательной форме, что поможет в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Методической основой разработки проекта являлись :
1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении;
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Комаровой Т. С, Гербовой В. В.
3. Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»;
4. Холина Н. П. «Раз - ступенька, два- ступенька»
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка»
Этапы реализации проекта :
1 этап. Организационный.
- Составление проекта поэтапного плана работы;
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей
- Создание банка идей и предложений: подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
2 этап. Планирование реализации проекта :
- Определение задач образовательной работы;
- Планирование деятельности;
- Разработка конспектов КВНов. игр-занятий.
3 этап. Реализация проекта.
Итоги Проекта :
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса у детей – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого получается преодолевать трудности, всегда будет стремиться узнать еще больше – что,- конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности.
Проект позволил детям расширить математические способности, повысил значимость участия в проекте родителей, показал необходимость и актуальность взаимодействия взрослого и ребенка.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие и дидактические игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, работоспособности, воли, усидчивости.