Ирина Ивановна Детынченко
Проект «Путешествие в страну «Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир построен на силе чисел»
Пифагор.
Номинация: дошкольный возраст
Пояснительная записка.
Очень часто мы, взрослые, спешим что- то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправданно? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению целей. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Важно вызвать у воспитанников интерес к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, превратить поиск в увлекательное действие. Большинство родителей считают, что главным при подготовке к школе является ознакомление ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать. Но я считаю, что необходимо сформировать у воспитанников умение самостоятельно решать интеллектуальные задания, развивать их мышление, логику и смекалку. Понятно, что для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка ее изучение начинается, конечно, в детском саду. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Актуальность этого вопроса привела нас к решению создать проект по развитию математических способностей у дошкольников «Путешествие в страну «Математики». В проекте участвуют воспитанник старшей группы, в возрасте 5-6 лет, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Путешествие в страну „Математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
.
Цель: развитие у воспитанников старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения; создание условия для развития у дошкольников элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
• Продолжать развивать умение обобщать, анализировать, классифицировать, сравнивать;
• Формировать самостоятельность, активность, инициативность, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, умение работать в команде и самостоятельно.
• Развивать сенсорные возможности.
• Развивать зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику. Развивать умения воспитанников самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
• Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
• Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Проект рассчитан на 3 месяца.
I этап Подготовительный
Цель: Создать положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся у воспитанников знания по теме проекта. Совместно с участниками проекта спланировать деятельность по реализации проекта.
Методы и приемы: метод наблюдения, беседы, описательный метод, метод тестирования, анализа, анкетирование родителей, знакомство с результатами анкетирования.
Перед началом проекта провели подготовительную работу: провели беседу из истории математики «Как люди научились считать», знакомили воспитанников с цифрами, расширяли знания о геометрических фигурах, знакомили с правилами развивающих игр по ФЭМП. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, цифры в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через речевую деятельность составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. др. Во время физкультурной деятельности закрепляли в подвижных играх и играх-эстафетах умение ориентироваться в пространстве, называли форму спортивных пособий, закрепляли знание воспитанников через разнообразную игровую, продуктивную деятельность. Вместе с родителями ребята сочиняли и иллюстрировали сказки о геометрических фигурах, заучивали стихи о цифрах.
Привлекли родителей к активной помощи в подготовке к реализации задач проекта. Родители вместе с ребятами мастерили квадратную академическую шапочку для математической деятельности.
Слайд 1. «Магистры математических наук» - в путешествии.
Благодаря участию родителей дополнили центр математики новыми пособиями, дидактическими играм.
Слайд 2. «Фрагмент математического центра»
II этап.
Основной.
Цель: Активизировать деятельность участников проекта : воспитанников, родителей по реализации темы.
Организуя совместную деятельность воспитанников мы использовали игру: формировали умение ребят в самостоятельной деятельности играть индивидуально или объединяться со сверстниками в разнообразных играх с математическими пособиями.
Виды деятельности.
Познавательная деятельность.
Дидактические игры. Выбрать геометрическую фигуру, исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
Слайд 3. «Эти забавные фигуры».
Слайд 4. Дидактическая игра «Расставь цифры по порядку».
Слайд 5. Дидактическая игра Волшебные резинки» -
развитие творчества, мелкой моторики.
Слайд 6. Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Слайд 7. ООД по теме: «Мир чисел».
Слайд 8. ООД «Что умеют счетные палочки».
Развивающие игры на количество и счет. Слайд 9. Палочки Кюизенера.
Слайд 10. Блоки Дьенеша.
Слайд 11. Игры ИКТ. Дидактическая игра «Геометрические картинки». Подобрана картотека игр ИКТ.
Речевая деятельность. Творческое рассказывание воспитанников о своих достижениях. Заучивание стихотворений о числах, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета. Самостоятельное придумывание загадок о цифрах, геометрических фигурах.
Изобразительная деятельность. Конкурс рисунков «Эти разные геометрические фигуры». Коллективная аппликация «Страна геометрических фигур». Выставка совместных работ с родителями «Удивительная страна математика».
Физкультурная деятельность. Проведение игр – соревнований, динамических пауз и физ. минуток, побудок, подвижных игр на знание счёта, цвета, умения ориентироваться в пространстве.
Организация предметно - пространственной развивающей среды
Выставка работ детского творчества «Путешествие в страну «Математика» «Пополнение центра математики настольно-печатными играми, развивающими и дидактическими по ФЭМП.
Взаимодействие с родителями.
Слайд 12 Математика в кругу семьи.
Слайд 13. Математика в кругу семьи.
Родительское собрание «Математика и дошкольники».
Консультация «Развитие логического мышления воспитанников старшего дошкольного возраста»
Консультация «Развиваем умение ребят считать».
Консультация «Развитие у дошкольников восприятия формы предметов».
Консультация «Особенности развития познавательных процессов у воспитанников старшей группы».
Памятка «Как интересно организовать игры по развитию логики дошкольника дома».
Памятка «Математические игры в семье»
Практикум «Логические игры с математическим содержанием» - приемы игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизера.
Слайд 14. Практикум.
III этап
Заключительный
Цель: Обобщить полученные воспитанниками знания по ФЭМП.
Методы и приё мы: Презентация проекта «Путешествие в страну «Математики!»
КВН с участием родителей «Знатоки математики».
Картотека игр по развитию математических способностей воспитанников старшей группы.
Ожидаемые и полученные результаты.
Ожидаемый результат: организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями должна способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, формированию навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества, активизации мышления, памяти, внимания, воображения, развитию интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Полученный результат. 1. У воспитанников сформирован интерес к самому процессу познания математики. 2. Умеют преодолевать трудности. 3. Стараются самостоятельно исправлять ошибки. 4. Самостоятельно находят способы решения познавательных задач. 5. Стремятся реализовать поставленную цель. 6. Сознательно переносят усвоенный опыт в новые ситуации. 7. Сформированы навыки взаимопомощи, сотрудничества, коллективного творчества. 8. Использование в работе игровых ИКТ заданий повысило активность воспитанников.
Список литературы.
1. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2011г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2012г.
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., «Просвещение», 1921 г.
4. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
5. Усова А. П. «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976 г.
6. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
7. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
8. Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычева А. И. «Чего на свете не бывает». М., «Просвещение», 1991г.
9. Запорожец А. В., Усова А. П. «Сенсорное воспитание дошкольников», М., «Академия», 1963г.
10. Венгер Л. А., Яченко О. М. Говорова Р. И., Цехенская Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М., «Просвещение», 1998г.
11. Соловьева Е. П. «Математика и логика для дошкольников, М., Просвещение, 1999г.
12. Тихомирова Л. Ф., Пасов Л. В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.