Анастасия Кутафина
Познавательно-исследовательский проект с родителями и детьми младшей группы «Удивительный мир математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Авторы проекта: Кутафина Анастасия Васильевна
Продолжительность проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 3 – 4 года
Интеграция областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое
• Физическое развитие
Актуальность
Публикация «Познавательно-исследовательский проект с родителями и детьми младшей группы „Удивительный мир математики“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция. Исходя, из этого сформированы ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования в частности к познавательному развитию (развитию элементарных математических представлений) дошкольников. С целью воспитания человека стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.
В настоящее время согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основной целью познавательного развития детей является формирование и развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
Так в процессе усвоения элементарных математических представлений у детей формируются жизненно важные личностные качества – внимание, память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В дальнейшем детям понадобится умение сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка видеть и решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Формирование логического мышления у дошкольников проходит через ведущий вид деятельности детей - игру. Так в процессе игры дети незаметно для себя сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают проблемные ситуации т. д.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация деятельности, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Конечно же, познавательное развитие ребенка невозможно без конструктивного взаимодействия двух социальных институтов детского сада и семьи. В этом аспекте детскому саду и семье необходимо выступать в роли полноправных партнеров, сотрудников. Только в результате совместных усилий у ребенка в полной мере будут сформированы элементарные математические представления.
Проблема
Проанализировав современные подходы в развитии элементарных математических представлений у детей, меня заинтересовал вопрос: как обеспечить полноценное познавательное развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к дальнейшему обучению в школе?
Непременным условием формирования элементарных математических представлений детей является создание обогащённой предметно – пространственной среды, как в детском саду, так и в семье. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Занимательные по своему содержанию игры, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей, логического и образного мышления эти материалы будут стимулировать проявления детьми познавательно – исследовательских действий, что в дальнейшем благоприятно отразиться на становлении и развитии личности в целом.
По результатам проведенного с родителями анкетирования на тему «Математическое развитие детей 3-4 лет». Целью, которого являлось повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений, выявление знаний детей и педагогической просвещенности родителей. В процессе анкетирования, участие приняли более 50% семей. Выяснилось, что есть дети, которые не до конца усвоили математические понятия, такие как «один», «много», «ни одного», не умеют сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом); ориентироваться в расположении частей своего тела. А также некоторые дети не всегда могут назвать геометрические фигуры. Большинство родителей в свою очередь не имеют представлений о развивающих пособиях и дидактических играх, направленных на формирование элементарных математических представлений и хотели бы получить дополнительную информацию по этой теме.
Исходя, из этого мною был разработан и внедрен проект «Удивительный мир математики» для родителей и детей первой младшей группы по формированию элементарных математических представлений посредством игровой деятельности.
Цель данного проекта:
• Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений;
• Вовлечение родителей в образовательный процесс, с целью формирования у детей элементарных математических представлений.
Задачи проекта:
Создание развивающей предметно – пространственной среды для формирования у детей элементарных математических представлений;
Продолжать учить различать понятия «много», «один», «ни одного»;
Формировать умение находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать и отвечать на вопрос «Сколько?»;
Активизировать в речи слова «много», «один», «ни одного»;
Способствовать возникновению у детей инициативы сравнивать предметы по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом);
Закрепить в речи названия геометрических фигур «круг», «квадрат», «треугольник»;
Приобщать детей к самостоятельному обследованию формы геометрических фигур, умение находить предметы в окружающей обстановке напоминающие форму геометрических фигур;
Продолжать развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя;
Способствовать развитию логического мышления с помощью развивающих дидактических игр математического содержания;
Способствовать созданию в домашних условиях атмосферы для привития любви и интереса к математике;
Актуализация знаний родителей о ценности формирования у детей элементарных математических представлений;
Способствовать сплочению семьи через совместное изготовление дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.
Содержание проекта
Подготовительный этап
На данном этапе мною была определена тема проекта, обозначены цель и задачи. В первую очередь свою работу я начала с изучения научно – методической литературы по данной теме. В процессе индивидуальных бесед, познакомила родителей с содержанием проекта, провела анкетирование для родителей, с целью определения уровня знаний детей и выявления педагогической просвещенности родителей. С целью повышения компетентности родителей по данной теме разработала консультации и папку – передвижку. На данном этапе мною был составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разработаны и сформированы картотеки развивающих игр, согласно тематики проекта. В течение данного этапа мною подбирался материал для дидактических игр, оборудование для успешной реализации проекта. На основе этого материала, проводилась работа по изготовлению пособий (альбомы – игры, игр и атрибутов к играм, в соответствии с перспективным планом.
Основной этап
На данном этапе с целью обогащения предметно – пространственной среды групповой ячейки и систематизации изготовленных пособий, игр было обозначено специально отведенное и определенным образом оформленное место, уголок «Занимательная математика», где в доступном месте для детей расположены дидактические игры, развивающие пособия, наглядный материал, предметные картинки. Методический материал для педагогов: картотеки, конспекты, расположен на высоте не доступной для детей. Так с детьми в процессе совместной деятельности использовались игры на усвоение понятий величины, количества, знакомства с геометрическими фигурами, ориентировку в пространстве и во времени. Процесс усвоения детьми математических понятий также проходил и в сюжетно – ролевых играх. Используя передовые педагогические технологии, развивающие пособия З. Дьенеш «Логические блоки», Х. Кюизенер «Цветные счетные палочки», «Кубики Никитина», В. Воскобович «Геоконт», в совместной деятельности с детьми, проводились игры, развивающие логическое и образное мышление. В результате предварительной работы с детьми, стало возможным проведение непосредственно образовательной деятельности, которая способствовала закреплению математических понятий. Работа по реализации проекта на данном этапе строилась с учетом интеграции образовательных областей, так при чтении художественной литературы вниманию детей предлагались сказки, загадки, стихи, потешки, разные виды театра, что в свою очередь способствовало их речевому развитию. Также формирование речевых навыков происходило посредством составление детьми описательных рассказов, сказок по схемам о фигурах, предметах заданной формы. В процессе продуктивной деятельности использовались лепка, рисование и аппликация. С целью физического развития с детьми проводились подвижные, хороводные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на регуляцию мышечного тонуса. В процессе познавательного развития с детьми проводились беседы, наблюдения, рассматривание картин, предметных картинок и иллюстраций. На протяжении данного этапа велась работа по привлечению родителей к участию в проектной деятельности (созданию самодельных игр, так наш уголок «Занимательная математика», пополнился новыми дидактическими играми и пособиями.
Заключительный этап
На данном этапе с целью презентации опыта проектной деятельности, а также для повышения интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности, был проведен семинар – практикум. На данном мероприятии родители познакомились с различными развивающими играми и пособиями, используемыми с детьми, а также получили опыт применения данного материала в семейной практике. Впоследствии велась работа по непосредственному оформлению проектной деятельности, подведению итогов.
Ожидаемые и полученные результаты.
Мы ожидаем, что в результате тесного сотрудничества педагогов и родителей, направленного на формирование элементарных математических представлений у детей. А также развитие их логического и образного мышления, при учете психических процессов, возрастных особенностей и возможностей, с максимальным использованием ведущего вида деятельности – игры, позволит создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое будет, поддерживается в детском саду и семье. Это в свою очередь поможет сформировать в ребенке такие востребованные в современном мире качества личности, как самостоятельность, инициативность, творчество, способность принимать нестандартные решения, осуществлять поисковую деятельность.
При создании определённых условий, а именно предметно – пространственной среды дети овладеют умениями проявлять инициативу и самостоятельность, творческую активность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
У родителей сформируется стойкий интерес к процессу приобщения детей математике, развитию в них инициативности, любознательности и активности.
Если говорить о росте профессионально – педагогической компетентности педагогов, мы ожидаем, что процесс реализации проекта, посодействует повышению уровня методологической культуры, личностному профессиональному саморазвитию, умению владеть современными образовательными технологиями, обеспечит непрерывное повышение грамотности владения ИКТ и ТСО. А также получив конечный результат, продукт проектной деятельности, у педагогов появится возможность распространить данный педагогический опыт в различных формах методической работы.
Полученные результаты.
В результате реализации проекта нами получен продукт:
1. Наглядный материал (презентации; творческие работы детей; фотоальбом; альбомы блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Лепим нелепицы»; альбомы «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки» палочки Кюизенера; альбом «Сложи узор» чудо – кубики Никитина сотворчество детей с родителями - игры математического содержания «Домашняя игротека»; уголок «Занимательная математика»; маски и атрибуты к играм)
2. Методический материал (сценарий семинара – практикума, конспект непосредственно образовательной деятельности, картотеки, памятка, консультации, анкеты семей воспитанников, дидактические игры)
3. Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности
Создана развивающая предметно – пространственная среда для формирования у детей элементарных математических представлений;
Дети различают понятия «один», «много», «ни одного»;
В речи детей активизированы слова «один», «много», «ни одного»; закреплены названия геометрических фигур «круг», «квадрат», «треугольник»;
У детей сформировано умение находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать и отвечать на вопрос «Сколько?»;
При организации деятельности, у детей возникает инициатива сравнивать предметы по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом);
Дети самостоятельно обследуют формы геометрических фигур, умеют находить предметы в окружающей обстановке напоминающие форму геометрических фигур;
У детей развито умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними дети различают пространственные направления от себя;
С помощью развивающих дидактических игр математического содержания. У детей проявляется инициатива, интерес к исследованиям, умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, то есть логически мыслить.
В условиях семьи создана атмосфера для привития любви и интереса к математике. Развития в детях инициативности, любознательности и активности.
Родители осведомлены о ценности формирования у детей элементарных математических представлений, имеют опыт использования игр математического содержания в домашних условиях;
Совместное изготовление дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, поспособствовало сплочению семьи.
В результате реализации проекта педагоги повысили уровень методологической культуры, личностный профессиональный рост. Получили неоценимый опыт в овладении современными образовательными технологиями, в частности умения владеть ИКТ. Данный педагогический опыт и методические разработки, представлены на педагогическом совете, а также размещены на сайте maam.ru.
Образовательные ресурсы.
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-p
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М. : Дет. лит., 1988.
3. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М., Мозайка - Синтез, 2016.
4. Воронина Л. В., Суворова Н. Д. Знакомим дошкольников с математикой. М., Творческий Центр СФЕРА,2011.
5. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М. : Просвещение, 1987.
6. Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. СПб. Издательский дом «Нива», 2003.
7. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1992.
8. Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. М., Творческий Центр СФЕРА, 2008.
9. Куваева Н. Л., Микляева Ю. В Конспекты занятий по математике. М., АЙРИС ПРЕСС, 2008
10. Лелявина Н. О. и др. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. СПб, ООО «Корвет», 2000.
11. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб. «Детство – Пресс», 2003.
12. Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников. СПб. ООО «Корвет», 1996 .
13. Стожарова М. Ю. Математика – учимся играя. Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 2008.
14. Федлер М. "Математика уже в детском саду". М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99.
15. Финкельштейн Б. Б. На злотом крыльце. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб, «Детство – Пресс»,2003.
16. Шаталова Е. В. Использование математических загадок в детском саду. Белгород, 1997. - стр. 157
17. doshkolnik.ru/pedagogika/9639-project.html
18. nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou
19. maam.ru
20. http.www.corvet-igra.ru