Бочкова Лариса
Проект «Волшебница вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР№15»
ПРОЕКТ
Познавательно - исследовательский
«Волшебница вода»
Воспитатель: Бочкова Л. А.
Публикация «Проект „Волшебница вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
«Волшебница вода»
Вид проекта : исследовательский, творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в жизни растений, животных, человека и влиянии её на здоровье, об экономном её использовании.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Содержание:
13 марта ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро
1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
2. Рассматривание глобуса, карты мира
ЗАДАЧИ:продолжать знакомить с глобусом. Каким цветом обозначена вода, где находится, сколько воды и сколько суши
3. Опыт №1 “Вода прозрачная
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»
4. Дидактические игры «Кто живет в воде?»
Задачи :развивать логическое мышление, память, воображение.
5. Подвижная игра «Море волнуется
Задачи: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
вечер
6. Чтение стихов, сказок, рассказов о дожде: «Дождь бывает разным»,
Задачи:вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять,воспитывать любовь к поэзии. ,
7. Ручной труд: коллаж «Рыбки в реке»
Задачи: Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа.
. Формировать художественный вкус и умение подбирать красивое сочетание материалов.
14 марта ВТОРНИКУтро
1. Познавательная беседа:
- Путешествие Капельки
Задачи: Сформировать у детей понятие круговорот воды в природе
2. Заучивание пословиц, поговорок о воде
Задачи:Раскрыть понятие пословиц и поговорок
3. Опыт №2 «Свойства воды» (вода не имеет вкуса, цвета, запаха)
Задачи: Выяснить имеет ли вода вкус, цвет, и запах.
4. Загадки о реке, ручейке, озере
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,
5. Подвижная игра “Пройди через речку по мостику»
Задачи. Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.
Вечер
6. Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” А. Тараскин
Задачи:
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.
7. Ручной труд: коллаж «Рыбки в реке»
Задачи:Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа.
. Формировать художественный вкус и умение подбирать красивое сочетание материалов.
15 марта СРЕДА
Утро
1. Прослушивание аудиозаписей из цикла “ Звуки природы: шум водопада
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,. Воспитывать любознательность
2. Познакомить и рассмотреть речных и земноводных обитателей
Задачи: Продолжать знакомить детей с речными и земноводными обитателями.
3. Опыт №3 «Лед – твердая вода
Задача: выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
4. Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»
Задачи: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
вечер
5. Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.
6. Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,. Воспитывать любознательность
7. Чтение Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.
Задачи:Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
. Прививать бережное отношение к окружающей природе.
16 марта ЧЕТВЕРГ
Утро
1. Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,. Воспитывать любознательность
2. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Звонкий ручей”.
Задачи: Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле
3. Опыт №4 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.
4. Подвижная игра “ Болото: с кочки на кочку”,
вечер
5. Рисование “Природные водоё мы: болото, река, водопад”.
6. Загадки о болоте
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе
7. Ручной труд: коллаж «Рыбки в реке» (завершение)
Задачи:Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа.
. Формировать художественный вкус и умение подбирать красивое сочетание материалов.
17 марта ПЯТНИЦА
Утро
1. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,. Воспитывать любознательность
2. Загадки о море, океане
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,
3. Рисование “Природные водоё мы: море, океан”.
4. Опыт №5 “Пар – это тоже вода”.
5. Подвижная игра “Дождик и солнышко»
Задачи: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
Итоговая НОД «Волшебница вода».
вечер
6. Опыт №6 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.
7. Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.
Задачи: Воспитывать интерес к явлениям в природе,. Воспитывать любознательность
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Взаимодействие с педагогами:
1. Привлечение, музыкального руководителя.
2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Основной этап проекта :
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
Перспективный план работы с детьми
Содержание:
Результат проекта :
• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшегодошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическомувоспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.