Марина Бекина
Проект «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА
«Влияние экспериментальной деятельности на развитие
познавательных способностей детей дошкольного возраста».
УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА
Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения :
1. Знания педагогов об экспериментальной деятельности в ДОУ.
2. Наличие необходимого материала:
-наглядный;
-иллюстрированный;
-дидактический;
картотека;
3. Взаимодействие педагогов с родителями.
Публикация «Проект „Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
4. Наличие уголка по экспериментированию, соответствующего нормативным требованиям ; научно- методической литературы, технического оборудования.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Название проекта : «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»
2. Вид,тип проекта : межгрупповой долгосрочный, воспитательно- образовательный.
3. Цель, направление деятельности проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
4. Принципы:
-постепенное введение ребенка в мир экспериментирования
-эстетическое, нравственное, речевое развитие старших дошкольников
-взаимосвязь различных видов деятельности.
5. Методы:
-беседы по теме эксперимента
-использование видео средств-совместная деятельность воспитателя с ребенком,самостоятельная деятельность детей
- целевые прогулки, наблюдения в природе, ведение альбома для схематизаций опытов.
6. Задачи:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
-развивать связную речь ; побуждать рассуждать, аргументировать;
-развивать наблюдательность;
-вызвать у дошкольников интерес к экспериментированию;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
-обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Предполагаемые результаты :
- формирование у детей предпосылок поисковой деятельности,интеллектуальной инициативы
-умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого,а затем и самостоятельно
-умение применять методы. способствующие решению поставленной задачи. с использованием различных вариантов
- желание пользоваться специальной терминологией. ведение конструктивной беседы в процессе совместной. а затем самостоятельной исследовательской деятельности
-рост уровня любознательности, наблюдательности
-активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями
-желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Содержание долгосрочного проекта «Влияние экспериментальной деятельности на развитее познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Первый этап (подготовительная работа к проекту)
Диагностическое обследование детей по критериям :
1. Проявление интереса к опытно исследовательской деятельности.
2 .Умение планировать свою деятельнось.
3. Использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов.
4. Умение делать выводы.
7. Знания детей о собственном теле и сохранении здоровья.
8. Представления детей о свойствах дерева и магнита.
9. Представления детей,что необходимо для роста растений.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Низкий уровень.
Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемных ситуаций. С трудом понимает выдвинутые гипотезы другими детьми. Стремление к самостоятельности не выражено. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя с предметами. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других.
Средний уровень.
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, или с подсказкой взрослого. Высказывает предположения, выстраивает гипотезу. Самостоятельно готовит материал для опытов,исходя из их качеств и свойств. Формулирует выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои рассуждения.
Высокий уровень.
Познавательный интерес устойчив. Проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.
Осознанно выбирает материалы для проведения опытов. Действует планомерно. Доводит дело до конца. Делает выводы. Устанавливает причинно следственные связи.
Наблюдения в течении года
Беседы в течении года
Чтение литературы течении года
Видеопросмотр в течении года
Второй этап (основная работа на проектом)
Сентябрь - Октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Песочная страна
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
Тема 2: Песчаный конус.
Помочь определить, может ли песок двигаться
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент
Тема 3: Глина, какая она?
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Тема 4: Песок и глина – наши помощники.
Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия Анкетирование родителей.
Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
Тема 5: Ветер и песок
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
Познакомить со свойствами мокрого песка
Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»
Тема 7: «Песочные часы» Знакомство с песочными часами
Оформление папки «Мои открытия».
Тема 8: «Песок и глина» Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.
Создание альбома: «Наши открытия»
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Этот удивительный воздух
Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха
Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»
Тема 2: Парусные гонки Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании
Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.
Тема 3: Вдох - выдох Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Консультация «Экспериментируем вместе с папой».
Тема 5: Поиск воздуха Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
Тема 6: Муха – цокотуха Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Консультация «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.
Тема 8: В воде есть воздух Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.
Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья».
Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное
Январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Пар — это тоже вода Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
Буклет «Экспериментируем дома».
Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.
Тема 2: С водой и без воды Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»
Тема 3: Замораживаем воду Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Тема 4:Вода не имеет формы Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.
Консультация для родителей по экспериментированию с водой.
Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.
Февраль
«Человек».
Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Проверим слух Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. Памятка: «Береги уши»
Тема 2: Наши помощники - глаза Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза»
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».
Март
«Экспериментирование с деревом»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Тонет - не тонет Знакомство со свойствами коры дерева
Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях
Тема 2: Посадим деревце Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
Посадка деревьев на участке.
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Памятка: «Береги лес!»
Тема 4: Почему осенью опадают листья? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Сбор и оформление гербария.
Апрель
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: Парящий самолет Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»
Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
Тема 2: Притягивает - не притягивает Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею
Совместное создание кукольного театра на магнитах.
Тема 4: Рисует магнит или нет Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;
Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.
Май
Экспериментирование с почвой.
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.
Тема экспериментальной деятельности Задачи экспериментальной деятельности Взаимодействие с родителями
Тема 1: «Домашняя засуха» Дать представление о том, что в земле есть вода. Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»
Тема 2: «Где лучше расти» Знакомство со свойствами почвы
Сбор природного материала для поделок, экспериментов.
Перспективное планирование составлено на основании программ:
• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
• О. В. Дыбина "Ребёнок в мире поиска";
• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
• Дыбина О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»