Людмила Макарова
Проект «Трудный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Проект «Трудный звук»
[/b]
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации: В течение всего периода автоматизации звука.
Актуальность:
Что мы знаем о звуках речи?
Публикация «Проект „Трудный звук“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе многие дети не умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель- дефектолог, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия педагога направлены на построение взаимоотношений родителей и детей.
Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействие учитель – дефектолог - ребенок - родители повышает уровень освоения программы.
Цель проекта:
• Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.
• Коррекция нарушенного звукопроизношения у детей через включение ребенка в рефлексивную, познавательную деятельность.
Задачи:
1. Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
2. Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;
3. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;
4. Побуждать детей к совместной деятельности;
5. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;
6. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей;
7. Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;
8. Сделать процесс автоматизации продуктивным и интересным;
Ожидаемый результат:
Повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»;
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи мультипликационного героя правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Лягушка-говорушка»;
• Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука)
• Оформление игр: «Артикуляционный кубик», «Один - много», «Сосчитай», «Логопедическое лото», «Летающие шарики», «Накорми животного», «Домино на определённый звук», карточки «Артикуляционная гимнастика»
Работа с семьей
• Школа для заботливых родителей «Почему ребёнок не говорит
• Консультация для родителей:
• «Нарушение звукопроизношения и его причины».
• «Артикуляционная гимнастика – это важно»
• Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома»
• Использование тетради с заданиями в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.
• Оформление карточек: «Дорожка звуков», «Гласные буквы», «Пройди по дорожке букв», «Подари картинку».
Презентация проекта:
Презентация «Развитие понимания речи»
Выставка работ родителей «Моя буква»
№ п/п Деятельность участников проекта Сроки Участники
1. Обследование речи детей. Заполнение речевой карты ребёнка. Сентябрь - Октябрь Дети Учитель-дефектолог
2. Консультации для родителей по результатам обследования речи и психических процессов.
Сентябрь - Октябрь Учитель-дефектолог Родители
3. Уточнение информации об имеющихся играх, которые можно изготовить самостоятельно.
Сентябрь Учитель-дефектолог
5. Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней группы с ОВЗ
Сентябрь Учитель-дефектолог
6. Консультации для родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды”
Октябрь Учитель-дефектолог Родители
7. Подбор артикуляционной гимнастики, которая возможна для детей с ОВЗ. Карточки по артикуляционной гимнастики
Сентябрь - Октябрь Учитель-дефектолог
8. Школа для заботливых родителей «Почему ребёнок не говорит»
Занятие с детьми по выполнению артикуляционной гимнастики
Ноябрь Дети Учитель-дефектолог Родители
9. Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома» Индивидуальная консультация для родителей
Ноябрь Учитель-дефектолог Родители
10. Слушание диска с песенками (гласные звуки
В течение года, по мере изучения. Дети Учитель-дефектолог
11. Составление сказок о звуках и буквах Презентации о звуках и буквах В течение года, по мере изучения. Учитель-дефектолог
12. Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков (звуки – символы). Дорожка звуков.
В течение года, по мере изучения. Дети Учитель-дефектолог Родители
13. Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова.
Сентябрь - Октябрь Учитель-дефектолог
14. Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. Раскрашивание букв
Еженедельно Дети под руководством учителя - дефектолога
15. Запоминание характеристики звука и его артикуляции. Раскрашивание картинок на изучаемый звук.
По мере постановки звуков Дети под руководством учителя - дефектолога
16. Выполнение упражнений на развитие правильного произношения и развитие мелкой моторики руки
В течение года Дети Учитель-дефектолог
17. Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: «Артикуляционный кубик», «Один - много», «Сосчитай», «Логопедическое лото», «Летающие шарики», «Накорми животного», «Домино на определённый звук» “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”,
В течение года Учитель-дефектолог
18. Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам (название игровых уголков). В НОД, в играх.
Дети Учитель-дефектолог Воспитатели
19. Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи слоника, Незнайку правильно произносить звук”, “Объясни правильное расположение органов артикуляции. ” и др.
В течение года Дети Учитель-дефектолог
20. Презентационный этап.
Презентация «Развитие понимания речи»
Участие родителей в выставке «Моя буква»
Май Учитель-дефектолог Родители
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.
Значение проекта
Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.