Людмила Шаламова
Исследовательский проект «Где живет звук». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
«Где живёт звук?»
Участники проекта : дети старшей группы
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности
Проблемные вопросы:
«что такое звуки?»
«как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: дрожит, значит звучит…
Публикация «Исследовательский проект „Где живет звук“, Старшая группа» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки,
Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру
развивать наблюдательность
развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки, Почему их так много - целое море, Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки : мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы Задачи Опыты Дидакт.
и речевые игры Слушание
«Почему все звучит?»
закрепить у детей знание звуков улицы, дома;
- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;
- учить соотносить звуки и образы;
- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление «Музыка или шум»,
«Почему все звучит»,
«Откуда берется голос».
«Замри и слушай»;
«Где живут звуки?».
«Много разных звуков», нем. н. м., сл. Т. Боровик;
А/з «Звуки окружающего мира»
М. Потоловский. «Лошадка»;
Э. Григ. «Птичка»;
Л. Дакен. «Кукушка»;
Д. Россини «Кошачий дуэт».
«Знакомство с деревянными звуками».
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки
Музыкальные инструменты:ложки, трещотки, ксилофон привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. «Найди звук»;
«Коробоч-
ка с секретом».
«Определи по ритму»;
«Палочка-стукалочка».
П. Чайковский.
«Марш деревянных солдатиков»;
Ю. Чичков. «Ложкари»;
В. Мурадели «Дятел».
«Знакомство с металлическими звуками»
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлическиеМузыкальные инструменты:металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.
. развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;
- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;
- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. «Как распространяется звук?»
«Колокольцы-бубенцы?»
«Туча», шотл. нар. песня.
М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»;В. Агафонников. «Сани с бубенцами»;
З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко»
«Знакомство с шуршащими звуками»
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.
Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением, деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;
- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;
- воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей». «Почему не слышно?», «Сделай маракас»
«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,
«Мы-веселые мышата»
Ж. Косма. «Опавшие листья»;
А. Токмакова «Медведь»
«Знакомство со «стеклянными звуками»
); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.
Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.
привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
- развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «омузыкаливать» его. «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?» «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) К. Сен-Санс. «Аквариум»;
П. Чайковский.
Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)
«Звуки природы»
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.
Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;
- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);
- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки). «Звуки в воде», «Где живет эхо?»
«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик «Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова;
«Дождик и ливень»
Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Музыка»Г. Струве.
Итог проекта – Презентация - апрель.
1. Концерт «Радуга звуков» / совместно с ДШИ/.
2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта :
В результате выполнения проекта у детей произошло :
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Литература
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР, методическое пособие для воспитателей. – М. : Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками. - СПб. : 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.