Светлана Грачева
Познавательно-исследовательский проект «Звук и Свет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗВУК И СВЕТ»
Педагоги группы № 5:
Грачева С. И.
Попова Е. В.
Название проекта : «Звук и свет».
Тип проекта : познавательно-исследовательский проект.
Продолжительность: Март– Апрель.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Звук и Свет“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель проекта : развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами звука и света.
Задачи проекта :
Обучающие:
• формирование представлений о свойствах света и звука.
• знакомство с понятием «Звук и свет».
Развивающие:
• формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
• актуализация знаний об использовании свойств звука и света человеком.
Воспитательные:
• воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Продукт проекта :
Выставка поделок:
«Электростанция»;
«Путешествие в прошлое лампочки»
Светильники
Электроприборы.
Музыкальные инструменты:
Барабаны;
Маракасы;
Бубны;
Флейты;
Рожок;
Дудочки;
Шейкеры и т. д.
Выставка рисунков;
Таблицы и схемы по теме проекта.
Мини – музей;
Презентация музея;
Альбомы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширятся представление детей о звуке, свете.
2. Дети познакомятся с причинами возникновения звука, как распространяются звуковые волны.
3. Познакомятся с причиной возникновения высоких и низких звуков.
4. Познакомятся со строением уха человека.
5. Познакомятся с причинами возникновения звуков речи.
6. Развитие логического мышления.
7 Обогатится словарь дошкольников по теме «Звук свет».
8 Появится стремление к познанию.
9 Научатся делать выводы, обосновывать свой ответ.
Iэтап проекта – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОДИТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Формулирует проблему по данной теме. Принимают задачи проекта.
Обсуждают проблему проекта, цели и задачи. Координируют совместную деятельность по различным образовательным областям
Определяет задачи, намечает перспективу деятельности для решения проблемы. Участвуют в проведении викторин, конкурсов.
Моделирует ситуацию, позволяющую выделить проблему. Составляют рассказы на заданную тему. Участвуют в анкетировании
Создает эмоциональный настрой и заинтересовывает родителей и детей на предстоящий проект.
Занимаются продуктивной деятельностью: Опыты и эксперименты
Совместно с детьми собирают
информацию по теме.
Обсуждает с родителями цель и задачи проекта. Готовят сообщения по разделам проекта. Высказывают свое мнение
о значении проведения данного проекта
Стимулирует детей в сюжетно-ролевой игре к развитию разнообразных сюжетов Предоставляют:
- макеты
- фотоматериалы
- открытки
- картины, схемы
- материалы и оборудования для опытов и экспериментов
IIэтап проекта – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕКЙФСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Составляет перспективный план работы по теме проекта Расширяют систематизируют знания : Читают детям познавательную и художественную литературу. В образовательной деятельности художественно- эстетической направленности музыкальный руководитель.
Осуществляет сбор и систематизирует информацию по теме Отражают полученные знания в составлении рассказов, стихах, танцах, сюжетно-ролевых играх. В образовательной области оздоровительной направленности педагог по физической культуре знакомит и играет вместе с воспитанниками в п и.
Читает детям познавательную и художественную литературу по теме проекта.
Подготавливает детей к составлению рассказов.
Предоставляет родителям памятку о сборе материала.
Составляет и оформляет список дидактических игр
Собирает материал по пословицам на тему: звук свет
Собирает материал
Разрабатывает цикл бесед и занятий по теме проекта Звук свет.
Оформляет альбомы: Составляют и сочиняют
Оформляет:
- дидактические игры,
- схемы- Участвуют в оформлении
дидактических игр
Собирают библиотеку на тему проекта
Организует выставку на тему
IIIэтап проекта – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ УЧАСТНИКИ СРОКИ
НОД Тема : «Что такое звук?»
Формировать представление у детей о звуке. Как о физическом явлении.
Воспитатели и дети 1 неделя
НОД Тема: «Почему мы слышим звуки?»
Формировать представление у детей о разном восприятии звуков человеком и животными
Воспитатели и дети 1 неделя
НОД Тема: «Как звучат разные предметы»
Развивать умение определять источники звуков, сравнивать различные звуки. Воспитатели и дети 1 неделя
НОД Тема: «Звук. Свойства звука» Дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные. Воспитатели и дети 2 неделя
НОД Тема: «Почему все звучит?»
Формировать у детей представление о том, что звук- это движение.
Воспитатели и дети 2 неделя
НОД Тема: «Занимательные опыты и эксперименты со звуком». Сформировать интерес к миру звуков средствами физического эксперимента.
Воспитатели и дети 2 неделя
НОД Тема: «Путешествие в мир звуков» Формировать представление у детей о распространении звуковой волны. Воспитатели и дети 3 неделя
НОД Тема: «Как передаются звуки на расстоянии?» Познакомить детей с особенностями передачи звуков на расстоянии. Воспитатели и дети 3 неделя
НОД Тема: «Можно ли увидеть звук?» Развивать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Воспитатели и дети 3 неделя
НОД Тема: «Звуки в нашей жизни и речи» Закрепить представление детей о том, как рождается звук и какими свойствами он обладает
Воспитатели и дети 4 неделя
НОД Тема: «В мире звуков»
Закрепить представление детей о дифференциации речевых и неречевых звуков. Воспитатели и дети родители 4 неделя
НОД Тема: «Эти загадочные звуки» Развить и сохранить высокую чувствительность ребенка к шумовому, звуковому и музыкальному миру. Воспитатели и дети 4 неделя
НОД Тема:«Знакомство со свойствами света»
Познакомить детей с понятием «свет», свойствами света. Воспитатели и дети 5 неделя
НОД Тема: «Преломление светового луча» Формировать представление детей о понятии – преломление светового луча. Воспитатели и дети 5 неделя
НОД Тема : «Знакомство с электрической лампочкой»
Ручной труд «Электростанция»
Наглядное моделирование «Путешествие в прошлое лампочки»
НОД Тема: «Как увидеть свет?»
Познакомить детей с историей возникновения зеркала. Воспитатели и дети 5 неделя
НОД Тема: «Путешествие в страну зеркал»
Познакомить детей с историей возникновения зеркала. Воспитатели и дети 5 неделя
НОД Тема: «Игра теней»
Ручной труд «Огонь» «Факел». Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и предметов. Воспитатели и дети 6 неделя
НОД Тема: «Знакомьтесь солнце»
Наглядное моделирование Дать детям первоначальное представление о солнце и луне. Воспитатели и дети 6 неделя
НОД Тема: «Как увидеть свет?»
Познакомить детей с историей возникновения зеркала.
Воспитатели и дети 7 неделя
Экспериментируем дома Привлечь родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми Воспитатели, родители и дети Весь проект
IVэтап проекта – ИТОГОВЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ УЧАСТНИКИ СРОКИ
Презентация мини – музея. Рассмотреть все экспонаты Воспитатели и дети 7неделя
Итоговое мероприятие.
Звук свет Воспитатели и дети,родители 7 неделя
Оформление стенда «Экспериментируем дома». Рассмотреть. Систематизация всех материалов. Воспитатели и дети,родители 7 неделя
Обработка и оформление материала. Систематизация всех материалов. Анализ проделанной работы Воспитатели 7 неделя
Анализ результатов проекта. Анализ результатов проекта. Значимость проекта для детей и родителей. Воспитатели 7 неделя
Анализ результатов. В процессе работы над данным проектом дети познакомились со звуком светом. Узнали о причинах возникновения звука, о распространении звуковых волн, о возникновении эха, о причинах возникновения высоких и низких звуков, о причинах усиления и ослабления звука. Познакомились со строением уха человека, с причинами возникновения звуков речи. Познакомились со свойствами света. Расширили знания о источнике света, о способности преломления световых лучей на границе двух сред. Сформировалось понимание, что свет-это одна из форм энергии. Провели ряд опытов и смогли сделать выводы по ним. Сформировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.