Кузина Татьяна
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий
Тип проекта
- по продолжительности: долгосрочный;
- по количеству участников: групповой.
Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Участники проекта : дети всех возрастных групп, родители, музыкальный руководитель, воспитатель.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Актуальность темы: театральная деятельность – один из самых известных видов общественных явлений, исторически сложившийся и понятный ребенку. Объяснение тому просто - театральная деятельность напрямую связана с игрой, что более всего интересно и понятно ребенку. Совершенно просто представить, что входя в образ, ребенок старается подражать тому, что увидел и главное, что его заинтересовало, тем самым, он может играть любые понравившиеся ему роли. При помощи театральной деятельности малыш познаёт окружающий мир, пытаясь выразить своё собственное отношение к хорошему и плохому, к добру и злу, что помогает сформировать правильную модель поведения ребенка в современном мире. Занятия подобного рода помогают повысить общую культуру дошкольника, научить его выступать публично, совершенствовать себя в духовной сфере.
Самая лучшая возможность раскрыть у ребенка второе «я», воспитать творческую направленность его личности – это театрализованная деятельность в детском саду. Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
• Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов);
• Исполнительское (речевое, двигательное);
• Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развить творческие способности ребенка.
Проблема: недостаточное развитие творческих способностей воспитанников.
Цель проекта : развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
(для детей)
• повысить уровень творческих способностей детей;
• приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров);
• повысить уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей;
(для родителей)
• повысить уровень личностного сознания.
• укрепить взаимоотношения между детьми и родителями.
(для педагогов)
• создать условия для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра;
• обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
Формы и методы работы:
• изучение научной литературы по заданной тематике;
• организация театрализованных игр с детьми;
• организация речевых игр, ритмопластики;
• инсценировка песен, потешек, поговорок;
• знакомство с различными видами театра;
• драматизация сказок;
• взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
(для детей)
• повышение уровня творческих способностей детей;
• приобщение дошкольников к театральной;
• повышение уровня речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей;
(для родителей)
• повышение уровня личностного сознания.
• Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
(для педагогов)
• создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра;
• обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
Структура проекта
Этапы проекта Содержание проектной деятельности Работа с родителями
1 этап - подготовительный Диагностика развития творческих способностей у детей на начало учебного года;
Разработка годового плана театрализованного кружка «Театральные ступеньки»
Создание картотек (утренняя гимнастика; театрализованные игры; артикуляционная гимнастика; театрализованные этюды;
аудиозаписи русских – народных сказок; дидактические игры; загадки) Изготовление буклетов – памяток:
• Театр для ребенка;
• Домашний театр;
• Играйте с ребенком в кукольный театр;
2 этап - основной Работа с детьми:
Тематическая неделя «Сказочный мир театра»
• Понедельник «Виды театра»;
• Вторник «Теневой театр»;
• Среда «Настольный театр»;
• Четверг «Конусный театр»;
• Пятница «Пальчиковый театр»;
Беседы с детьми на тему:
• «Что такое театр?»;
• «Театральные профессии»;
• «Правило поведения в театре»;
Художественно – продуктивная деятельность :
• Изготовление пальчиковых кукол к спектаклю «Репка»;
• Изготовление масок – шапочек к спектаклю «Под грибом»;
• Театр народов мира (конусные куклы);
• Изготовление декораций для теневого театра;
• Куклы «Бибабо»;
• Афиша к спектаклю «Мама и зайка»;
• Декорирование теневого театра;
Иллюстрация к сказке «Три поросенка»;
• Сочинение сказки для спектакля «Мама и зайка» ( Авторы: дети кружка «Театральные ступеньки»);
Книжка – план спектакля «Мама и зайка»;Изготовление декораций для настольного театра;Книжка – малышка «Волк и коза»;
• Книжка – малышка «Под грибом»;
• Изготовление игры «Угадай кто?»;
Спектакли - импровизации:
• В. Г. Сутеев «Под грибом»;
• С. В. Михалков «Три поросенка» (теневой театр);
• «Репка» (пальчиковый театр) ;
• «Теремок» (настольный театр);
• «Колобок» (конусный театр);
• «Заюшкина избушка» (театр на фланелеграфе);
Дидактические игры:
• Восстанови алгоритм ( сказки:«Репка», «Теремок»);
Организация выставок:
• «Наша сказочная страна»,
• «Моя любимая сказка»; Консультации для родителей:
• Зачем малышу театр?;
• Театр – лучший помощник в воспитании ребенка;
Совместное развлечение :
• Спектакль для детей: «Как щенок лаять учился»
Задание на дом:
• «Закончи своего персонажа»;
Мастер – классы:
• Домашний теневой театр;
• Конусные куклы для спектаклей;
Изготовление теневого театра;
Пошив костюмов для театрализованной деятельности;
Уголок ряжения;
Семинар – практикум «Творческие игры в детском саду и дома»;
Организация детско – родительского клуба «Умелые ручки» по изготовлению театральных реквизитов;
Взаимодействие со специалистами:
Дидактическая игра с музыкальными инструментами: «Узнай на слух»;
Концерт – импровизация (Ю. Тювим «Овощи»)
3 этап - заключительный Спектакли для родителей и детей младших групп:
• «Мама и зайка»;
• «Муха – Цокотуха»;
Диагностика развития творческих способностей у детей на конец учебного года;
Показ презентации для родителей : «Мы - театралы»;
При сравнении данных входной диагностической диаграммы и заключительной диагностической диаграммы четко прослеживается положительная динамика роста показателей, которые рассматриваются в данном диагностическом процессе. После полной детальной обработки диагностических данных двух диаграмм был получен следующий результат:
Диагностика развития творческих способностей у детей
% Недостаточный уровень Близкий к достаточному Достаточный уровень
Начало года 20% 70% 10%
Конец года 0 80% 20%
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Анализ результатов диагностики в конце года показал, что уровень творческих способностей у детей увеличился