Федичева Юлия
Проект «Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы
с. Красноармейское муниципального района Красноармейский
Самарской области детский сад «Чебурашка»
Подготовила: воспитатель Федичева Юлия Александровна
Проект
«Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе у дошкольников».
Актуальность: Сегодняшние дошкольники очень мало знают сказок, рассказов, стихов. Всевозможные гаджеты, компьютеры, планшеты, смартфоны поглощают ребёнка, удерживая его внимание и заполняют его жизнь и душу. В. Сухамлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Бедность словарного запаса, неумение грамотно формировать свои высказывания, трудности при объяснении простых объектов и явлений, малое знакомство с книгами – вот то что сегодня тревожит педагогов. Несомненно, в наше не простое время, особое внимание нужно уделять развитию речи и словотворчества дошкольников. В этом нам помогают наши любимые, знакомые и незнакомые сказки, рассказы. Эта поистине огромная сокровищница опыта, словаря, культуры, традиций, которая помогает дошкольникам в освоении богатейшего языкового наследия русского народа. Дошкольники любят сказки, сюжеты их захватывают, очаровывают, через них они познают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, решаются вопросы уважения к друзьям, взрослым. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Самое главное, что именно художественная
Публикация «Проект „Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе у дошкольников“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
литература способствует развитию дошкольников, приобщая их к истокам и традициям своего народа.
Таким образом, ознакомление дошкольников с художественной литературой окажет положительное влияние на развитие словесного творчества и поэтического слуха. Сказка поможет ребёнку развить связную речь, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
Цель: развитие интереса к художественной литературе у дошкольников посредством создания развивающей среды.
Ожидаемые результаты: дошкольники узнали много интересных русских народных сказок, авторских сказок, рассказов и стихов. Повысился их познавательный интерес, обогатился словарный запас.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- обследовать родителей по изучаемой теме, используя метод анкетирования и тестирования;
- информировать педагогов по организации образовательной работы по приобщению дошкольников к художественной литературе;
- развивать интерес к художественной литературе у дошкольников через создание педагогами библиотек в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ.
Категория участников: педагоги детского сада, родители и дети. Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-май)
Содержание проекта:
Этапы
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Ожидаемые результаты
1. У педагога сформированы основные понятия по проблеме.
Механизм реализации проекта
1. Составление конспекта проекта и
перспективного плана работы по формированию родительской компетенции.
Сроки реализации
Октябрь
Участники
Педагоги
Задачи
2. Обследовать знания родителей по изучаемой теме, используя метод анкетирования и тестирования.
Ожидаемый результат
2. Педагог имеет представления о компетентности родителей.
Механизм реализации проекта
2. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании ребёнка».
Тестирование «В гостях у сказки». Консультации для родителей «Художественная литература в жизни вашего ребёнка», «Какие сказки читать на ночь», «Как учить стихи с детьми».
Сроки реализации
Ноябрь
Участники
Педагоги
Задачи
3. Активно
взаимодействовать с родителями и педагогами по данной теме.
Ожидаемые результаты
3. Привлечено внимание родителей и педагогов к созданию библиотеки по художественной литературе «Сказки всегда с нами».
Механизм реализации проекта
Акция «Подари книгу детскому саду».
Сроки реализации
Декабрь
Участники
Педагоги, родители.
Основной этап
Задачи
1. Способствовать росту профессионального мастерства педагогов ДОУ через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературой.
Ожидаемые результаты
Педагоги имеют представление о наиболее интересных подходах, современных методах и приёмах в работе с художественной литературой
Механизм реализации проекта
Семинар-практикум «Организация образовательной работы педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе».
Сроки реализации
Ноябрь
Участники
Педагоги детского сада
Задачи
2. Расширить в практике педагогов использование разнообразных форм работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей; выявить знание детских сказок, рассказов, стихотворений.
Ожидаемые результаты
Педагоги проводят интересные мероприятия, позволяющие и взрослым, и детям окунуться в волшебный мир книги. Воспитывают желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Педагоги детского сада раскрывают представление о том, какую сказку можно читать перед сном, и как правильно её прочитать.
Механизм реализации проекта
Недели детской книги «Волшебный мир сказок», «Зимушка-зима».
Консультация «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
«Как учить стихи с детьми»
Сроки реализации
Декабрь-Январь-Февраль
Участники
Педагоги детского сада, родители
Задачи
3. Развивать интерес к художественной литературе у дошкольников через создание педагогами библиотек в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ.
Ожидаемые результаты
Педагоги имеют представление об интересном подходе к познанию художественной литературе
Механизм реализации проекта
Создание педагогами сада библиотек на основе комплексно-тематического планирования образовательной работы.
Сроки реализации
Март
Участники
Педагоги детского сада
Заключительный этап
Задачи
Формировать творческие способности детей в театрализованной деятельности
Ожидаемые результаты
Педагоги умеют создать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
Механизм реализации проекта
Показ театрализованного представления детьми средней группы по русско-народной сказке «Теремок».
Сроки реализации
Апрель
Участники
Педагоги, родители, дети
Ожидаемые результаты
Отчет о проведении педагогического проекта «Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе.
Механизм реализации проекта
Показ презентации по защите проекта.
Сроки реализации
Май
Участники
Педагоги детского сада
Вывод: ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм, драматизациям. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Список используемых источников:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
2. «Художественная литература в жизни вашего ребёнка». Консультация для родителей. Интернет-ресурсы.
3. «Какие сказки читать на ночь». Консультация для родителей. Опубликовано 1 ноября 2015 г. Интернет-ресурсы.
4. «Как учить стихи с детьми». Консультация для родителей. Ольга Владимировна Т. Опубликовано 10 апреля 2019 г. Интернет-ресурсы.
5. Сценарий театрализованного представления в средней группе по русской народной сказки «Теремок». Харитонова Наталья Опубликовано 25 февраля 2018 г. Интернет-ресурсы.
Отчет о проведении педагогического проекта «Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе».
В период с октября 2020г. по май 2021 г. мы, воспитатели средней группы совместно с воспитателями детского сада и музыкальным руководителем проводили педагогический проект «Создание развивающей среды как средство развития интереса к художественной литературе».
На протяжении всего этого времени была проведена работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
Мы проводили опрос, анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», потом согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведены консультации на темы: «Художественная литература в жизни Вашего ребёнка», «Читайте детям чаще», «Какие сказки читать ребёнку на ночь».
Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Вершки и корешки», «Петушок-золотой гребешок» и. т. д. Прослушивали звукозаписи детских сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы, проводили квест-игру «Путешествие колобка». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Совместно с музыкальным руководителем мы ставили инсценировку сказки «Теремок». Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.
Приложение