Ирина Циглярская
Проект «Создание развивающей среды по сенсорному развитию младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания.
Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
• -закреплять умение называть цвет предметов, подбирать предметы по цвету;
• -различать предметы по величине (большой - маленький); выстраивание сериационного ряда;
• -учить различает количество предметов (один - много);
Темочки:
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
• - развивать умение строить плоскостным конструктором.
• -продолжать учить детей отвечать на вопросы;
• - способствовать развитию диалога;
• - повторять за взрослым слова и фразы;
• -слушать и повторять текст сказки.
• -продолжать учить взаимодействовать детей друг с другом;
• - приобщать родителей к созданию предметной развивающей среды по сенсорному развитию;
• - воспитывать интерес к игровым заданиям, активность.
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, размере предметов, положении их в пространстве;
• сформированные представления о разновидностях дидактических игр и
• основных приемах игры на них;
• сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам воспитании сенсорных способностей у детей, родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
Выход темы:
• консультация для родителей;
• консультация для педагогов;
• родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»;
• картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей;
• совместное изготовление пособий по созданию предметной развивающей, среды по сенсорному развитию.
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:
• сотрудничество через консультации;
• родительские собрания, беседы;
• совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
• Специальные занятия по сенсорному воспитанию
• Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
• Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
• Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
• Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
• Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Актуальность
Детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
План работы по саморазвитию
• Изучить литературу по данной теме.
• Внедрить в работу с детьми.
• Составить картотеку игр по сенсорному развитию способностей у детей через дидактические игры.
• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»
• Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры
• по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»
План работы по саморазвитию
1. Изучение литературы по теме (Август, сентябрь)
2. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. (Сентябрь)
3. Составить картотеку игр по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры. (В течении проекта)
4. Анкета для родителей (Сентябрь)
5. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры» (Сентябрь)
6. Привлечение родителей к изготовлению пособий по созданию предметной развивающей среды по сенсорному развитию. (Октябрь)
7. Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры
8. по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» (Октябрь)
9. Выставка дидактических игр, игр сделанных руками родителей. (Ноябрь)
10. Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей. (Ноябрь)
11. Фотовыставка «Обучаем цвету» (Декабрь)
12. Презентация игры на конкурсе ДОУ «Развитию сенсорных способностей у детей через дидактические игры». (Декабрь)
13. Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику». (Декабрь)
• Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.
• Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
• Продолжать знакомить детей с цветами и их оттенками.
Д/игра: «Спрячь мышонка».
Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, определять и называть цвета.
Знакомство с формой.
Д/игра: «Птичка в клетке».
Трубочки для коктейля: Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Знакомство с параметрами трех величин.
Д/упр: «Накорми мишек»
Д/игра: «Разложифигуры по цвету».
Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.
Продолжать учить детей определять предметы по цвету.
Д/игра: «Собери матрешку».
Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
Задание на доске. Подбери по росту
Д/игра: «Собери овощи».
Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).
Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.
Д/игра: «У кого такая же?».
Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Д/игра: «Сложи бочонки».
Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел».
Д/игра: «Собери фрукты по цвету».
Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Лепка «Вкусные ягоды».
Подвижная игра: «Запомни свой цвет».
Д/игра: «Найди такую же».
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.
Изучение плаката «Фрукты».
Подвижная игра «Светофор».
Д/игра: «Разложи яблоки по величине».
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Подвижная игра «Раздувайся пузырь».
Рассматривание плаката «Осень».
Д/игра «Найди что-нибудь круглое».
Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Подвижная игра: «Ровным кругом».
Рисование: «Светофор».
ЛЕГО «Найди такую же».
Д/игра: «Собери башенку».
Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.
Пальчиковая игра «Башенка»
Д/игра: «Что нужно куколке красавице?».
Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Пальчиковая игра «Божья коровка».
Рассматривание иллюстраций «Одежда».
Д/игра: «Собери бусы».
Цель: учить чередовать предметы по форме.
Подвижная игра «Мы топаем ногами…».
Рисуем на песке разные фигуры.
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
Д/игра: «Подбери одежду персонажам сказки».
Цель: соотносить предметы по величине.
Д/игра: «Собери корзинку».
Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Режиссерская игра «Теремок».
Д/игра: «Найди предмет такой же формы».
Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Д/игра: «Построй по величине».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.
Д/игра «Подбери по форме».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.
Игра: «Снеговики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки
Д/игра: «Украсим елочку».
Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Д/игра: «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной.
Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?
Д/игра: «Угадай на вкус»
Цель: Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
Д/игра: «Вкладыши»
Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
Д/игра: «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» Цель: разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.
Д/игра: «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Список использованной литература:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
4. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
8. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.