Наталья Ивановна Иляскина
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Публикация «Проект „Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.
Проблема
Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ детский сад №237
не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы.
Тема проекта : «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и реализуемой Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №237
Тип проекта : практико – ориентированный.
Вид проекта : внутренний (долгосрочный).
Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе.
Продукт проектной деятельности :
РППС, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №237 (далее ДОУ).
Продолжительность проекта : сентябрь 2019г. – май 2020 г.
Цель проекта :
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта :
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.
2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Нормативно-правовая база проекта :
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.
3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.
5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений».
6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Организационные условия:
• среда должна быть наполнена развивающим содержанием : в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
• оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
• все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
• предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
• размещение материалов должно быть функциональным;
• предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
• среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
• среда должна иметь подвижные границы.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Условная схема пространства группового помещения.
Социально-коммуникативное развитие
Уголок ролевых и режиссерских игр
Мини-музей
Патриотический уголок
Познавательное развитие
Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Математический уголок
Сенсорный уголок
Уголок конструирования
Речевое развитие
Уголок речевого развития
Книжный уголок.
Художественно-речевое развитие
Уголок изобразительной деятельности
Музыкальный уголок
Уголок театрализованной деятельности.
Физическое развитие
Спортивный уголок
Уголок уединения
Уголок ЗОЖ
Основная идея:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Этапы и мероприятия по реализации проекта
Этапы проекта Цели этапа Мероприятия Предполагаемый результат
Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов Анализ нормативных документов Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Анализ РППС в группе ДОУ Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.
Основной Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ. Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.
Проведение общего родительского собрания. Проведение общего родительского собрания на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ. Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.
Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием» Разработать паспорт организации
группового пространства,
отвечающего современным
критериям.
Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.
Заключительный Создание развивающих центров в группах ДОУ Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.
Подвести итоги работы над проектом Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете Презентации и методические рекомендации к ним «Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО»
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Мероприятие Содержание
1-й этап – подготовительный
Консультация Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований
Цикл педагогических чтений Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.
Педагогическая гостиная Знакомство с опытом работы детских садов России.
Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды.
2-й этап – основной
Мини-презентация.
Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.
Электронный методический банк Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта : создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)
Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.
Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)
Выступление на Педагогическом совете Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм
3-й этап – рефлексивный
Диагностика Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта
Календарный план реализации проекта
Наименование мероприятия Исполнитель Сроки реализации
Подготовительный этап
Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна Ст. воспитатель Сентябрь –январь 2019 г.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Ст. воспитатель Январь 2020 г.
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах Ст. воспитатель
воспитатели Январь-февраль 2020г.
Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям Ст. воспитатель Январь-март
2020 г.
Основной этап
Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Основы ее построения" Ст. воспитатель Февраль 2020 г.
Практикум «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО» Ст. воспитатель Январь 2020 г.
Консультации на темы:
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Характеристика построения развивающей предметно-пространственной среды» (для молодых педагогов)
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ» Ст. воспитатель
воспитатели Декабрь-февраль 2019- 20 г. г.
Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ Ст. воспитатель
В течение года
Семинар-практикум «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды». Ст. воспитатель
воспитатели Февраль2020г.
Мозговой штурм «Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематическим планированием» Ст. воспитатель
воспитатели Февраль 2020 г.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности Ст. воспитатель Март 2020 г.
Педагогический совет на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой основной образовательной программой МБДОУ детского сада №237 Заведующий, старший воспитатель
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков Заведующий ДОУ,
Ст. воспитатель По мере финансирования
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей Ст. воспитатель
воспитатели В течение учебного года
Проведение смотров-конкурсов ст. воспитатель В течение учебного года
Предварительный контроль по организации предметно-развивающей среды Ст. воспитатель
Апрель 2019г
Проведение мастер-классов по организации РППС В течение уч. года Старший воспитатель
Специалисты
Создание ландшафтного дизайна детского сада Ст. воспитатель
воспитатели Май июль 2020г
Заключительный этап
Тематический контроль «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствие с ФГОС». Ст. воспитатель Март 2020г
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ Заведующий ДОУ, старший воспитатель Апрель 2020 г
Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах Ст. воспитатель
воспитатели Апрель 2020 г.
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы Ст. воспитатель
воспитатели Апрель-май
2020г.
Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды :
1. Открытость среды для преобразований :
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
- наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды :
- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);
- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие :
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности;
- наличие уголка по валеологии.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие :
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде :
- наличие специально оборудованного уголка природы;
- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды :
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды :
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
10. Безопасность среды :
-обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации
- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- эстетика оформления,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.