Раиса Корнийчук
Проект «Социальное партнерство ДОУ и родителей по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта
• Дети старшей группы,
• родители.
• воспитатели,
• инструктор по физической культуре,
• музыкальный руководитель
• педагог-психолог,
• Сотрудники МУ «Норильская городская библиотека им. Саши Петряева»
Проблема:
• Недостаточная компетентность родителей о важности воспитания здорового ребёнка,
• Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска)
Публикация «Проект „Социальное партнерство ДОУ и родителей по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Актуальность: Сейчас уже ни для кого не секрет, что главным фактором, влияющим на здоровье человека, является его образ жизни. Актуальным становится утверждение Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Проблема здоровья была и продолжает оставаться актуальной в современной практике образования.
Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста, поэтому, очевидно, что дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.
Специфика нашего дошкольного образовательного учреждения заключается в создании комфортной, развивающей, здоровьесберегающей среды для детей с туберкулёзной интоксикацией. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников является приоритетной.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Одним из средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, по нашему мнению, является установление прочных связей педагогического коллектива ДОУ с семьями наших воспитанников.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
ДОУ, как общественный институт, не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение.
Особенностью организации и содержания воспитательно-образовательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Цель проекта : формирование культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
Задачи:
• Способствовать созданию единого воспитательно - образовательного пространства на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
• Способствовать формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи
• Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.
• Оказать помощь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
• Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
• Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране укреплению здоровья детей.
• Изучить новые здоровьесберегающие технологии
• Создать диагностический банк для определения уровня валеологической культуры дошкольников;
• Обобщить опыт семейного воспитания по вопросам здоровьясбережения.
Ожидаемые результаты:
- формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
- воспитание культурных навыков, обеспечивающих совершенствование, укрепление и сохранение физического здоровья;
- повышение компетентности родителей в области здоровья и здоровьесбережения
- создание сообщества "дети-родители-педагоги".
Срок реализации проекта : 1 год
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
• составление перспективного плана работы по проведению проекта
• подбор литературы, фотографий, иллюстраций, презентаций, стихотворений, рассказов, загадок
• создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды
• привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу
2. Основной этап - реализация проекта.
3. Заключительный этап:
• развлечение «Фестиваль Здоровья»
• фотовыставка родителей «Здоровые дети в здоровой семье», «Мы шагаем по Норильску», «Да здравствует мыло душистое»
• выставка рисунков родителей и детей «В здоровом теле – здоровый дух»
• выпуск фото (информационной) газеты «Будь здоров, малыш!»
Модель реализации проекта
1. Работа с детьми:
• НОД познавательного цикла
«Если хочешь быть здоров!»
«Знакомься – твое тело»
«Мои глазки хороши!»
«Умные ушки»
«Умный нос»
«Чтоб смеялся роток и кусался зубок!»
«Ручки хлопотушки – ножки топотушки»
«Здоровая кожа – здоровые дети»
«Куда спряталось здоровье»
• Беседы
«Личная гигиена»
«Полезные продукты»
«Где живут витамины»
«Знакомимся со своим организмом»
«Мои помощники»
«Полезная пища»
«Зачем человеку сон»
• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением видов спорта, полезных продуктов, тело человека, органов чувств, дыхательной и кровеносной системы;
• Просмотр интерактивной энциклопедии «Мое тело. Как оно устроено. Я и мой день. Какой я интересный. Я снаружи и внутри».
• Чтение художественной и познавательной литературы:
Стихи о здоровом питании К. Луцис
Стихи о здоровом образе жизни.
Пословицы и поговорки о здоровье, загадки
• Экспериментальная деятельность: «Угадай на вкус», «Определи по запаху», «Значение органов чувств для человека» (глаза, нос, уши, рот, «Значение кожи в жизни человека» .
• Самостоятельная деятельность ребёнка.
• Выездные познавательные и игровые выставки, организованные сотрудниками Норильской библиотеки,
• Изобразительная деятельность: лепка «Дети на прогулке», аппликация «Платочек для Неболейки», рисование «Дети делают зарядку».
• Дидактические игры, словесные, подвижные.
• Игровая оздоровительная гимнастика
• Оздоровительные досуги и развлечения
«Фестиваль Здоровья»
«Если хочешь быть здоров!»
«Волк и семеро козлят»
«Два жадных медвежонка»
2. Методическое сопровождение:
• Картотека дидактических игр по валеологическому воспитанию
• Художественная литература.
• НОД познавательного цикла, беседы.
• Сценарии спортивно-оздоровительных досугов и развлечений:
• Консультативный материал для педагогов и родителей.
3. Сотрудничество с родителями :
• Участие в развлечениях «Театр Здоровья», «День Здоровья»
• Анкетирование.
• Консультации: «Чтобы зубы были здоровыми», «Правильная ли у детей осанка», «А нечистым трубочистам.», «К здоровому образу жизни», «Советы на здоровье», «Как бороться с кариозными монстрами»
• Круглый стол «Семейная школа здоровья»
• Совместная работа детей и родителей; конкурс рисунков «Умелые ручки», «Волшебные очки», «Вкусные рецепты»
• Помощь в оборудовании и оснащении физкультурно-оздоровительного центра в группе «Расти и не болей».
• Участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа».
• Участие в проектной деятельности «Да здравствует мыло душистое», «Здоровье нашей семьи»
• Участие в организации фотовыставки «Мы шагаем по Норильску», «Здоровые дети в здоровой семье»
• Помощь в создании групповой библиотеки «Неболейкины книжки».
• Памятка «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
• Круглый стол «Валеологическое воспитание дошкольников»
4. Работа с педагогами
• Консультация-практикум «Дыхательная гимнастика».
• Семинар-практикум «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ», «Профилактика гриппа и ОРВИ».
5. Оснащение ПРС
• пополнение картотеки дидактическими играми по валеологическому воспитанию детей.
• пополнение картотеки стихов, загадок, пословиц о здоровье,
• приобретение развивающих игр
• изготовление нестандартного спортивного оборудования для профилактики нарушения осанки и плоскостопия
Ресурсное обеспечение проекта
1. Физкультурно-оздоровительный центр и экспериментирования в группе.
2. Класс БОС в ДОУ.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
4. Подборка художественной литературы по валеологии.
5. Наглядный материал (плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, настольно-печатные игры, аудиозаписи, атласы и энциклопедии по теме проекта).
Таким образом, в результате проведённой работы выстроилась система взаимодействия с родителями. Её эффективность наблюдается в активном участии родителей в совместных развлечениях, в улучшении состояния здоровья детей, так как благодаря повышению уровня культуры здоровья в семьях стали появляться и развиваться традиции здорового образа жизни.
Технология валеологического просвещения родителей позволила не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.