Раиса Корнийчук
Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Проблема здоровья была и продолжает оставаться актуальной в современной практике образования. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах регламентирующих деятельность ОУ. Федеральный закон «Об образовании» стратегия развития и воспитания образовательной деятельности определяют приоритет жизни и здоровья человека, создание условий для его оздоровления. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». Федеральный государственный образовательный стандарт, к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Публикация «Социальное партнерство ДОУ и родительского сообщества по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Особенно остро эти задачи стоят перед организациями компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Специфика нашего дошкольного образовательного учреждения заключается в создании комфортной, развивающей, здоровьесберегающей среды для детей с туберкулёзной интоксикацией.
Поэтому не случайно мы обратились к идеи валеологизации образования, согласно которой, здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Одним из средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, по моему мнению, является установление прочных связей педагогического коллектива ДОУ с семьями наших воспитанников. Не случайно, в действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования и науки мы чётко видим одно из поставленных перед образовательными учреждениями направлений в педагогической деятельности, это - более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
Укрепление здоровья детей является приоритетом всей воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания воспитательно - образовательного процесса - интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома.
Реализуя направление образовательной программы ДОУ «Физическое развитие», я решила попытаться создать свою модель валеологического воспитания дошкольников. Мною был разработан проект «Социальное партнерство ДОУ и родителей по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста», цель которого формирование культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
Задачи:
• Способствовать созданию единого воспитательно - образовательного пространства на основе доверительных партнёрских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
• Способствовать формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи
• Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка путём использования интерактивных форм.
• Оказать помощь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
• Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
• Разработать интерактивные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи по охране укреплению здоровья детей.
• Изучить новые здоровьесберегающие технологии
• Создать диагностический банк для определения уровня валеологической культуры дошкольников;
• Обобщить опыт семейного воспитания по вопросам здоровьясбережения.
Для осуществления практической деятельности по реализации проекта было разработано перспективное планирование, которое включает в себя образовательную деятельность, создание развивающей предметно-пространственной среды, интеграцию валеологического сопровождения в образовательном процессе, а также взаимодействие с родителями.
Разработанный мною тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию валеологической культуры включает в себя 9 тем (новый месяц – новая тема). Каждый месяц мы планируем в образовательном процессе своей учебно-воспитательной работе неделю Здоровья, где и знакомим детей с тематическим материалом, в соответствие с разработанным планом. В течение месяца этот материал закрепляется в различных видах детской деятельности.
Интеграция валеологического сопровождения в образовательном процессе осуществляется с участием знакомого детям персонажа – Неболейки. С ним дети знакомятся уже в сентябре. Наш Неболейка предлагает детям дидактические игры, задания, создаёт проблемные ситуации в соответствии с изученным материалом, которые имеют вид схем, мнемотаблиц, зашифрованного письма, и оставляет в определённом центре группы. Важно, чтобы дети проявляли валеологическую компетентность
не только при взаимодействии с педагогом, но и в самостоятельной деятельности, перенося полученные знания в практические действия. Конечным результатом стала демонстрация опыта детей в самостоятельной деятельности.
Родителям в начале учебного года Неболейка предлагает анкеты – опросники, позволяющие диагностировать их знания по валеологии.
В течении года дети знакомятся с различными частями тела человека, с их назначением и, обязательно, с профилактическими мероприятиями, учатся беречь свои органы, части тела.
В конце учебного года в детском саду проходит фестиваль Здоровья, в рамках которого дети, педагоги совместно с родителями готовят оздоровительный досуг. В игровой форме, с песнями, танцами и музыкой, дети и родители демонстрируют навыки овладения различными видами оздоровительных технологий, обобщают свои знания по культуре здоровья.
В рамках реализации образовательного проекта, были разработаны конспекты занятий по валеологической культуре, которые позволяют не только приобщать детей к здоровому образу жизни, но и расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление и т. д. При проведении этих занятий широко используются:
а) мультимедийные продукты (презентации, которые способствуют активизации внимания детей, делают предлагаемую информацию более наглядной, яркой, что позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал.
Кроме того, свои презентации мы предлагаем заинтересованным родителям в качестве материала для закрепления полученной информации в домашних условиях, что способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов. Дело в том, что в каждой презентации есть рубрика «Неболейкины задачки» (например, решить кроссворд, нарисовать части тела, закрасить определенные части тела или дорисовать человека, его лицо, практические упражнения «Сделай так», «Задания для ручек и ножек», д/и «Что сначала, что потом», «Что хорошо, что плохо»). Такая форма работы способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов, развитию интереса и тех и других к своему здоровью, к здоровому образу жизни.
б) «Минутки Здоровья и Безопасности», которые мы проводим на различных занятиях.
Так, если мы, например, говорим о признаках зимы, то в «минутку Здоровья и Безопасности» мы вспоминаем правила безопасного поведения при сильном морозе; говорим об овощах и фруктах – вспоминаем о полезных продуктах, о пользе овощей и фруктов для здоровья человека; рисуем красивый платочек, говорим о том, как его можно использовать в гигиенических целях (вытирать нос или глаза, платочек обязательно должен быть чистым) и т. д.
в) «Мамины (папины) секреты» стала доброй традицией группы. Мы приглашаем на наши занятия родителей, папу или маму, можно и бабушку, которые знакомят детей с той или иной информацией о здоровом образе жизни, о правилах безопасности, свои случаи из жизни или профессиональной деятельности. Через создания игровых ситуаций показывают и рассказывают детям, как избежать опасных для здоровья ситуаций, оказать посильную помощь товарищу, укреплять свое здоровье.
Можно представить себе какую радость, чувство гордости испытывает ребёнок, чьи мама или папа делятся опытом с другими детьми.
Разнообразить работу по ознакомлению воспитанников и их родителей с культурой Здоровья мне помогает нам наша Городская библиотека им. Саши Петряева. Дети с удовольствием принимают у себя в гостях сотрудника библиотеки, который организует в группе выставку книг «Неболейкины книжки» по темам нашего плана, проводит с детьми беседы, игры, конкурсы, - всё это активизирует внимание детей, их интерес к предложенной теме. Для родителей библиотека предлагает специализированные журналы, брошюры по рассматриваемой теме.
Для повышения валеологической компетентности родителей мы организовали выпуск газеты «Будь здоров, малыш!».
В фото (информационной) газете отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни подрастающего поколения. Через газету родители знакомятся с условиями, задачами и методами воспитания наших детей, с рекомендациями специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по интересующей проблеме.
Не менее эффективной оказалась работа по ведению «Портфолио Неболейки». В рамках этой работы родители совместно с детьми подбирают и оформляют материал по определё нной теме: «Носики-курносики». «Ушки на макушке», «Мои глазки хороши» и т. д.
С целью пропаганды здорового образа жизни и повышения компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, раз в месяц мы организуем «Семейную школу Здоровья». В этот день родители встречаются с врачом-фтизиатром, работающим в детском саду, с инструктором по физической культуре, с родителями : врачами-специалистами, с тренерами из детских спортивных школ, которые помогают определиться с выбором спортивной секции для ребёнка, с семьями воспитанников, которые могут поделиться опытом здорового образа жизни.
Для активизации родителей, включения их в педагогический процесс мы организуем тематические выставки совместных работ: «Вкусные рецепты», «Волшебные очки», «Умелые ручки». Папы и мамы фантазируют вместе с детьми, рисуют, конструируют, придумывают разнообразные сюжеты, всё это сближает их, укрепляет отношения между родителями и детьми.
Большую роль в воспитании валеологического поведения детей играет здоровьесберегающаяя предметно – пространственная развивающая среда, которую мы создаём при активном участии родителей. Так в нашей группе появился «Физкультурно-оздоровительный центр» «Расти и не болей», где мы поместили:
- «Тропу здоровья», где с помощью фотографий проиллюстрирована оздоровительная работа, проводимая в группе с детьми;
- нетрадиционное оборудование - это коврики из пробок, коврики с использованием пуговиц, камешков, массажных мочалок, которые используются для профилактики плоскостопия. Для развития мелкой моторики подобрали коллекцию пуговиц, камушков, круп. Для оздоровления дыхательной системы изготовили султанчики, ленточки и др. ;
- «Советы врача», где содержится информация о детских болезнях и их профилактике. Это различные консультации, памятки, буклеты.
В результате проведённой работы выстроилась система взаимодействия с родителями. Её эффективность наблюдается в активном участии родителей в совместных развлечениях, в улучшении состояния здоровья детей, так как благодаря повышению уровня культуры здоровья в семьях стали появляться и развиваться традиции ЗОЖ: совместные прогулки-походы, игры на свежем воздухе. Об этом свидетельствует фотовыставки, которые мы организуем в группе («Здоровые дети — в здоровой семье», «Мы шагаем по Норильску», «Папа, мама, я – спортивная семья», где родители представляют фотографии о семейном активном отдыхе, о соблюдении правил безопасности и т. д. ; участие в проектной деятельности, например, «Да здравствует мыло душистое», «Здоровье нашей семьи».
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» (В. Шенеберг).
И наша задача – задача педагогов и родителей – научить наших детей быть здоровыми и стремиться к здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулин "Здоровый дошкольник 21 века"
2. «Дошкольная педагогика», /май-июнь/ 2006 г.
3. "Дошкольное воспитание" М. ; №3.2000 г.
4. Зайцева Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 767-769.
5. "Здоровый малыш" (Программа оздоровления детей в ДОУ)
6. Партнёрство дошкольной организации и семьи/ Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
7. Степанова О. А. "Игра и оздоровительная работа" М. 2003г., Т. Ф. М. 2000г.
8. Тарасова Т. А. «Я и мое здоровье» (Программа занятий, упражнений и дидактические игры, «Школьная пресса», М. 2008 г.
9. Терпугова Е. А. «Валеологическое воспитание», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2007 г.
10. Чупаева И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. "Здоровый ребенок - в здоровом социуме" "Илекса" Москва. 1999г.