Марина Ушакова
Проект «Сказочные герои снежного царства» по мотивам мордовской народной сказки «Как лиса петуха из дома выманила»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №83 комбинированного вида»
Проект
«Сказочные герои снежного царства»
по мотивам мордовской народной сказки
«Как лиса петуха из дома выманила»
Средняя группа №11
Составили:
Кузнецова А. Н., воспитатель,
Ушакова М. А., воспитатель,
первая квалификационная категория
Саранск-2022
Публикация «Проект „Сказочные герои снежного царства“ по мотивам мордовской народной сказки „Как лиса петуха из дома выманила“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Лиса, лисичка. Проекты
- Мордовия
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Участники проекта : воспитатели, дети группы, родители.
Актуальность проекта :
Зима - удивительное время года, когда вся природа одевается в белый наряд и у детей появляется прекрасная возможность кататься на санках, лыжах, сооружать разнообразные постройки из снега. Зима для наших детей - долгожданная и любимая пора. Они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега. Красивые и удобные участки – гордость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи.
В нашем детском саду стало доброй традицией ежегодно проводить смотры – конкурсы зимних участков и построек из снега. Главная задача проводимых конкурсов - доставить радость и удовольствие детям и, надеемся, нам это удаётся. При проектировании зимних участков педагоги детского сада проявляют неиссякаемое творчество, трудолюбие, умение заинтересовать детей и родителей. Они переносятся в сказочный мир фантазий, приключений, забав и развлечений.
Несмотря на климатические сложности, все педагоги принимают активное участие в конкурсе, совместно с родителями и детьми они преображают участки. Педагоги проводят консультации, какие постройки из снега лучше сделать для организации подвижных, сюжетно-ролевых игр, как правильно залить горку, соорудить снежный вал. Детям очень нравится участвовать в постройке крупных фигур и воспитатели проговаривают с детьми, что именно они будут лепить и как раскрасят фигуру.
В зимний период участки на территории детского сада становятся похожими на снежное царство, в котором дети с удовольствием обыгрывают снежные постройки. Любимые развлечения детей на участке: катание на горках, скольжение по ледяным дорожкам, бег по лабиринту, метание в цель.
Наши участки привлекают не только детей, но и взрослых жителей микрорайона, которые постоянно приходят с детьми в удивительный сказочный мир, где они получают эстетическое удовольствие, упражняются в ловкости, укрепляют свое здоровье.
Совместный труд по созданию снежных построек способствует праздничному настроению, обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует нравственному, эстетическому, физическому развитию детей дошкольного возраста.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей со сказочными персонажами и формирование физических качеств, с другой стороны, привели к выбору данной темы.
Цель проекта : знакомство дошкольников с персонажами мордовской народной сказки в совокупности с формированием и развитием физических качеств детей.
Задачи проекта :
Обучающие:
- обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества;
- учить детей участвовать в совместном обсуждении услышанного, выражать восприятие текста во внешнем действии, эмоционально реагировать на прослушанное произведение;
- учить умело сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности для постижения детьми окружающего мира, его понимания.
Развивающие:
- познавательное развитие детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности;
- развивать двигательную активность дошкольников;
- развивать у детей координацию движений, ловкость, меткость, выносливость, равновесие, выдержку;
- приобщать детей к сказкам для создания базовой основы их общей культуры.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению;
- воспитание любви к прекрасному как основы нравственности человеческой личности.
Программное содержание:
-Сформировать позитивное отношение к сказочным персонажам.
-Учить использовать снежные постройки по всей игровой площадке.
-Сохранять и укреплять здоровье детей.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный. Обсуждение замысла по снежным постройкам, составление проекта.
2 этап - основной. Реализация проекта, воплощение идей в реальные объекты (снежные постройки).
3 этап - заключительный. Постройки из снега совместно с родителями, игры детей на участке, обыгрывание снежных построек.
План реализации проекта :
Мероприятие Цель
Ожидаемые результаты
Знакомство с мордовской народной сказкой «Как лиса петуха из дома выманила» Учить внимательно слушать текст. Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать желание прочитать сказку.
/Конспект занятия, приложение №1/ Знакомство со сказкой и решение проблемных ситуаций.
Путешествие в мини-музей национальной культуры Познакомить с предметами старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде;
/План экскурсии, приложение №2/ Познавательное развитие детей, обогащение представлений о предметах и явлениях, недоступных в современной среде, развитие любознательности.
«Книжкино царство»
(работа в книжном уголке) Учить детей с помощью взрослого показывать театрализацию сказки.
Развивать речевую активность.
Умение сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, с различными видами продуктивной деятельности для постижения детьми окружающего мира, его понимания.
Коллективная работа, постройка снежных фигур по мотивам мордовской народной сказки «Как лиса петуха из дома выманила» Развивать творческую активность детей, используя продуктивную деятельность (рисунки, аппликация, поделки из пластилина, постройки).
/Схема совместной деятельности с детьми, приложение №3 / Умение детей действовать различными способами в условиях предметно-действенного сотрудничества.
Решение проблемных ситуаций Учить решать проблемные ситуации, проговаривать возможные действия и результат усилий. Развитие логического мышления, памяти.
Гипотеза проекта : в проекте мы исходили из предположения о том, что если в процессе чтения мордовской народной сказки использовать многоаспектный подход, то познавательное и коммуникативное развитие детей будет наиболее эффективным потому, что в основе данного подхода лежат:
- умение отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать повторяющуюся песенку лисы;
- учить решать проблемные ситуации;
- использование продуктивных видов деятельности для закрепления сюжета сказки.
Предполагаемый результат.
Систематизировать знания детей через литературный и иллюстративный материал на примере сказочных героев.
Повышать эмоциональное состояние детей.
Развивать взаимодействие работы с семьями воспитанников.
Список используемой литературы.
1. Карпухина Н. А Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Развитие речи и знакомство с художественной литературой.
2. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет, составитель Е. И. Подольская, Волгоград, Учитель,2012 г.
3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. М, Просвещение, 1979 г.
Приложение №1
Краткий конспект проведения занятия
Чтение мордовской народной сказки «Как лиса петуха из дома выманила».
Программное содержание: Учить внимательно слушать текст. Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать желание прочитать книгу. Следить за осанкой детей.
Материалы и оборудование: текст сказки, иллюстрации к сказке, гусли; рабочие тетради и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия: дети сидят полукругом на стульчиках.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с мордовской народной сказкой «Как лиса петуха из дома выманила». Давайте я вам ее сейчас прочту, а вы внимательно послушаете.
(делаются паузы, чтобы включить ребенка в совместное чтение песенки)
- Ребята, понравилась вам сказка? Кто в ней главные герои? Лиса добрая или злая? А петушок какой? Кот какой? Баран какой?
Физминутка: дети поочередно изображают животных: кота, барана, петушка, лису, их действия в сказке.
Работа в тетрадях.
Дети рассаживаются на свои места за столы, где заранее разложены иллюстрации к сказке из тетрадей с печатной основой и карандаши на каждого ребенка.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто на ней изображен? Вот сейчас мы с вами будем кота (петуха, лису, барана) раскрашивать. Посмотрите на ваши подсказки внизу страницы и скажите, какого цвета у кота рубаха? Какого цвета штаны? А сам кот, какого цвета?
- Ребята, теперь пальчиком обведите, все, что вы видите на картинке округлой формы (деревья, пенек, лапки и глазки у кота, мордочка).
Затем дети приступают к раскрашиванию, при этом напоминается детям, как правильно сидеть за столом, как правильно держать карандаш и где должна находиться вторая рука. Так же уточняется, какого именно цвета нужно взять карандаш для раскрашивания той или иной части рисунка.
После окончания работы все рисунки выставляются на магнитную доску, рассматриваются, дается оценка, после чего все работы выставляются в родительский уголок.
Приложение №2
План экскурсии в мини-музей национальной культуры.
1. Познакомить детей с экспонатами выставки;
2. Предложить детям поисследовать каждый экспонат, внимательно рассмотреть его, задать интересующие их вопросы;
Приложение №3
Схема совместной деятельности с детьми.
Коллективная аппликация по мотивам мордовской народной сказки «Как лиса петуха из дома выманила».
Цель: развивать творческую активность детей, используя продуктивную деятельность. Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, композицию, располагая элементы по сторонам, середине, углам. Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно составлять и выполнять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Развивать умение поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Материалы: кусок обоев длиной 1.2м, заготовки сказочных домиков, деревьев, персонажей по количеству детей; салфетки, кисточки, баночки с клеем по количеству детей.
Ход работы:
- Рассмотреть с детьми заготовки для предстоящей аппликации, вспомнить к какой сказке принадлежат эти герои, предметы;
- вспомнить содержание сказки, последовательность действий;
- распределить на бумаге заготовки в соответствии с содержанием сказки (каждый ребенок определяет с помощью воспитателя место нахождения его заготовки и, по возможности, старается запомнить это место);
- наклеивание персонажей сказки, предварительно вспомнив правила работы с принадлежностями для клея;
- рассматривание готовой композиции, определение правильности распределения главных героев в соответствии с содержанием сказки;
- вывешивание коллективной работы в родительский уголок.