Вероника Борисова-Гладкова
Проект «В гостях у сказки: сказочные герои» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«В гостях у сказки: сказочные герои»
для детей старшей группы
Тип проекта: практико-ориентированный
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное и социально-нравственное развитие.
Публикация «Проект „В гостях у сказки: сказочные герои“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Участники проекта: Дети средней группы (4-5 лет, старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 месяц.
Практическая значимость проекта.
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Народные сказки являются гениальными произведениями русского народного творчества. Они издавна составляют элемент народной педагогики. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Сказка утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русское народное творчество служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, тем как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Она помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость. Это одно из эффективных средств эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Актуальность проекта.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени на прочтение детям сказок. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств духовно-нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поведенческие стереотипы формируются через восприятие образов героев. Поэтому необходимо особое внимание сконцентрировать именно на них, через анализ характера и поступков.
Цель проекта: Развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников через восприятие и анализ русских народных сказок.
Задачи:
1. Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам и их героям, традициям.
2. Помогать усвоению детьми духовно - нравственных качеств героев (добрый - злой, хитрый – простодушный, сильный-слабый).
3. Развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Развивать связную речь, с помощью пересказа и инсценировок сказок.
5. Закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 10.
6. Познакомить детей с известными иллюстраторами русских народных сказок: Ю. Васнецов, Е. Рачёв, Е. Чарушин.
7. Развивать физические качества, в процессе утренней гимнастики и эстафеты.
8. Пропагандировать здоровый образ жизни.
9. Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
10. Изготовление книги «Сказочные герои».
11. Повысить уровень родительской активности и компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
12. Дать представление родителям о важности русских народных сказок
Ожидаемые результаты:
По окончании проектной деятельности
- у детей :
• более развиты духовно-нравственные качества личности;
• имеют представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека;
• сформирован интерес к русским народным сказкам и их героям;
• закреплены виды счёта в пределах 10: порядковый и количественный;
• знают известных художников-иллюстраторов: Васнецова Ю, Рачёва Е, Чарушина Е. ;
• сформировано представление о важности ЗОЖ и более развиты физические качества;
• драматизируют, используют различные виды театра;
• изготовлена книга «Сказочные герои».
- у родителей:
повышен уровень родительской активности и компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
вызван интерес к русским народным сказкам и их героям;
имеют представление о важности русских народных сказок.
Формы реализации проекта
1.Организованная образовательная деятельность.
2. Сюжетно – ролевые, русские народные, дидактические и подвижные игры.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседы.
5. Просмотр презентаций.
6. Работа с родителями.
7.Выставка творческих работ детей, детей и родителей.
8. Презентация книги «Сказочные герои».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и задач.
3. Мониторинг детей и родителей, информирование родителей о предстоящей деятельности.
4. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками. 5. Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации).
6. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. 7. Разработка сценариев мероприятий.
8. Обогащение развивающей среды: книжного уголка (художественной литературой с иллюстрациями известных художников, изоуголок (раскраски и материалы для творческих работ, игровая зона (маски, элементы героев сказки, теневой и пальчиковый театры).
9.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.
10.Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
2. Основной этап
Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Узнай сказку по зачину», «Путаница», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Разыграй свою сказку», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сказочные овощи», «Три медведя»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Образовательная деятельность:
ОД на тему: «Откуда пришла книга»
Цель: Знакомить детей с разными видами книг и сказок. Воспитание бережного отношения к книгам, любовь к сказкам.
ОД на тему: «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
ОД на тему «Кто рисует картинки к сказкам»
Цель: Познакомить детей с известными художниками-иллюстраторами Е. Рачёвым, Е. Чарушиным и Ю. Васнецовым
ОД на тему: «Как появились русские народные сказки?»
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
ОД на тему: «Герои сказок «Колобок» и «Лисичка со скалочкой» какие они?»
Цель: Охарактеризовать героев, с помощью духовно-нравственных качеств: добрый- злой, хитрый – простодушный.
ОД на тему: «Герои сказок «Репка» и «Теремок» какие они?»
Цель: Охарактеризовать героев, с помощью духовно-нравственных качеств: добрый- злой, сильный-слабый.
ОД на тему: «Путешествие по русским народным сказкам».
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.
Художественно –эстетическое развитие
Развлечение «В гостях у сказки»
Цель: Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Рисование «Иллюстрации Е. Рачёва и Е. Чарушина по сказке «Колобок»»
Цель: Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачёва и Е. Чарушина и нарисовать сказочный сюжет.
Театрализованная игра по сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»
Аппликация «Сказочная книга: герои «Колобка»
Цель: Продолжать учить выстригать небольшие изображения и приклеивать их в определённом порядке
Конструирование оригами «Лиса со скалочкой»
Цель: Учить поэтапно сгибать уголки листа, в виде колобка и лисы.
Аппликация «Сказочная книга: герои «Лисичка со скалочкой»
Цель: Продолжать учить выстригать небольшие изображения и приклеивать их в определённом порядке
Конструирование «Мостик для Маши»
Цель: Учить конструировать мосты из строительного материала, разных размеров.
Изодеятельность «Репка»
Цель: Учить рисовать репку из сказки.
Аппликация «Сказочная книга: герои «Репка»
Цель: Продолжать учить выстригать небольшие изображения и приклеивать их в определённом порядке.
Конструирование «Заборчик для репки»
Цель: Учить огораживать территорию разных размеров из строительного материала.
Аппликация «Сказочная книга: герои «Теремок»
Цель: Продолжать учить выстригать небольшие изображения и приклеивать их в определённом порядке
Рисование «Моя любимая сказка»
Разукрашивание картинок по сказкам.
Прослушивание сказок в аудиозаписи.
Социально –нравственное развитие
Помощь воспитателю в ремонте книг.
Изготовление масок для игр -драматизаций
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок», «Кот, Петух и Лиса», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Курочка Ряба», «Колобок», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Лиса со скалочкой», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Лиса и гуси», «Лиса и козел». «Репка», «Сивка-бурка», «Смоляной бычок», «Как коза избушку строила», «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка», «Мужик и медведь», «Теремок».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Отгадывание загадок.
Физическое развитие
Утренние гимнастики «Колобок», «Маша и медведь», «Репка», «Три медведя»
Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока» и др.
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит» : «Вершки и корешки», «Золотые ворота», «Мыши водят хоровод», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Сидит-сидит зайка», «Спасайся от волка», «Где купался Иванушка?», «Бабушка Маланья», «Мыши водят хоровод», «Зайцы и волк», «Ручеёк», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Кот и мыши», «Курочка –хохлатка».
Развлечение «Весёлые сказочные старты»
Цель: Пропаганда здорового образа жизни, с помощью художественно-эстетической деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей».
Консультация для родителей «Русские народные сказки».
Анкетирование родителей
Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров
Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка»
Шитьё костюмов сказочных героев родителями для развлечения «В гостях у сказки».
3. Заключительный этап
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Развлечение «Весёлые сказочные старты».
Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
Презентация книги «Сказочные герои».
Литература:
1. Л. А Соколова Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Марина Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений. -М. : Мозаика-Синтез, 2012
3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. / авт. сост. Томилова С. Д. –М. : издательство "АСТ", 2016.
4. Соломенникова О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
6. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет».- М. :Мозаика-Синтез. 2012.
7. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. -М. : Мозаика-Синтез, 2006.
8. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. –М. : Педагогика, 1984.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. –М. : Цветной мир, 2014