Алена Москальцова
Проект «Путешествие в страну Экономика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Публикация «Проект „Путешествие в страну Экономика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Цель проекта :
формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием;
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
Развивающие:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги,товар, зароботная плата);
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;
Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к старшим;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество;
Вид проекта : Информационно-творческий
Продолжительность: с 9 по 30 января 2017 года
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет,
воспитатели группы,
родители.
Предполагаемые результаты:
1. Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
2. Активное использование в различных видах деятельности основных экономических понятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
3. Умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
4. Формирование знаний о том, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
6. Осознание на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
7. Воспитывать такие качества, как: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
8. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Этапы проекта :
1 этап – Проблема. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Однако, в связи с недостаточной изученностью данной проблемы педагогами ДОУ не систематично, фрагментарно проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к экономике, не полностью уделяется внимание формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей. Явно недооцениваются на практике такие вопросы, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности.
Исходя из вышеизложенного, актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом.
Изучение справочной, методической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие в страну Экономика».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических, интерактивных игр с детьми, связанных с тематикой проекта; оформление папок передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.
3 этап - Мероприятия с детьми.
Познавательное развитие.
- Организованная образовательная деятельность: «Путешествие в прошлое денег», «Путешествие Рубля»
- Рассказ воспитателя: «История денег», «Зачем нужны деньги», «Откуда берутся деньги»
- Просмотр презентации «Что такое деньги», «История денег».
-Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с монетами и купюрами – «Путешествие в прошлое денег».
- Исследование денег. (Из чего сделаны, их свойства и виды: бумажные, металлические).
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кому что нужно», «Семейный бюджет», «Собери монету», «Хочу и надо», «К какой профессии относится»
- Просмотр мультфильмов: «Бизнес крокодила Гены», «Как мужик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Барбоскины и реклама».
Речевое развитие.
- Чтение художественных произведений: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Чудеса в кошельке». «Федорино горе», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
- Составление описательных и творческих рассказов «На что потрачу деньги».
Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «Что купить».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «Кафе», «Стройка», «Парикмахерская» и т. д.
- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление мини- музея «Страна Экономика», изготовление альбомов «Современные монеты и купюры России», «История денег», «Деньги разных стран мира»
- Посещение краеведческого музея, экскурсия к банкомату, в магазин.
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование: «На что потрачу деньги».
- Изготовление с детьми «денежных единиц» для магазина.
- Конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина»
Мероприятия с родителями:
- Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Участие в создании мини-музея «Страна Экономика»
- Консультация для родителей: «Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Предоставление коллекции старинных монет.
- Беседы с родителями об организации экскурсии в магазин, краеведческий музей.
- Выставка семейного творчества «Где и зачем нужны деньги»
Заключительный этап:
- Итоговое развлечение «Экономный Буратино»
- Выставка детского творчества «На что потрачу деньги».
- Организация мини-музея «Страна Экономика».
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. Дети осознают и соизмеряют свои потребности и возможности.
4. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал:
карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ;
игровое поле.
«Кому что нужно»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках
«Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).
Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание: У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д., устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие)
Игра «Кто что производит»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.
«Какие бывают доходы?»(деньги и их назначение)
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).
Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.
Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т. д.
Вариант: Дети группируют предметы по месту производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель: Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).
Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. п.
Содержание: Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина
«Собери вместе»
Цель: Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание: У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера - Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».
«Волшебный кошелек»
Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.
Содержание: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.
Рекомендации для родителей.
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.