Ирина Кириенко
Конспект НОД по познавательному развитию «Помогите Водяному!» (кружок «Дошкольник и экономика») подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста бережного и экономного отношения к воде как к важному природному ресурсу.
Задачи:
1. Развивающие :
1.1. Совершенствовать познавательный интерес к свойствам воды, ее роли в жизни человека и живых организмов.
1.2. Развивать представления детей об основных источниках загрязнения воды, о процессе фильтрации.
1.3. Продолжать развивать логическое мышление детей, умение делать выводы и умозаключения.
1.4. Пополнять словарь детей: фильтр, фильтрация, пресная вода, химикаты.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Помогите Водяному!“ (кружок „Дошкольник и экономика“ ) подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1.5. Развивать связную речь.
2. Обучающие:
2.1. Учить проводить детей несложные опыты с водой (фильтрация воды).
2.2. Совершенствовать у детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
3. Воспитывающие:
3.1. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, потребность и желание экономить воду, сохранять ее.
3.2. Формировать у детей активную жизненную позицию по природосбережению, экономии природных ресурсов, денежных ресурсов семьи и ДОУ.
Оборудование: Презентационное оборудование (ноутбук, штатив с экраном, проектор, белые халаты, шапочки на каждого ребенка, пластиковые стаканчики 9 шт., 3 ёмкости с грязной водой, ситечки 3 шт., марлевые фильтры, 3 ватные диска, воронки 6 шт., графин с чистой водой, глобус, 9 стаканов с солёной водой, 9 стаканов с пресной водой, трубочки, 2 пластмассовых ведёрка, 2 больших пластиковых стакана, 2 спринцовки, капли голубого и белого цвета, 2 тучки голубая и белая, памятки.
Предварительная работа: 1. Чтение литературных произведений: Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Как люди обидели реку», «Волшебница вода»; Б. Заходер «Что случилось с водой».
2. Просмотр ЦОРов: презентации: «Вода в морях и океанах, в реках и озерах», «Соленая и пресная вода»; Путешествие Капитошки: «От речки до дома»; «Очистка воды. Микроскоп»; «Очистка воды на производстве»; «Защита водных ресурсов»);
3. Просмотр мультфильма «Азбука бережливости», видео фильмов о воде.
4. Беседы: «Профессия «Эколог»; «Для чего нам вода?»; «Где используют пресную воду?»; «Обитатели соленых и пресных вод»; «Ручейки и озера»; «Кому нужна вода»; «Вода, бережем ресурсы»
5. Опытно экспериментальная деятельность: «Экспериментирование с водой» (прозрачная, нет вкуса, запаха, хорошо растворяет); «Вода в разных состояниях: пар, вода, лед»; «Вода не имеет формы»; «Вода нужна всем», «Растения пьют воду»; «У растения внутри есть вода»; «Очищение воды» (фильтрация).
6. Решение проблемных и игровых ситуаций: «Что будет, если исчезнет вода?», «Нужно ли экономить ресурсы?», «Всегда ли нужно выбрасывать старые вещи, игрушки, предметы?», «Сколько будут потрачено денег, если не экономить воду?» и др., позволяющие детям рассуждать, высказывать свою точку зрения, умозаключения, показать уровень нравственности и воспитанности.
7. Дидактические игры «Лить - поливать», «Для чего нужна вода»; «Где снежинки?»; «Береги природу»; «Что происходит в природе?»; «Караси и щука».
8. Подвижные игры «Ручеек»; игра «Водяной»
9. Творческая продуктивная деятельность: «Цветные льдинки» Украшение цветными льдинками веранды на участке группы; Конкурс рисунков детей на тему: «Бережем ресурсы; Конкурс природосберегающих знаков «Бережем ресурсы!»; Оформление коллективных плакатов «Бережем ресурсы!»
10. Проведение экологической природоохранной акции «Учимся беречь ресурсы с детства!»
11. Отгадывание загадок, ребусов о воде; задачи на исчисление расхода воды.
ХОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на заседание Научного общества «Знатоки». А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!»
Ответы детей (вода) (слайд №2, 3)
Воспитатель: Тема нашего заседания «Беречь воду – беречь жизнь!».
Сегодня нам предстоит доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.
Начнём наше заседание с просмотра картинок на слайдах (слайд № 4)
- В каких состояниях может находиться вода?
Дети: твёрдом (снег, лёд); газообразном (пар, облака, тучи); жидком.
Игра «Да – нет».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нет». Я вам буду задавать вопросы, а вы должны ответить «да» или «нет».
• Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном?
• Вода превращается в лед?
• Лед – это вода в твердом состоянии?
• Снег при таянии превращается в лёд?
• Вода имеет запах и цвет?
• Источником загрязнения воды являются фабрики и заводы?
• Морская вода имеет кислый вкус?
• Можно пить воду из реки?
• В реке вода пресная?
• Надо ли использовать счётчики для учета расходования воды?
• Полезно ли пить воду из крана?
Воспитатель: Мы сегодня на нашем заседании научного общества должны обсудить 3 проблемы:
1. Загрязнение воды
2. Запасы пресной воды не безграничные.
3. Как беречь воду.
Воспитатель на доске выставляет 3 знака-символа с обозначением проблем.
Сегодня мы с вами узнаем о значении воды в жизни природы, обсудим, как бережно и разумно использовать воду и заботиться о ней.
Иногда вода даже может приносить вред. Но всё равно мы постоянно говорим о её сбережении.
(Включается запись со звуком журчащего ручейка, плеск волн, шум волн, шторм.)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (Звуки воды, журчание воды)
Воспитатель: Правильно, ребята, это звуки воды. Помните, на прошлых занятиях мы говорили о том, как загрязняется вода, и кто ее загрязняет? Давайте вспомним об этом. (слайды о загрязнении воды- слайды 5, 6,7, 8, 9, 10)
Появляется Водяной под музыку «Песенка Водяного», он очень расстроен. В руках у Водяного – пакет с мусором (пластиковые бутылки, пакеты, бумага и др. мусор).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Водяной.
Воспитатель: Почему его так называют?
Дети: Потому, что он живет в воде.
Воспитатель: Давайте спросим, почему он плачет?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?
Водяной : Ох, здравствуйте, ребята… Беда ко мне пришла: гибнуть стали растения в моем подводном царстве, а рыбы стали покидать его. Не знаю, что мне теперь делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыбы! (Достает из мешка и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть, вы, ребята, знаете, как мне помочь?
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем помочь Водяному.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ты, Водяной, не переживай, мы тебе обязательно поможем.
Водяной : Ну, раз говорите, что поможете, значит я спокоен. (Водяной присаживается на трон)
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Водяному?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы?
Дети: Потому что люди загрязняют реки.
Воспитатель: А как они их загрязняют?
Дети: Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают грязную воду, химикаты и т. д.
Воспитатель: Значит, загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить обитателям водоёмов.
А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила?
Дети: Очистить воду в ней, и водоём начнет жизнь сначала. Можно взять большой сачок и собрать им мусор с воды.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, достаточно ли будет этого? Полностью ли очистится вода после сачка? Что может остаться в ней? (химические отходы, нефть и бензин).
Дети: химические отходы, нефть и бензин.
Воспитатель: Тогда давайте попробуем очистить воду в этой реке. Проведем с вами опыт по фильтрованию воды.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего можно очистить воду?
Дети: С помощью фильтра.
Воспитатель: Какие бывают фильтры?
Дети: Можно очистить воду с помощью песка, ткани, угля, ваты.
Воспитатель: Все ли фильтры будут одинаково очищать воду? Этого мы не знаем, но это мы можем проверить.
Сейчас мы с вами отправимся в нашу экологическую лабораторию и попробуем очистить воду разными способами.
---
(Дети отправляются в лабораторию, надевают халаты, шапочки, садятся за столы)
Первый опыт «Фильтрование воды».
Для опыта нам понадобится: чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (марля, ткань, ватный диск).
Воспитатель: Опыт будем проводить тремя способами.
1 группа - очищает воду с помощью марли.
2 группа - очищает воду через ткань.
3 группа – очищает воду через ватный диск
Воспитатель: Аккуратно вкладываем фильтр в воронку, постепенно переливаем грязную воду в фильтр, чтобы не разлить её.
(Дети выполняют опыт)
Воспитатель: (обращается к 1- группе.) Что у вас происходит?
Дети: Вода очищается.
Воспитатель: Почему мусор не поступает в стакан?
Дети: Крупный мусор остаётся в марле, а вода и мелкий мусор проходит, но вода мутная.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли после такой очистки употреблять воду?
Дети: Нет, она мутная, а значит, ещё не очистилась полностью.
Воспитатель: (обращается ко 2-группе) У вас вода очистилась?
Дети: Очистилась, ткань не пропускает песчинки и соринки, но вода мутная, на фильтре из ткани осталась грязь.
Воспитатель: Тканевый фильтр полностью очистил воду? Можно ли назвать её чистой?
Дети: Нет.
Воспитатель: (обращается к 3-й группе) Как у вас проходит процесс фильтрации?
Дети: Вода после фильтра из диска чистая, только медленно проходит, ватный диск не пропускает даже самые мелкие соринки.
Воспитатель: Как вы думаете, у вас получается чистая вода? Можно ли её назвать чистой? Можно ли употреблять её в пищу?
Дети: Нет, потому что она, хоть и прозрачная, всё равно грязная. В пищу её употреблять нельзя, в ней могут быть микробы.
Воспитатель: Правильно, воду можно употреблять в пищу только после кипячения или бутилированную. Мы с вами рассматривали разные виды микробов и бактерий, которые могут нанести вред нашему здоровью.
Воспитатель: Так какие же из 3-х видов фильтров более надё жны: из марли, ткани или ватного диска?
Дети: Из ватного диска.
Воспитатель: Водяной, ты всё понял? Вот тебе дети очистили воду, бери.
Водяной : Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем Царстве снова будет добро, чисто, весело! Я хочу вас за это поблагодарить – подарить вам игру. Ну, а мне пора обратно. До свидания!
Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное Царство! (Уходит).
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, снимайте халаты, а теперь давайте немного отдохнём.
Динамическая пауза «Дождь»
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва. Хлопки руками на каждое слово
А потом- потом- потом - все бегом-бегом-бегом. Бег по кругу
Стали капли поспевать, капля - каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Свободные движения пальчиками по телу
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. Соединить руки над головой
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны?» (глобус).
Дети: Да, это глобус – модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…
Воспитатель: А что показывает на глобусе синий цвет?
Дети: Синий цвет – это вода: моря, реки, океаны, озера.
Воспитатель: Для чего мы ежедневно используем воду? - Кому нужна вода? - Как растения получают воду?
Воспитатель: Действительно, вода имеет очень важное значение в жизни всего живого. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
Вы выучили стихотворения, давайте расскажем их гостям.
Чтение стихотворений:
1. - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране!
2. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
3. Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Им нужна пресная вода.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода?
Дети: рек, озер.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «вода пресная»?
Дети: Пресная вода – это вода без солей. А в морях, в океанах – вода – соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
Опыт 2: проба пресной и соленой воды. (на столах стоят стаканы с пресной и солёной водой, дети пробуют сначала солёную воду, затем пресную)
Выясняем проблему: какая вода нужна человеку (пресная или соленая).
Проблема 2: соленая вода приносит еще и вред (соли откладываются в организме человека и вызывают болезни суставов и т. д.)
Воспитатель: Но пресную воду из рек и озер пить нельзя, она не чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасно для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции (слайд № 11, 12, 13 о воде, как она поступает в дом, только потом она поступает к нам в дом. Питьевую воду нужно беречь.
Воспитатель: ребята, вы видели, когда капает вода из крана? (или кран неисправен или кто-то забыл хорошо выключить воду) (слайд №14)
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, потеря одной капли – это много или мало?
Дети: Мало.
Воспитатель: А сколько воды утечет за день?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же произойдет, если кран будет течь ( слайды: 14, 15, 16, 17, 18)
Воспитатель: Можем ли мы сами беречь воду? Каким образом?
Дети: Не оставлять открытым кран.
Дети: Когда чистишь зубы пользоваться стаканчиком.
Дети: Мыться под душем, не наполняя ванны.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наши плакаты. Они разные, но говорят об одном. О чём они говорят?
Дети: Воду надо беречь!
Воспитатель: А теперь давайте мы немного отдохнем и поиграем в игру «Перенеси воду»
Подвижная игра «Перенеси воду»
Правила игры: дети делятся на две команды, переносят воду из ведёрка с помощью спринцовки в прозрачные емкости.
Материалы: два ведёрка, две спринцовки, две пустые прозрачные ёмкости.
Воспитатель: Мы все знаем, что воду надо беречь и об этом дети выучили стихи.
Ребенок читает стихотворение:
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
Закрывай покрепче кран.
Чтоб не вытек океан!»
Воспитатель: О чём шла речь на заседании Научного Общества?
Дети: О том, как надо беречь воду.
Воспитатель: Какой из трёх фильтров лучше?
Дети: Фильтр из ватного диска.
Воспитатель: Вывод.
Дети: Воду надо беречь!
Воспитатель: Вот и закончилось заседание Научного общества «Знатоки», решили ли мы наши поставленные проблемы? Сейчас узнаем.
1 проблема: «Загрязнение воды» : кто и чем загрязняет воду в реках, морях и океанах?
Дети: Люди загрязняют реки мусором (бросают бутылки, пакеты, сбрасывают грязную воду с заводов и фабрик (химикаты, нефть и бензин и т. д.
2 проблема: Много ли у нас пресной вода на планете?
Дети: много соленой воды, а пресной – мало (3%). (слайд № 19)
Какие процессы очистки вода проходит, прежде чем попадет к нам в дом?
Дети: фильтруется, очищается от примесей; чтобы погубить бактерии в воду добавляют яд – желтый едкий газ хлор, добавляют его чуть-чуть, чтобы он людям не вредил.
Воспитатель: мы сегодня с вами очищали воду с помощью фильтрации. Кому мы помогли? (Водяному, мы ему очистили воду)
3 проблема: Как беречь воду?
Дети: расходовать экономно; зря не лить.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня на заседании Научного общества рассмотрели такие важные вопросы и показали свои знания и умения по охране природы, запомнили правила экономии воды. (Рефлексия)Оцените свои впечатления на сегодняшнем заседании с помощью капелек. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, полезны и пригодятся в жизни, приклейте на доску голубую капельку. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, вам в жизни не пригодятся, приклейте белую капельку.
Дети производят самооценку своей деятельности (капли голубого и белого цвета, белая и голубая тучки на магнитной доске).
Воспитатель: Уважаемые гости! Наши дети приготовили для Вас памятки «Берегите воду!».
(Дети дарят гостям памятки, уходят).