Елена Андрианова
«Путешествие в Страну слов. Звук [А]». Проект для дошкольников 5–6 лет с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Страну слов. Звук [А]» Проект для дошкольников, имеющих ТНР, фнр, ФФНР. Возраст 5–6 лет
Описание:
Проект создан с помощью системы «MimioStudio», может использоваться в совместной организованной деятельности детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Публикация «„Путешествие в Страну слов, Звук [А]“, Проект для дошкольников 5–6 лет с нарушением речи» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель проекта : развитие фонематических процессов, слухоречевой памяти на материале гласных звуков, автоматизация звука А изолированно, на уровне слога, слова, предложения, развитие мышления, памяти, зрительного внимания, связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление навыка правильного произношения звука А;
- дифференциация звуков А-У;
-закрепление умения деления слов на слоги;
- выделение звука А в начале, середине, конце слова;
- повышение уровня речевого развития дошкольника путем расширения активного словаря и формирования грамматического строя речи;
- совершенствование развития фонетико-фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза и представлений);
- создание предпосылок для овладения чтением и письмом.
Развивающие:
- развить у детей творческий подход, фантазию, наблюдательность;
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности со сверстниками и педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать речевые и коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом);
Введение.
Знакомство со звуками начинается с гласных. Гласные – это основа для формирования фонематических процессов ребёнка, звукослоговой структуры слов. В настоящее время, в связи с утяжелением речевой патологии детей, всё больше и больше требуется времени и материала для полноценного развития детей. Очень важен в этом процессе именно начальный этап формирования понятий. Таких как : «гласный», «начало слова», «конец слова», «слог», «звук», «слово», «предложение». Эти абстрактные понятия очень тяжелы для понимания детей. В данном проекте игры подобраны с основой на занимательную сказку по мотивам букваря Эльконина о Стране звуков и слов, в которо й живут весёлые Звуковички : гласные и согласные. Гласные живут в замке волшебницы Анны, а согласные звуки лечат и охраняют добрые волшебники Тим и Том. В этой стране живут злые Звукоморы : Ам и Палецвротнеклади. Ам «ест» гласные звуки, а Палецвротнеклади – согласные. Игры построены таким образом, что дети как-бы путешествуют по волшебной стране и делают добрые дела для звуковичков, помогая им. Решение трудных учебных задач превращаются для детей в увлекательную игру.
Варианты предлагаемых сюжетов отличаются разнообразием, на каждом игровом сюжете логопед может закреплять и отрабатывать навык изолированного произношения звука А, навык анализа и синтеза на уровне слога, деление слов на слоги, выделение звука в слове, лексико-грамматические речевые категории, развивается логическое мышление. Материал представлен по принципу «От простого к сложному». Вначале усвоение звука А идёт на уровне изолированного произношения звука А, затем на уровне слога, затем слова, потом предложения и закрепление произношения в тексте.
Содержание:
1. Титульный лист
2. Содержание проекта.
3. Карта «Страны слов».
4. Игра «Лопни шарик» - изолированное, длительное произнесение звука А. Знакомство с символом звука А, развитие зрительного внимания на материале символов гласных звуков.
Описание: Нажимая на шарики ребёнок оставляет только шарики с символом звука А. Затем он считает количество шариков и проговаривает звук А столько же раз.
5. Игра «Сложи и прочитай примеры» - звуковой синтез слогов с гласными звуками, развитие мышления, зрительной памяти, отработка слитного «прочтения» слогов, состоящих только из гласных.
Описание: Используя таблицу необходимо «прочитать» примеры. Если ребёнок правильно назвал звукосочетание, картинка открывается. Слоги : «ау», «уи», «уа», «иа». Картинки: «Дети в лесу», «Птичка», «Малыш», «Ослик».
6. Игра «Поезд» - определение месмта звука А в конце слова, дифференциация со звуком У, отработка родительного падежа существительных. Автоматизация звуков А и У, длительное их пропевание в конце слова. Развитие фонематического слуха.
Описание: Зверята поехали в гости к Звуковичку А. Кого ты посадишь в поезд? Если в конце слова будет звук А, то животное поедет в вагоне с символом звука А, если же последний звук в слове будет У, то с символом звука У. Например: «Я посажу корову»- У, «Я посажу коня» - А.
7. Игра «Пароходики» - определение места звука А в слове : начало, середина, конец слова, развитие фонематического слуха.
Описание: И эти животные собрались в гости к Звуковичку А. Рассади их по пароходикам. Посмотри на схему, размещё нную на пароходе: звук А в начале, в середине или в конце слова?
8. Игра «Подарочки»- развитие фонематического слуха, определение наличия звука А в слове, различение двух звуков А в слове, отработка дательного падежа существительных.
Описание: Гости принесли много подарков для Звуковичка А. Распредели подарки: в шкафчик положи слова с одним звуком А, а Звуковичку подари слова с двумя звуками А. «Что ты подаришь Звуковичку?»
9. Игра «Гости»- деление слов на слоги, различение одно-, двух-, и трёхсложных слов.
Описание: Рассели гостей по их домикам в соответствии со схемой.
10. Игра «Парочки»- автоматизация звука А на уровне слова, формирование фонематических процессов путём длительного произношениия звука А в словах, развитие зрительной памяти, внимания.
Описание: Слова решили сыграть в прятки. Найди пары картинок, открывая их последовательно. Сначала открываем картинку в левой половине поля, ищем её парочку на правой половине поля. Если пара не нашлась, закрываются обе картинки. И открывается новая. Два раза подряд одну и ту же картинку на левой половине поля открывать нельзя. Всегда проговариваем каждую открывающуюся картинку.
11. Игра «Обед» - выделение звука А в начале слова, различение обобщающих понятий «Овощи»-«Фрукты», отработка винительного падежа существительных.
Описание: Приготовьте фруктовый салатик для Звуковичка из фруктов, которые начинаются на звук А. Положим эти фрукты в салатницу. Вопрос : «Что ты положил в салатницу?».
12. Игра «Букет» - развитие фонематического слуха, развитие словаря по теме «Цветы».
Описание: Составь букет для Звуковичка А из цветов, в названии которых слышится звук А. Поставь цветы на клумбу.
13. Игра «Песенки»- отработка произношения на материале чистоговорок, выделение звука А в конце слова, произношение его длительно в конце слова и изолированно, развитие фонематического слуха.
Описание: Давайте споём песенки вместе со Звуковичком А.
14. Игра «Прятки»- развитие фонематического слуха, выделение звука А в середине слова.
Описание: Слова решили поиграть со Звуковичком А и спрятались среди других слов. Услышь слова со звуком А и назови их, тогда перейдёшь на следующий уровень.
15. Игра «В плену у Звукомора Ама (начало слова)»- выделение звука А из начала слова, развитие фонематических процессов.
Описание: Злой Звукомор проглотил звук А в начале слова. Почини слова, вставь звук А и проговори слово полностью. Взрослый «озвучивает» слова Звукомора.
Гиперссылка на карту Страны слов на символе звука А.
16. Игра «В плену у Звукомора Ама (конец слова)» выделение звука А в конце слова, развитие фонематических процессов.
Описание: Злой Звукомор проглотил звук А в конце слова. Почини слова, вставь звук А и проговори слово полностью. Взрослый «озвучивает» слова Звукомора.
Гиперссылка на карту Страны слов на символе звука А.
17. Игра «Тень» - развитие зрительного внимания.
Описание: Найди правильную тень антилопы.
18. Игра «Загадки» -развитие логического мышления, фонематических процессов.
Описание: Отгадай загадки, которые приготовил тебе Звуковичок А. Отгадки начинаются на звук А.
Гиперссылка на карту Страны слов на Звуковичке.
19. Игра «Полочки» - развитие предложно-пространственных отношений, отработка понятий «между», справа», «слева», «над», «под». Проговаривание слов со звуком А в начале слова, развитие фонематических процессов, отработка умения составлять предложения с использованием предлогов и наречий.
Описание: В домике у Звуковичка А порядок : всё лежит на своих полочках. Ответь на вопросы Звуковичка : где у него что находится. Далее приведены варианты вопросов детям. Можно составлять свои предложения с использованием предложенных выше слов. Ответы дети дают полными предложениями.
20. Игра «Аист» -координация речи с движением, развитие связной речи.
Описание: Вот и подошло к концу наше путешествие. А дорогу домой нам покажет аист. Давайте позовём его. Проговаривание текста стихотворения с движениями соответствующими тексту стихотворения.
Гиперссылка на карту Страны слов на аисте.