Ольга Кирилина
Проект «Путешествие в страну умных палочек»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9
СТ. СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие в страну умных палочек»
Автор: Кирилина Ольга Юрьевна
ст. Старовеличковская
2016
Проект «Путешествие в страну умных палочек»
Номинация: дошкольный возраст.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Срок реализации проекта : краткосрочный (двухнедельный).
Публикация «Проект „Путешествие в страну умных палочек“» размещена в разделах
Проблема: Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.
Актуальность: развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т. к. они активно влияют на формирование умственных способностей необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются помощью напряжения всей активности его собственной мысли.
Еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
Участники проекта : воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей со способами и приемами счета предметов, а также с количественным составом чисел с помощью счетных палочек Кюизенера, а также развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.
Задачи:
• учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
• осваивать прямой и обратный счет;
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способ-ности к моделированию и конструированию;
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
• развивать память, внимание, логическое мышление;
• воспитывать инициативность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Задачи педагогического коллектива:
• выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми;
• изучить новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
2. Практический
3. Итоговый
Предполагаемые результаты:
1. Освоить с детьми такие математические представления как: величины, сравнения величин, количественного состава чисел из единиц, прямой и обратный счет с использованием палочек Кюизенера.
2. Научить детей использовать свои конструктивные способности, умение преобразовывать одни математические объекты в другие с помощью палочек Кюизенера.
3. Научить детей понимать речь взрослого, действовать по образцу, использовать полученные знания и умения в разных видах образовательных деятельности: ФЭМП, конструирование.
План реализации проекта :
I Этап. Подготовительный.
• Определить тему проекта.
• Изучить методическую литературу.
• Сформулировать цели и определить задачи.
• Создать предметно-развивающую среду: палочки Кюизенера, схемы, альбомы, картотеки игр.
• Составить перспективный план образовательной работы с детьми и родителями на две недели.
II. Этап. Практическая деятельность.
Формы работы по реализации проекта.
1. Работа с детьми.
Цель:
1. Учить сравнивать рядом стоящие цифры с помощью палочек Кюизенера. Познакомить с составом чисел.
2. Научить понимать отношения между рядом стоящими числами.
3. Закрепить пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом.
Мероприятия
• Чтение художественной литературы. Сказки с применением палочек Кюизенера : «Жили – были числа», «Путешествие Колобка к числам», «Соломинка, Ленточка и Пузырь», «Двенадцать месяцев».
• Проведение развлечения «Увлекательное путешествие».
• Игры и упражнения с палочками Кюизенера.
Помощь ребенку всегда лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.
Упражнения носят комплексный характер, что позволяет решать одновременно несколько задач. В упражнениях предусматривается перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Игры, используемые в ходе реализации проекта
«Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.
«Подбери-ка цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
«Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
«Разноцветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
«Поиграем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
«Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
«Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
«В какой руке сколько». Цель: закреплять знания о составе числа.
«В магазине игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
«Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
«Чего больше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
«Подбери домик». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
«Стройся по-порядку». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
«Кто где поселился». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
«Что мы пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.
«Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
«Построй цифру». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
«Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.
«Измерь длину». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.
«Соседи». Цель: учить определять соседей числа.
«Считай-не ошибись». Цель: закрепить умение счета в пределах 10.
«Раз дополни, два дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
«Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте.
«Считай в обратном порядке». Цель: закрепить навыки счета в обратном порядке.
Перспективное планирование дидактических игр.
Для того, чтобы реализация проекта прошла успешно, был составлен перспективный план работы, в котором были распределены игры и упражнений с палочками Кюизенера. Работа проводилась согласно перспективному плану.
День неде-ли Чтение сказки с математическим текстом. Индивидуаль-ная работа Игровая деятельность Развивающие игры по развитию памяти, мышления, внимания
1 неделя
Поне
дель
ник Сказка «Жили были числа» «Разноцвет-
ные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
«Поиграем с цветом».
Цель: Развивать умение комбини-ровать цвет в рисунке.
«Построй цифру». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
Втор
ник «Соседи». Цель: учить определять соседей числа.
«Считай-не ошибись». Цель: закрепить умение счета в пределах 10. «Раз дополни, два дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
«Разведчики». Цель: совершен-ствовать умение детей работать с карточкой-схемой «Подбери-ка цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
«Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
Среда Сказка «Путешествие Колобка к цифрам» «Считай в обратном порядке». Цель: закрепить навыки счета в обратном порядке. «Стройся по- порядку». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
«Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера. «Кто где поселился». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
«Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
Чет
верг «Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
«Что мы пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
«В магазине игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
Пят
ница
«Составь число». Цель: закрепить состав числа. «Чего больше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
«Измерь длину». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки. «Подбери домик». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
«Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
2 неделя
Поне
дель
ник Сказка «Соломин-
ка, Лен-
точка и Пузырь» «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
«Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте. «Кто где поселился». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
Втор
ник «Подбери-ка цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой «Разведчики». Цель: совершенство-
вать умение детей работать с карточкой-схемой «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
«Раз дополни, два дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа
Среда Сказка «Двенад-цать месяцев» «Чего больше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
«Что мы пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет «Разноцвет-
ные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
«Составь число». Цель: закрепить состав числа.
Чет
верг «Подбери домик». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
«В какой руке сколько». Цель: закреплять знания о составе числа. «Стройся по- порядку». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
Пят
ница
«Стройся по- порядку». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. «Составь число». Цель: закрепить состав числа
«В магазине игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10. «Поиграем с цветом».
Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
«Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте.
Во время выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Работа с родителями.
Цель: повышение познавательной и педагогической компетентности родителей по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера.
Мероприятия
Мастер - класс для родителей «Смекалочка» с показом мультимедийной презентации по использованию палочек Кюизенера дома для игр с детьми.
Изготовление и раздача альбомов родителям «Игры с палочками Кюизенера».
Развлечение «Увлекательное путешествие».
III. Этап. Подведение итогов.
Результаты проекта - ребенок, умеющий:
•ориентироваться в новой нестандартной ситуации,
•решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,
•планировать этапы своей деятельности,
•устанавливать причинно-следственные связи,
•использовать способы преобразования,
•принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,
•ориентироваться в некоторых источниках информации,
•делать выводы из полученной информации,
•задавать вопросы на интересующую тему,
•понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем,
•вести простой диалог,
•выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Результат (продукт) проектной деятельности :
1. Создание альбома для родителей «Игры с палочками Кюизенера».
2. Презентация проекта «Путешествие в страну умных палочек».
3. Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.
4. Сборник консультаций для родителей «С палочками играем – числа изучаем».
Рефлексия
В завершении проекта участникам было предложено ответить на вопросы рефлексии:
1. Что вам больше всего понравилось?
2. Что показалось наиболее интересным, запоминающимся?
3. Какие трудности возникали?
4. Что было совсем неинтересным?
5. Чему новому вы научились?
Ознакомление детей со схемами к палочкам Кюизенера
Дидактические игры с детьми с применением палочек Кюизенера.
Распространение альбомов для домашней работы
«Игры с палочками Кюизенера»
Мастер-класс для родителей «Смекалочка»
с показом мультимедийной презентации
Работа родителей и детей с палочками Кюизенера дома.