Папки-передвижки

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа» (9 фото)

Лариса Сухоносова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»

Проект

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»

Разработали: воспитатель Евсюкова Н. Г.

музыкальный руководитель Товкач Н. Л.

педагог-психолог Сухоносова Л. П.

Тип проекта:

• творческий;

• познавательный.

Публикация «Проект „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа“» размещена в разделах

Продолжительность: краткосрочный. Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наши дети должны воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Участники проекта:

• дети подготовительной группы,

• воспитатель,

• музыкальный руководитель,

• педагог-психолог,

• родители.

Проблема:

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Возникает необходимость, чтобы дети выросли знающими и любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчеств. Для повышения уровня знаний был разработан проект, участвуя в котором дети знакомятся с обычаями и традициями русской народной культуры.

Актуальность проекта:

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории.

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, культурой и традициями русского народа.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

4. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа.

5. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).

6. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

9. Расширять сотрудничество с родителями.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища (избы, об ее быте, о народных праздниках («Осенины»).

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Карусель» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

7. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

8. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

6. Разработка презентаций «Русский народный костюм», «Праздник Осенины»

7. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта

Виды деятельности: Физическое развитие

Содержание: Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Физминутки: «Матрёшки», «Лапти» и др.

Задачи:

- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

- Знакомить с народными играми.

- Развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Виды деятельности: Художественно-эстетическое развитие

Содержание: Рисование на тему «Матрешки»

Задачи:

-Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и ее особенностях.

- Активизировать творческое воображение.

- Развивать эстетический и художественный вкус.

-Учить расписывать матрешку гуашью.

- Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре.

Виды деятельности: Художественно-эстетическое развитие

Содержание: Рисование на тему: «Роспись горшка по мотивам городецкой росписи».

Задачи:

- Сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время.

- Расширить знания о разнообразии народных росписей.

- Развивать умение украшать шаблон элементами городецкой росписи.

-Учить красиво располагать узор по всей поверхности горшка.

- Способствовать развитию эстетического вкуса.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук.

- Воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров

Виды деятельности: Художественно-эстетическое развитие

Содержание: Рисование на тему: «Русский народный костюм»

Задачи:

- Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма.

- Расширять знания о русской народной культуре.

- Развивать эстетический вкус.

- Формировать нравственные качества.

- Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги. - Воспитывать интерес к народной культуре.

Виды деятельности: Художественно-эстетическое развитие

Содержание: Лепка на тему: «Предметы народного быта».

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с тем, как жили люди в старину: как назывались их дома, предметы домашнего обихода.

- Сообщить знания о таких предметах, как угольный утюг, коромысло, глиняный горшок, крынка; о традициях русского чаепития.

- Активизация словаря: изба, печка, чугунок, лапти, ухват, самовар, тесто мягкое, гладкое.

- Обогащение словаря – коромысло, калач.

- Воспитывать у детей интерес к русскому старинному быту, уважение к традициям русского народа, трудолюбие.

Виды деятельности: Речевое развитие

Содержание: Чтение русских народных сказок: «Иван царевич и Серый Волк», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят» и др.

Задачи:

- Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

- Развивать связную речь через устное народное творчество.

Виды деятельности: Речевое развитие

Содержание: Разучивание потешек, закличек, пословиц.

Задачи:

- Развивать коммуникативные умения.

- Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Виды деятельности: Речевое развитие

Содержание: НОД на тему: «Русская изба»

Задачи:

- Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

- Познакомить детей с русской избой, её внутреннем убранстве, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар и т. д.)

Вид деятельности: Познавательное развитие

Содержание: Показ презентаций: «Народные традиции и праздники», «Русские народные костюмы», «Праздник Осенины»

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народными праздниками.

- Продолжать знакомить с русским народным костюмом. Обогащать словарный запас названиями предметов русского народного костюма.

- Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

- Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Вид деятельности: Познавательное развитие

Содержание: НОД «Русские народные костюмы»

Задачи:

- расширять представления детей об истории русского народного костюма; символическое значение вышивки, способы украшения;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;

- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы

Вид деятельности: Познавательное развитие

Содержание: "Весела была беседа».

Загадывание загадок о народных праздниках России,

дидактическая игра – лото «Народные промыслы».

Задачи:

Закрепить знания детей о народных промыслах

и декоративно- прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель).

- Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, бирюльки).

Вид деятельности: Музыкальное развитие

Содержание: Прослушивание русских народных песен «По малину в сад пойдем», «Ой бежит ручьем вода», «Во поле береза стояла»

Хоровод «Встали мы вокруг рябинушки».

Исполнение частушек в сопровождении ложек и трещеток

Задачи:

-Развивать образное восприятие песен.

-Знакомить с народными музыкальными инструментами (балалайка, ложки, гусли, трещетки).

-Обучать игре на ложках, трещетках.

Работа с родителями

Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Что такое фольклор?», «Русские народные праздники»

«Русская народная игрушка», «Использование детского фольклора в развитии речи"

Задачи:

- Актуализировать знания родителей по теме народных праздников, русских народных промыслов.

- Вызвать желание принять участие в пополнении мини – музея «Предметы народного быта».

Итоговая деятельность:

Осеннее развлечение «Осенины»

Сценарий осеннего утренника для подготовительной группы.

Дети входят в музыкальный зал под музыку и встают в полукруг.

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами не зря нарядились в русские народные костюмы! Ведь раньше всегда отмечали праздник осени с песнями, плясками, играми и называли его - Осенины! И мы наш сегодняшний день посвящаем этому празднику.

Ребенок 1:

Радуйся, народ! Снова осень у ворот!

Это звонкий детский смех,

Игры, танцы, хороводы,

Хватит радости для всех!

Ребёнок 2:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

«Осенняя песнь»

муз. и сл. Н. Лукониной

Осень жёлтым листопадом

Заглянула к детям в сад -

Это листья пожелтели

И летят, летят, летят.

На тропинки, на дорожки

Дождик льёт как из ведра,

И гулять выходит реже детвора.

Припев:

Соберём в букет мы листья

И поставим на окно – 3 раза

Осень в танце закружится,

Будет в комнате светло – 2 раза

Нам светло!

Улетают птицы к югу,

Начинает холодать,

Журавли желают детям –

Не скучать вам, не скучать!

На тропинки, на дорожки

Дождик льёт как из ведра,

Начинается унылая пора.

Припев тот же.

(Звучит музыка в зал входит Хозяйка)

Хозяйка:

Красны девицы да добры молодцы!

Наряжайтесь, собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Веселиться, петь, плясать, Осенины отмечать!

Ведущая: Посиделки на Руси проводились в горницах, с весёлым гуляньем, песнями, играми и плясками. Давайте и мы вспомним русские традиции!

Хозяйка:

Отдых – это небезделки, время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей!

В горницу вас приглашаю, в пляс весёлый созываю!

Оркестр «Горница-узорница»

Ведущая: Осень-царица, по злату мастерица!

С высоким колоском, с широким снопочком!

Приходи к нам с ливнем, да с хлебом обильным!

Дети:(хором): Осень, осень, на посиделки в гости просим!

Под музыку в зал заходит Осень

Осень:

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла на праздник я!

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес озолотила!

Стало в нём светло, как днём,

Листья там горят огнем!

Ведущая: Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!

Стихи.

Ребенок 3:

Здравствуй, осень золотая,

Голубая неба высь!

Листья жёлтые, слетая,

На дорожку улеглись.

Ребенок 4

Под ногами листопад

Листья желтые летят.

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок

Папа, мама и ребенок.

Ребенок 5:

Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин,

А вверху огнём пылают

Гроздья красные рябин!

Ребенок 6:

Так давайте славить Осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

Осень: Спасибо, вам ребята, за добрые слова.

Ведущая: Про осень говорят: «Осень – перемен восемь». Все три осенних месяца – сентябрь, октябрь и ноябрь – не похожи друг на друга. Сентябрь – самый красивый месяц. Он радует ягодами да овощами.

Хозяйка: Однажды я услышала, как спорили овощи в огороде. Много разных овощей спорили, кто кого важней. Кто при всех болезнях будет всем полезней. Послушайте и вы.

Сценка «Спор овощей»

(выходят дети с масками изображением овощей).

Горох: Я такой хорошенький умненький мальчишка!

Если только захочу – всех горошком угощу!

Свекла: Я – свеколка, просто диво

Так румяна и красива.

Будешь свеколкой питаться,

Кровь вся будет очищаться!

Морковь: Очищается вся кровь?

Главный овощ – я, морковь!

Вот и огурец, пострел

К нам нежданно подоспел.

Огурец: Что, огурчик вам не нужен?

Без него ну что за ужин?

И в рассольник и в салат…

Огуречку каждый рад!

Кабачок: Кабачок созрел на грядке,

Все довольны, все в порядке.

Лег на грядку кабачок

И лежит себе, молчок!

Капуста: Я капуста всех толщей,

Без меня не будет щей,

Борщ, салат и винегрет

Любят кушать на обед.

И притом, учтите, дети –

Главный овощ я в диете!

Картошка: Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна –

И большим, и малым!

Помидор: Вы кончайте глупый спор.

Всех главнее помидор,

Раскрасавец, хоть куда,

Я не овощ, а звезда! (Все овощи дразнят помидора)

Ведущая: Ушёл незаметно сентябрь, поблекла небесная синь,

За окнами бродит октябрь, средь голых берёз и осин.

Осень:

Мой второй месяц – октябрь – называют капустником.

В октябре заканчивают сбор овощей.

А вы, ребята, какие овощи знаете?

Хозяйка: Сейчас мы, Осень, и узнаем.

Вот послушайте мои загадки!

(Хозяйка загадывает детям загадки про овощи.)

1. Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад.

Это просто… (листопад)

2. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за мяч? (арбуз)

3. Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож… (груша).

4. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи… (капуста).

5. Он от мыши полевой,

Скрылся в землю с головой,

Сверху лишь тугие стрелы,

К солнцу тянутся умело.

Лечит от семи недуг,

Всем полезный спелый (лук).

6. Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой?. (огурец)

7. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это (перец).

Осень: Молодцы, ребята, вы и правда все знаете!

Ведущая: А теперь пришло время с нашим урожаем поиграть!

Игра: «Сварим компот и борщ»

(Дети образуют две колонны у одна команда собирает овощи на борщ, вторая «варит» компот.)

Хозяйка: Ай, да молодцы, ай, да удальцы! Порадовали нас, повеселили! Славные у нас посиделки: с танцами, играми да песнями!

Ведущая: А теперь мы отдохнём,

Осень, для тебя частушки споем!

(Дети поют частушки).

Частушки!

1. Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

2. Разудалый я силач —

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

3. Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

4. Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать!

5. Мы на праздник Урожая

Натащили овощей.

После выставки наш повар

На год нам наварит щей!

Все. Мы частушки вам пропели,

Вы скажите от души,

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши! Ух!

Осень: А самый хмурый мой осенний месяц– ноябрь. В ноябре - с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся. В ноябре зима с осенью борется. А ещё в последнем осеннем месяце на Руси проводились ярмарки с весельем да музыкантами!

Ребенок: Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

Хозяйка: На осенних посиделках некогда скучать,

Хоровод наш русский начинайте танцевать!

Хоровод «Вокруг рябинушки»

1 Встали мы вокруг рябинушки,

Встали мы вокруг кудрявенькой

В хоровод, в хоровод,

Каждый песню поёт.

2 Ветки тонкие качаются,

Гроздья спелые склоняются

До земли, до земли,

Как красивы они.

3 Мы поём тебе, красавица,

Наша песня не кончается,

Всё летит, всё летит,

Ветер в листьях шумит.

Ведущая: Собрались мы в этом зале и всех ребят своих созвали,

В осенний день чтоб не скучать, а веселиться и играть.

Игра на внимательность «Приседалки»

Дети становятся возле стульчиков, но так, чтобы не мешать друг другу. (Ведущий по очереди называет (достает и показывает из корзины муляжи или картинки) овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, дотронутся руками до пола, а если это фрукт, который растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Если это ягода, которая растет на кустах, руки в стороны.)

Осень: Славно мы повеселились, танцевали и резвились!

Набрала в своём саду яблочек осенних,

Принимайте вы от нас, дети, угощение!

(Осень и Хозяйка раздают детям яблоки из корзины)

Осень:

До свидания, друзья.

Мне пора в дорогу.

Ждут меня леса, поля.

Дел осенних много.

Осень и Хозяйка: До новых встреч! (Осень и Хозяйка уходят)

Ведущая: Праздник подошел к концу и нам пора, ребята, в группу возвращаться.

Дети с воспитателем выходят из зала под музыку.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»
Фото «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»
Проект - фото
Проект Приобщение детей Старшая группа старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Русские народные традиции и обычаи русского народа Разработали воспитатель Евсюкова Н музыкальный руководитель Товкач Н педагог психолог Сухоносова Л Тип проекта творческий познавательный

Прикреплённые файлы:

oseniny_3r1vk.pptx | 22402,91 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 17:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сухоносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД