Лучший педагог года

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»

Анна Шестерикова
Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»

Сентябрь

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения хлебопечения, ролью хлеба в жизни русского народа, с трудом земледельцев. Расширять словарный запас: серп, молотить, комбайн. элеватор, хлебопекарня.

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

Публикация «Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста „Знакомство с историей русского народа через предметы быта“» размещена в разделах

-Занятие «Хлеб-всему голова» План : Почему так говорят? Какие еще поговорки и пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы, дополнения взрослого).

-Рассказ воспитателя о посадке, уборке и изготовлении хлеба с показом картинок в сравнении старину и в наше время)

-Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» (Карточки-схемы заготовления хлеба)

-Кто выращивает рожь, пшеницу? Зачем нужен хлеб? Когда люди научились печь хлеб?

-Дидактическое упражнение «назови верно» (Корзина с различными хлебоизделиями.

-Проговаривание народных поговорок «Хочешь есть калачи- не сиди на печи» «На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай да свой запекай»

Взаимодействие взрослых и детей

-Дид. игра «От булочки до зернышка»

-Рассматривание старинных и современных орудий труда земледельцев и хлебопеков, отбор нужных картинок с изображением работников).

-Беседы с уточнением названием действий с предметами быта : решето, зерно, протвинь. Кочерга, коса, серп, колос, зерно.

-Обучение подвижной игре «Каравай» (с изменение правил игры)

-Изготовление теста и лепка булочек из теста.

-Чтение беседы по русским народным сказка «Петушок и бобовое зернышко» «Лисичка со скалочкой» «Круть и верть»

Предметно- игровая среда

Дид. игры (самостоятельные)

- «От зернышка до булочки»» «Кому что нужно для работы» «Каравай»

-Обыгрывание в сюжетно- ролевых играх хлебопечения (из пластилина, соленого теста)

=Обыгрывание сказок.

-Рисование по русским народным сказкам

Октябрь

Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами быта земледельческим народным календарем. Обеспечить развитие интереса к истории возникновения семейного уклада. Воспитывать бережное отношение и уважение к народному мастерству. Активизировать словарь: урожай, капустник, покров плетень, тяпка, корытце. Разучить хоровод «Земелюшка-чернозем»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Тематическое занятие «Капустник» План : Встреча с бабушкой Меланьей (наряженная воспитательница) с кочаном капусты. Рассказ как квасили капусту. Проговаривание поговорки «Быстро тает день- не привяжешь за плетень» «В октябре- холодно да сытно»

-Показ рубки капусты тяпкой в корытце

-Хоровод вокруг бабушки Меланьи «Земелюшка-чернозем» А теперь отдохнуть пора да сказочку послушать (рассказывание русской народной сказки) С выводом: в завести нет н проку, ни радости, где дружба да совет, там свет.

-Бабушка Меланья хвалит детей и угощает пирогами с капустой.

Взаимодействие взрослых и детей

-Беседа в мини избе о деревянной посуде, кто ее делает, кто украшает.

-Рассматривание городецких узоров на разных изделиях

-Обучение дид. игре «Узнай росписи» (Объяснение правил)

-Дидактическое упражнение «Отгадай-ка» (Загадки о предметах быта, овощах).

-Разучивание хоровода «Земелюшка-чернозем»

-Обыгрывание сказки в масках «Теремок»

Предметно- игровая среда

-Сюжетно- ролевые игры в мини- избе (колыбельные для кукол, приготовление пирогов)

-Самостоятельные игры в лото «Узнай роспись»

-Рисование городецкой росписи.

-Совместная игра «Назови ласково» (называют ласково имя и хвалят за хорошие поступки)

Ноябрь

Задачи: Уточнять знания детей о труде земледельцев на Руси, знакомить с гончарным промыслом городецких мастеров. Воспитывать интерес в народном календаре. Активизировать словарь: картинка, свистулька, гончар, фольклор. Разучить русскую народную песню «Колыбельная»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Комплексное занятие «Дело мастера боится» План : Рассматривание выставки глиняных изделий. Из чего сделаны эти предметы? Упражнение «Узнай кто я» (описание изделия, воображая себя изделием)

-Рассказ воспитателя о гончарном промысле городецкого края.

-Чтение сказок «Горшки» «Лиса и кувшин»

Проговаривание поговорок пословиц: Всякая работа мастера хвалит. Каков мастер- такова и работа. Дело мастера боится- у него все спорится. И всяк не мастером родился, а от людей научился.

- Попробуем мы свое мастерство показать. Вылепим чашку для куклы.

Взаимодействие взрослых и детей

-Слушание голоса птиц в записи и сравнение в услышанными на прогулке

-Загадывание загадок о синице.

-Рассказы детей о том как, как они заботятся птицах зимой, что приготовили уже сейчас.

-Изготовление кормушек из бросового материла

-Обсуждение осенних примет: Гром осенью-к ветру. Лес зашумел- к теплу. В ноябре осень с зимою встречается и ругается.

-Чтение русских народных сказок «Горшки» «Лиса и кувшин»

-Всякая работа

Предметно- игровая среда

-Игры со свистульками

-Лепка посуды из глины по желанию

-Коллективная аппликация «Птички на кормушке»

-Развешивание изготовленных кормушек на участке

-Обыгрывание сказок «Три медведя»

- Словесная игра «Назови три предмета из глины»

Игра «Горшки»

Декабрь

Задачи: Расширять представления детей о необходимых в жизни людей предметах быта. Закреплять знания детей о приметах зимы из народного календаря. Воспитывать любовь к природе, интерес к фольклору русского народа. Пополнять словарный запас: лучина, свеча, лампа фонарь, электричество. Разучить русскую песню «Как на тоненький ледок»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Занятие- беседа о различных источниках освещениях. План : Слушание песни «Пряха» (в записи) Рассматривание иллюстрации с лучиной, описание того чего видят дети.

-Рассказ воспитателя о различные источники света от древних времен до нашего времени.

-Упражнение «Что сначала что потом» (с участием детей составить цепочку.

-Загадывание загадок о лучине, свече, фонаре, лампочке.

-Упражнение «Пальцы и тени» (составление фигуры из пальцев на стене)

-Долгими вечерами зимой люди разговаривали, рассказывали о своих наблюдениях, приметах. Вот, например, что они говорили: Декабрь год кончает, а январь начинает. Декабрь студен, глаз снегом слепит- ухо морозом рвет. Январь-году начало, зиме- середина.

-Итог

Взаимодействие взрослых и детей

-Наблюдение на прогулках с запоминанием сравнением примет: Кошка в клубочек-жди мороз. Снегирь под окном зачирикал- к оттепели. Лес шумит –жди оттепели.

-Чтение стихов о зиме.

-Словесные упражнения «Какой, какая, какое?» (описание снежинки, зимы)

-Рисование восковыми мелками

-Чтение сказки «Серебренное копытце»

-Составление сказки детьми о снежинке с помощью родителей

-Чтение русских народных сказок с обсуждением «Рукодельница и ленивица» «Снегурочка» «Зимовье зверей»

Предметно- игровая среда

-Драматизация русской народной сказки «Теремок»

-Вырезывание снежинок для украшения группы.

-Народные игры «Горелки» «Горшки»

-Сюжетно-ролевая игра «Хозяйка»

-рисование по русским народным сказкам.

-Игры «Чья тень» «Что сначала. Что потом»

Январь

Задачи: Расширять кругозор детей. Обеспечить условия к знаниям о старинных предметах быта в сравнении с современными бытовыми приборами, мебелью. Активизировать речь и словарь детей и речь детей (изделия, потолок, лавка, керамика, сундук, бадейка. Воспитывать чувство гордости за созидательское мастерство русского народа. Разучить русские народные песни и хороводы : «Валенки» «Солдатики бравы ребятушки»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Итоговое занятие «О чем расскажут вещи» План : Что нас окружает? (перечисление вещей с выделением из чего они сделаны) Из чего сделаны вещи?

-Представьте себя какой-нибудь вещью. Что вы расскажите о ее возникновении, какой она была раньше. Рассказ-ассоциация.

-Дидактическое упражнение «Было-стало» бадейка…ведро, половик…ковер, сундук…шкаф, табурет…стул….

-дидактическая игра «Я знаю пять предметов з глины, железа. стекла…»

-Вывод о знаниях детей, активности, участии как нужно обращаться с вещами. Почему?

Взаимодействие взрослых и детей

-Рассказы бабушек о своих рукодельях

-Игры с гадание на Рождество

-Чтение русских народных сказок «Лисичка сестричка и волк» «Морозко»

-Разучивание песни «Валенки» «Солдатушки бравы ребятушки»

Предметно- игровая среда

-Игры «Бирюльки»

-Сюжетно-ролевые игры в мини избе «Уборка»

-Разрисовка декоративным узорами форм предметов по выбору

-Хороводные игры «Заинька» «Дрема»

Февраль

Задачи: Познакомить детей с понятиями : защитник земли русской, богатырь, былина. Дать знания о необходимости защищать Родину от врагов. Воспитывать гордость за смелых и бесстрашных воинов, за преданность к Родине. Активизировать словарь: кольчуга, меч, шлем, щит, пальца, лук, стрела, колчан, богатырь, былина. Разучить русские народные песни и хороводы и частушки для мальчиков «как у наших у ворот»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Тематическое занятие «На героя и слава бежит» План : Чтение отрывка из былины «Илья Муромец»

-Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» (Кто назовет этих богатырей? Отличие их вооружение. Что делают в поле богатыри)

-Рассказы детей о том какая была армия раньше. А какая стала сейчас.

-Игра «Кто больше назовет предметов вооружения в старину»

-Итог: О том, как надо Родину любить.

Взаимодействие взрослых и детей

-Чтение былин о Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче с обсуждением непонятных слов.

-Рассматривание и беседа по картине Васнецова В. М. «Богатыри»

-Слушание народных песен

-Заучивание пословиц и поговорок: Каков солдат-такова о нем и слава. Где смелость, там и победа. Кто смел, тот и в бою цел. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

-Конкурс рисунков «Наша Родина сильна»

Предметно- игровая среда

-Соревнования на прогулках: Перетяни канат, меткие стрелки. Защита крепости

-Лепка солдатиков.

-Рассматривание и обсуждение иллюстраций о воинах, богатырях.

-Игры- лабиринты «Помоги солдатику догнать полк»

Март

Задачи: Обеспечить знания детей о части русской национальной одежды, правильно их называть (кокошник, сарафан, душегрейка, передник, портки) Продолжать знакомить с народными обычаями, связанными с народным календарем. Воспитывать любовь к родному краю, желание поддерживать народные традиции. Заучивание хоровода «Во поле береза стояла»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Игра «Ярмарка» План : Напряжение в русские костюмы. Где встречались земляки, знакомые из других сел- городов? Что такое ярмарка? Что можно было купить на ярмарке?

-Поиграем в ярмарку (девочки одевают платки, кокошники; мальчики – пояски, картузы) Что будем продавать? (игрушки, платки, пояски)

-Распределение ролей купцов (4-5 детей, покупки детей, разглядывание покупок.

-Сбор вокруг воспитателя: Что купили? (лапти, сарафан, рубаху, матрешки, а матрешками даже поиграть можно.

-Игра «Кто быстрее соберёт матрешку»

-Итог: А что можно сейчас увидеть на базаре? А где сейчас можно увидеть старинные костюмы, игрушки предметы быта.

Взаимодействие взрослых и детей

-Развлечение «Праздник русской рубахи» Игра «Ручеек»; аттракционы «Кто быстрее смотает клубок», «Наряди друга»; хоровод «Во поле березка стояла»; общий хоровод «Мы на луг ходили». Забавы с Емелей

-Заучивание пословиц: Хлеб-соль кушай да хозяина слушай. Недорог обед, а дорог привет.

-Аттракционы «Одень куклу с закрытыми глазам» «Узнай друга на ощупь»

-Чаепитие с Емелей

Предметно- игровая среда

-Наряды в русские народные костюмы.

-Ведение хороводов.

-Игры с самодельными игрушками, сделанным с помощь взрослых (куклы, тележки. санки)

-Дидактически игры «Наряди куклу» «Узнай роспись»

-Расписывание красками форм народного костюм.

Апрель

Задачи: Продолжать знакомить детей с веселыми предметами быта крестьян : музыкальным инструментами и игрушками. Расширять кругозор и активный словарь детей. Воспитывать интерес и желание узнавать новые сведения о истории предметов русского народа. Разучить русские народные песни «Во кузнице» «Прялица», частушки о народных игрушках.

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Комплексное занятие «Лучшая подружка-веселая игрушка» План : Приход бабушки Меланьи с узелком игрушек. Показ после отгадки. Загадывание загадок про юлу, колокольчик, тележку, матрешку.

-Колокольчик-музыкальный инструмент. А какие старинные инструменты вы еще знаете? (гармошка, балалайка, рожок. трещотка, ложки. Свистульки)

-Шумовой оркестр под русскую народную мелодию «Ах, вы сени»

-Пение песни «Ой, вставала я раненько» с импровизацией.

-Бабушка Меланья выкладывает из узелка бросовый материал предлагает сделать себе игрушки. (кукол из ниток и мочала, волчки по схемам) Хвалит и помогает детям.

Взаимодействие взрослых и детей

-Чтение рассказов о мастерах игрушек (Шпикалова Т., Митяев А., Толмаков Л. З книги «Наша Родина»

-Заучивание загадок о музыкальных инструментах

-Заучивание русских народных песен на музыкальных занятиях.

-Рассматривание детских игрушек на иллюстрациях из книжек Ушинского Толстого с обсуждением.

Предметно- игровая среда

-Сюжетно- ролевые игры в мини избе «Семья» «Хозяюшка»

-Шумовые игры с народными инструментами.

-Хороводы с народным текстом.

-Раскрашивание игрушек из глины.

-Обыгрывание народных песен, потешек с перерядами.

-настольные игры с матрешками, пирамидками, яйцами.

Май

Задачи: Уточнять знания детей о домашней утвари, о быте крестьянской семьи, особенностях национальной кухни. Пополнять и закреплять словарный запас названиями предметов быта народном фольклором. Воспитывать чувство гордости за мастерство, мудрость и заботу о старшем поколении. Разучить русскую народную песню «Камаринская»

Форма работы с детьми

Организованная деятельность детей

-Беседа- игра «В гостях у бабушки» План : Приход в избу к бабушке Меланье. (Она встречает их за прялкой). Рассказ бабушки Меланьи «Как в избе дела идут»

-Дети помогают бабушке по хозяйству. Мальчики сматывают клубки, девочки поют колыбельную, качают колыбель, пробуют прясть с бабушкой.

-Игра У дядюшки Трифона»

-Хорошие слова о матери говорят: Нет милее дружка, чем родная матушка. -Дитя плачет, а у матери сердце болит.

-Бабушка учит готовить вкусную еду. Что ели в старину? (ответы детей)

-Бабушка Меланья угощает детей блинами. (благодарность от детей)

Взаимодействие взрослых и детей

-Чтение сказок А. С. Пушкина с беседой по содержанию труде хозяина и хозяйки «Сказка о попе и работнике Балде» «Сказка о царе Салтане»

-Заучивание поговорок о хозяйстве. –Дом вести не лапти плести. –У хорошей хозяйки кот жирный. –У хорошего хозяина и соломинка не пропадет.

-Заучивание русских народных песен на музыкальных занятиях.

-Составление композиций из ткани «Бабушкин домик»

-игра «У дядюшки Трифона»

Предметно- игровая среда

-Сюжетно-ролевые игры в мини избе.

-Рассказы детей о блюдах русской кухни, изготовленных дома.

-Настольные игры с матрешками, лото. «Кому что нужно для работы»

-Рисование картинок по сказкам А. С. Пушкина для выставки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

Использование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народаИспользование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народа Здравствуйте, уважаемые коллеги. В конце лета, я участвовала в педагогической Августовской конференции. Хочу поделиться с вами опытом работы.

Конспект занятия в подготовительной группе «Предметы русского быта»Конспект занятия в подготовительной группе «Предметы русского быта» Цель: — познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • закрепить.

Перспективный план на лето для работы с детьми среднего дошкольного возраста Тематические блокиИЮНЬ1-Я НЕДЕЛЯ Здравствуй лето 2-Я НЕДЕЛЯ Неделя игрушек 3-Я НЕДЕЛЯ Неделя сказок 4-Я НЕДЕЛЯ Неделя добрых волшебниковИЮЛЬ1-Я.

Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста тема цель источник.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

Перспективный план занятий по эмоциональному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь-январь Перспективный план развития эмоциональной ориентации у детей старшей группы неделя Непосредственно образовательная деятельность Образовательная.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. г. Цель данного плана предполагает разностороннее.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 21:09
+178Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шестерикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД