Анна Шестерикова
Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта»
Сентябрь
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения хлебопечения, ролью хлеба в жизни русского народа, с трудом земледельцев. Расширять словарный запас: серп, молотить, комбайн. элеватор, хлебопекарня.
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
Публикация «Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста „Знакомство с историей русского народа через предметы быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
-Занятие «Хлеб-всему голова» План : Почему так говорят? Какие еще поговорки и пословицы о хлебе вы знаете? (Ответы, дополнения взрослого).
-Рассказ воспитателя о посадке, уборке и изготовлении хлеба с показом картинок в сравнении (в старину и в наше время)
-Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» (Карточки-схемы заготовления хлеба)
-Кто выращивает рожь, пшеницу? Зачем нужен хлеб? Когда люди научились печь хлеб?
-Дидактическое упражнение «назови верно» (Корзина с различными хлебоизделиями.
-Проговаривание народных поговорок «Хочешь есть калачи- не сиди на печи» «На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай да свой запекай»
Взаимодействие взрослых и детей
-Дид. игра «От булочки до зернышка»
-Рассматривание старинных и современных орудий труда земледельцев и хлебопеков, отбор нужных картинок с изображением работников).
-Беседы с уточнением названием действий с предметами быта : решето, зерно, протвинь. Кочерга, коса, серп, колос, зерно.
-Обучение подвижной игре «Каравай» (с изменение правил игры)
-Изготовление теста и лепка булочек из теста.
-Чтение беседы по русским народным сказка «Петушок и бобовое зернышко» «Лисичка со скалочкой» «Круть и верть»
Предметно- игровая среда
Дид. игры (самостоятельные)
- «От зернышка до булочки»» «Кому что нужно для работы» «Каравай»
-Обыгрывание в сюжетно- ролевых играх хлебопечения (из пластилина, соленого теста)
=Обыгрывание сказок.
-Рисование по русским народным сказкам
Октябрь
Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами быта земледельческим народным календарем. Обеспечить развитие интереса к истории возникновения семейного уклада. Воспитывать бережное отношение и уважение к народному мастерству. Активизировать словарь: урожай, капустник, покров плетень, тяпка, корытце. Разучить хоровод «Земелюшка-чернозем»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Тематическое занятие «Капустник» План : Встреча с бабушкой Меланьей (наряженная воспитательница) с кочаном капусты. Рассказ как квасили капусту. Проговаривание поговорки «Быстро тает день- не привяжешь за плетень» «В октябре- холодно да сытно»
-Показ рубки капусты тяпкой в корытце
-Хоровод вокруг бабушки Меланьи «Земелюшка-чернозем» А теперь отдохнуть пора да сказочку послушать (рассказывание русской народной сказки) С выводом: в завести нет н проку, ни радости, где дружба да совет, там свет.
-Бабушка Меланья хвалит детей и угощает пирогами с капустой.
Взаимодействие взрослых и детей
-Беседа в мини избе о деревянной посуде, кто ее делает, кто украшает.
-Рассматривание городецких узоров на разных изделиях
-Обучение дид. игре «Узнай росписи» (Объяснение правил)
-Дидактическое упражнение «Отгадай-ка» (Загадки о предметах быта, овощах).
-Разучивание хоровода «Земелюшка-чернозем»
-Обыгрывание сказки в масках «Теремок»
Предметно- игровая среда
-Сюжетно- ролевые игры в мини- избе (колыбельные для кукол, приготовление пирогов)
-Самостоятельные игры в лото «Узнай роспись»
-Рисование городецкой росписи.
-Совместная игра «Назови ласково» (называют ласково имя и хвалят за хорошие поступки)
Ноябрь
Задачи: Уточнять знания детей о труде земледельцев на Руси, знакомить с гончарным промыслом городецких мастеров. Воспитывать интерес в народном календаре. Активизировать словарь: картинка, свистулька, гончар, фольклор. Разучить русскую народную песню «Колыбельная»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Комплексное занятие «Дело мастера боится» План : Рассматривание выставки глиняных изделий. Из чего сделаны эти предметы? Упражнение «Узнай кто я» (описание изделия, воображая себя изделием)
-Рассказ воспитателя о гончарном промысле городецкого края.
-Чтение сказок «Горшки» «Лиса и кувшин»
Проговаривание поговорок пословиц: Всякая работа мастера хвалит. Каков мастер- такова и работа. Дело мастера боится- у него все спорится. И всяк не мастером родился, а от людей научился.
- Попробуем мы свое мастерство показать. Вылепим чашку для куклы.
Взаимодействие взрослых и детей
-Слушание голоса птиц в записи и сравнение в услышанными на прогулке
-Загадывание загадок о синице.
-Рассказы детей о том как, как они заботятся птицах зимой, что приготовили уже сейчас.
-Изготовление кормушек из бросового материла
-Обсуждение осенних примет: Гром осенью-к ветру. Лес зашумел- к теплу. В ноябре осень с зимою встречается и ругается.
-Чтение русских народных сказок «Горшки» «Лиса и кувшин»
-Всякая работа
Предметно- игровая среда
-Игры со свистульками
-Лепка посуды из глины по желанию
-Коллективная аппликация «Птички на кормушке»
-Развешивание изготовленных кормушек на участке
-Обыгрывание сказок «Три медведя»
- Словесная игра «Назови три предмета из глины»
Игра «Горшки»
Декабрь
Задачи: Расширять представления детей о необходимых в жизни людей предметах быта. Закреплять знания детей о приметах зимы из народного календаря. Воспитывать любовь к природе, интерес к фольклору русского народа. Пополнять словарный запас: лучина, свеча, лампа фонарь, электричество. Разучить русскую песню «Как на тоненький ледок»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Занятие- беседа о различных источниках освещениях. План : Слушание песни «Пряха» (в записи) Рассматривание иллюстрации с лучиной, описание того чего видят дети.
-Рассказ воспитателя о различные источники света от древних времен до нашего времени.
-Упражнение «Что сначала что потом» (с участием детей составить цепочку.
-Загадывание загадок о лучине, свече, фонаре, лампочке.
-Упражнение «Пальцы и тени» (составление фигуры из пальцев на стене)
-Долгими вечерами зимой люди разговаривали, рассказывали о своих наблюдениях, приметах. Вот, например, что они говорили: Декабрь год кончает, а январь начинает. Декабрь студен, глаз снегом слепит- ухо морозом рвет. Январь-году начало, зиме- середина.
-Итог
Взаимодействие взрослых и детей
-Наблюдение на прогулках с запоминанием сравнением примет: Кошка в клубочек-жди мороз. Снегирь под окном зачирикал- к оттепели. Лес шумит –жди оттепели.
-Чтение стихов о зиме.
-Словесные упражнения «Какой, какая, какое?» (описание снежинки, зимы)
-Рисование восковыми мелками
-Чтение сказки «Серебренное копытце»
-Составление сказки детьми о снежинке с помощью родителей
-Чтение русских народных сказок с обсуждением «Рукодельница и ленивица» «Снегурочка» «Зимовье зверей»
Предметно- игровая среда
-Драматизация русской народной сказки «Теремок»
-Вырезывание снежинок для украшения группы.
-Народные игры «Горелки» «Горшки»
-Сюжетно-ролевая игра «Хозяйка»
-рисование по русским народным сказкам.
-Игры «Чья тень» «Что сначала. Что потом»
Январь
Задачи: Расширять кругозор детей. Обеспечить условия к знаниям о старинных предметах быта в сравнении с современными бытовыми приборами, мебелью. Активизировать речь и словарь детей и речь детей (изделия, потолок, лавка, керамика, сундук, бадейка. Воспитывать чувство гордости за созидательское мастерство русского народа. Разучить русские народные песни и хороводы : «Валенки» «Солдатики бравы ребятушки»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Итоговое занятие «О чем расскажут вещи» План : Что нас окружает? (перечисление вещей с выделением из чего они сделаны) Из чего сделаны вещи?
-Представьте себя какой-нибудь вещью. Что вы расскажите о ее возникновении, какой она была раньше. Рассказ-ассоциация.
-Дидактическое упражнение «Было-стало» бадейка…ведро, половик…ковер, сундук…шкаф, табурет…стул….
-дидактическая игра «Я знаю пять предметов з глины, железа. стекла…»
-Вывод о знаниях детей, активности, участии как нужно обращаться с вещами. Почему?
Взаимодействие взрослых и детей
-Рассказы бабушек о своих рукодельях
-Игры с гадание на Рождество
-Чтение русских народных сказок «Лисичка сестричка и волк» «Морозко»
-Разучивание песни «Валенки» «Солдатушки бравы ребятушки»
Предметно- игровая среда
-Игры «Бирюльки»
-Сюжетно-ролевые игры в мини избе «Уборка»
-Разрисовка декоративным узорами форм предметов по выбору
-Хороводные игры «Заинька» «Дрема»
Февраль
Задачи: Познакомить детей с понятиями : защитник земли русской, богатырь, былина. Дать знания о необходимости защищать Родину от врагов. Воспитывать гордость за смелых и бесстрашных воинов, за преданность к Родине. Активизировать словарь: кольчуга, меч, шлем, щит, пальца, лук, стрела, колчан, богатырь, былина. Разучить русские народные песни и хороводы и частушки для мальчиков «как у наших у ворот»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Тематическое занятие «На героя и слава бежит» План : Чтение отрывка из былины «Илья Муромец»
-Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» (Кто назовет этих богатырей? Отличие их вооружение. Что делают в поле богатыри)
-Рассказы детей о том какая была армия раньше. А какая стала сейчас.
-Игра «Кто больше назовет предметов вооружения в старину»
-Итог: О том, как надо Родину любить.
Взаимодействие взрослых и детей
-Чтение былин о Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче с обсуждением непонятных слов.
-Рассматривание и беседа по картине Васнецова В. М. «Богатыри»
-Слушание народных песен
-Заучивание пословиц и поговорок: Каков солдат-такова о нем и слава. Где смелость, там и победа. Кто смел, тот и в бою цел. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
-Конкурс рисунков «Наша Родина сильна»
Предметно- игровая среда
-Соревнования на прогулках: Перетяни канат, меткие стрелки. Защита крепости
-Лепка солдатиков.
-Рассматривание и обсуждение иллюстраций о воинах, богатырях.
-Игры- лабиринты «Помоги солдатику догнать полк»
Март
Задачи: Обеспечить знания детей о части русской национальной одежды, правильно их называть (кокошник, сарафан, душегрейка, передник, портки) Продолжать знакомить с народными обычаями, связанными с народным календарем. Воспитывать любовь к родному краю, желание поддерживать народные традиции. Заучивание хоровода «Во поле береза стояла»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Игра «Ярмарка» План : Напряжение в русские костюмы. Где встречались земляки, знакомые из других сел- городов? Что такое ярмарка? Что можно было купить на ярмарке?
-Поиграем в ярмарку (девочки одевают платки, кокошники; мальчики – пояски, картузы) Что будем продавать? (игрушки, платки, пояски)
-Распределение ролей купцов (4-5 детей, покупки детей, разглядывание покупок.
-Сбор вокруг воспитателя: Что купили? (лапти, сарафан, рубаху, матрешки, а матрешками даже поиграть можно.
-Игра «Кто быстрее соберёт матрешку»
-Итог: А что можно сейчас увидеть на базаре? А где сейчас можно увидеть старинные костюмы, игрушки предметы быта.
Взаимодействие взрослых и детей
-Развлечение «Праздник русской рубахи» Игра «Ручеек»; аттракционы «Кто быстрее смотает клубок», «Наряди друга»; хоровод «Во поле березка стояла»; общий хоровод «Мы на луг ходили». Забавы с Емелей
-Заучивание пословиц: Хлеб-соль кушай да хозяина слушай. Недорог обед, а дорог привет.
-Аттракционы «Одень куклу с закрытыми глазам» «Узнай друга на ощупь»
-Чаепитие с Емелей
Предметно- игровая среда
-Наряды в русские народные костюмы.
-Ведение хороводов.
-Игры с самодельными игрушками, сделанным с помощь взрослых (куклы, тележки. санки)
-Дидактически игры «Наряди куклу» «Узнай роспись»
-Расписывание красками форм народного костюм.
Апрель
Задачи: Продолжать знакомить детей с веселыми предметами быта крестьян : музыкальным инструментами и игрушками. Расширять кругозор и активный словарь детей. Воспитывать интерес и желание узнавать новые сведения о истории предметов русского народа. Разучить русские народные песни «Во кузнице» «Прялица», частушки о народных игрушках.
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Комплексное занятие «Лучшая подружка-веселая игрушка» План : Приход бабушки Меланьи с узелком игрушек. Показ после отгадки. Загадывание загадок про юлу, колокольчик, тележку, матрешку.
-Колокольчик-музыкальный инструмент. А какие старинные инструменты вы еще знаете? (гармошка, балалайка, рожок. трещотка, ложки. Свистульки)
-Шумовой оркестр под русскую народную мелодию «Ах, вы сени»
-Пение песни «Ой, вставала я раненько» с импровизацией.
-Бабушка Меланья выкладывает из узелка бросовый материал предлагает сделать себе игрушки. (кукол из ниток и мочала, волчки по схемам) Хвалит и помогает детям.
Взаимодействие взрослых и детей
-Чтение рассказов о мастерах игрушек (Шпикалова Т., Митяев А., Толмаков Л. З книги «Наша Родина»
-Заучивание загадок о музыкальных инструментах
-Заучивание русских народных песен на музыкальных занятиях.
-Рассматривание детских игрушек на иллюстрациях из книжек Ушинского Толстого с обсуждением.
Предметно- игровая среда
-Сюжетно- ролевые игры в мини избе «Семья» «Хозяюшка»
-Шумовые игры с народными инструментами.
-Хороводы с народным текстом.
-Раскрашивание игрушек из глины.
-Обыгрывание народных песен, потешек с перерядами.
-настольные игры с матрешками, пирамидками, яйцами.
Май
Задачи: Уточнять знания детей о домашней утвари, о быте крестьянской семьи, особенностях национальной кухни. Пополнять и закреплять словарный запас названиями предметов быта народном фольклором. Воспитывать чувство гордости за мастерство, мудрость и заботу о старшем поколении. Разучить русскую народную песню «Камаринская»
Форма работы с детьми
Организованная деятельность детей
-Беседа- игра «В гостях у бабушки» План : Приход в избу к бабушке Меланье. (Она встречает их за прялкой). Рассказ бабушки Меланьи «Как в избе дела идут»
-Дети помогают бабушке по хозяйству. Мальчики сматывают клубки, девочки поют колыбельную, качают колыбель, пробуют прясть с бабушкой.
-Игра У дядюшки Трифона»
-Хорошие слова о матери говорят: Нет милее дружка, чем родная матушка. -Дитя плачет, а у матери сердце болит.
-Бабушка учит готовить вкусную еду. Что ели в старину? (ответы детей)
-Бабушка Меланья угощает детей блинами. (благодарность от детей)
Взаимодействие взрослых и детей
-Чтение сказок А. С. Пушкина с беседой по содержанию труде хозяина и хозяйки «Сказка о попе и работнике Балде» «Сказка о царе Салтане»
-Заучивание поговорок о хозяйстве. –Дом вести не лапти плести. –У хорошей хозяйки кот жирный. –У хорошего хозяина и соломинка не пропадет.
-Заучивание русских народных песен на музыкальных занятиях.
-Составление композиций из ткани «Бабушкин домик»
-игра «У дядюшки Трифона»
Предметно- игровая среда
-Сюжетно-ролевые игры в мини избе.
-Рассказы детей о блюдах русской кухни, изготовленных дома.
-Настольные игры с матрешками, лото. «Кому что нужно для работы»
-Рисование картинок по сказкам А. С. Пушкина для выставки.