Наталья Старостина
Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников в условиях современного детского сада".
Представляю вашему вниманию свое выступление на этом МО "Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа".
Зярос гайги эрзянь валось,
Семс монгак эрян.
Ялгатненень, инжетненень
Шумбрачи мерян!
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа“» размещена в разделах
(Слайд 1) Язык - бесценный дар, которым наделён человек. В нём одухотворяется весь народ и вся его история.
Поэтому, владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни. У любого народа знанию родного языка отводится значительная роль.
(Слайд 2) Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия.
(Слайд 3) На сегодняшний день приоритетным направлением воспитания является формирование у ребенка интереса к национальной культуре, знакомство детей с мордовским этносом и приобщение их к эрзянскому языку. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
(Слайд 4) В рамках предоставления дополнительных образовательных услуг в нашей дошкольной организации работает кружок по обучению детей мордовскому (эрзянскому) языку, руководителем которого являюсь я в течение нескольких лет, называется кружок «Лисьмаприне». В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и русскоязычные дети.
(Слайд 5) Программу кружка я составила на основе дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования по мордовскому (эрзянскому) языку «Валонь лисьмапря» Евачевой Татьяны Николаевны. Данная программа позволяет мне внести свои творческие разработки в структуру занятий, сделать их более яркими и интересными.
Кроме этого в нашем детском саду ведется национальный компонент с опорой на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Изучение культуры мордовского народа идет на всех занятиях: дети рисуют, лепят, делают аппликации, используя мордовские узоры, а также проводятся различные мероприятия, связанные с соблюдением народных праздников и мордовских традиций.
(Слайд 6) Главной целью моей работы является изучение языковой культуры, включая и национальные традиции, и культуру мордовского народа. На начальном этапе обучения детей эрзянскому языку закладываю основы для формирования умений и навыков, обеспечивающих речевую деятельность. Здесь в основном формирую произносительные навыки. Поэтому данный этап при обучении дошкольников эрзянскому языку является наиболее ответственным. Дети знакомятся с основами языка, накапливают основной запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения детей эрзянскому языку. На следующем этапе обучения они уже знакомятся с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
Каждое мое занятие имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на эрзянском языке «Шумбратадо», которое постепенно запоминается детьми.
Затем проводится речевая разминка. Это либо стихотворение, либо закличка на мордовском языке, например:
«Чика, листь, листь, листь
Oев каша пенч максан!
Чика, листь, листь, листь
Якстере атякш тенть максан!»
(Слайд 7) В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их.
В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют закличку или стих речевой разминки.
Затем следует прощание на мордовском языке «Baстомазонок».
Приоритетным направлением нашего детского сада, также является духовно – нравственное развитие ребенка. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно - нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа мордовского народа. Тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
(Слайд 8) Поэтому в работе кружка уделяю большое внимание формированию у детей духовно - нравственных норм и привитию им любви к родному краю. На основе экскурсий к памятникам, в музей я воспитываю патриотические чувства к родной земле - Мордовии, к истории нашего края.
(Слайд 9) Для приобщения детей к мордовской культуре использую специальные наглядные средства, организую особого рода развивающую среду. Обучение детей сопровождаю демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, национальной одежды.
(Слайд 10) Особое внимание уделяю разучиванию с детьми мордовских песен, частушек, танцев и плясок, знакомству их с музыкальным фольклором Мордовии. У нас регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат мордовские песни, разыгрываются мордовские народные сказки, игры, дети читают стихи о Родной Мордовии, о красоте её природы, о любви к ней.
(Слайд 11) Интересно всегда проходят у нас такие праздники, как «Рождество Христово», «Веселая масленица», «Светлая пасха», «Святая троица».
Народные праздники и мордовские традиции играют важную роль в приобщении детей к народной культуре. Проведенные праздники и развлечения с использованием материала на мордовском языке, на мой взгляд, являются одной из самых ярких форм закрепления знаний мордовского языка. Ребята с большим желанием и интересом разучивают и читают стихи, поют песни и частушки, водят хороводы. У детей расширяется языковой кругозор.
(Слайд 12) Большое влияние на этнокультурное развитие ребенка оказывает мордовская художественная литература, которая несет в себе черты национальной традиции, а также содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа.
В своей работе с детьми, я широко использую все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки). Дети их воспринимают легко и используют в своих повседневных играх.
(Слайд 13) В процессе обучения языкам детей дошкольного возраста важнейшее место занимает игра. Мордовские игры кроме языковой составляющей несут в себе ещё и развитие физических качеств и творческих способностей. Дети с удовольствием играют в игры «Capaзкесэ», «Раю, раю, пропускаю», «В палочки», «В колечко», «Нумoлнэсэ», «Чика ды пиземе», «Курочка и хозяин» и др. Для придания игре наибольшего национального колорита мы используем маски, мордовские костюмы, предметы народного быта.
(Слайд 14) Очень важно готовить детей к восприятию эрзянского языка. Для этого им показываю различные национальные изделия, иллюстрации национальных костюмов, мордовскую избу, мордовский орнамент, вышивку, деревянные игрушки. Детям рассказываю о различных мордовских праздниках, национальных традициях и обрядах.
(Слайд 15) Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т. д. Благодаря этому расширяется творческая личность ребенка; развивается эмоциональная сфера, симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. А наша задача педагогов найти такие формы работы, такую мотивационную составляющую, чтобы сделать процесс ознакомления детей с родным языком интересным и увлекательным.
(Слайд 16) Мы должны приложить все усилия для возрождения языка. Язык - это душа народа!