Светлана Мустафина
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно. Стерлибашевский район Республики Башкортостан является многонациональной территорией. Одним из народов, долгое время компактно проживающим на территории района, являются татары. В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения многие из них, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают родного языка, затрудняются назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях и начинают забывать свой родной язык, в связи с этим постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Поэтому вовлечение детей уже с дошкольного возраста к участию в массовых этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятиях дает положительный результат при приобщении к родному языку и родной культуре. Реализация нашего проекта "Жемчужины татарского языка" послужит решением некоторых задач.
Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа“ (старшая группа)» размещена в разделах
Цель проекта : Содействие возрождению, сохранению языка, национальной культуры, обычаев и традиций татарского народа путем проведения цикла этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятий с детьми дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• создать условия для тесного общения и творческого взаимообмена между педагогами, детьми от 3 до 7 лет, родителями (законными представителями);
• формировать нравственно- эстетические ценности;
• воспитать бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Республики;
• способствовать приобщению детей к национальной культуре;
• пробудить в детях любовь к родному и земле;
• обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Участники: педагоги, дошкольники и родители.
Продожительность проекта : сентябрь - декабрь.
Реализация проекта.
1 этап:
1. Постановка цели.
2. Поиск форм реализации проекта. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики.
3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
5. Организация совместной (с педагогами, детьми, родителями) творческой, поисковой и практической деятельности.
6. Работа над частями проекта, коррекция.
7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
2 этап:
1. Проведение анкетирования родителей.
2. Беседа о национальностях проживающих на нашей территории и их обычаях.
3. Знакомство бытом и ремеслом древних татар.
4. Консультация для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании», «Моё древо – моё родословное!».
5. Оформление татарского уголка в группе.
6. Посещение краеведческого музея.
7. Заслушивание песен, стихов, чтение художественной литературы; знакомство с фольклором татарского народа.
8. Вечер народных сказок.
9. Проведение НОД «Татарские национальные блюда», «В гостях у сказки», «Знакомство с народными традициями и культурой татарского народа».
10. Семейный конкурс: «Моя родословная» (генеалогическое древо семьи).
11. Выставка семейных рисунков «Моя семья».
12. Презентация: «Национальная одежда татар», «Моя родное село».
13. Организовать и провести народные подвижные игры наших предков (знакомство с народными праздниками).
14. Разучивание с детьми музыкальной игры «Чума урдэк, чума каз».
15. Конкурс детских рисунков «Дружба и братство - дороже богатства».
16. Организовать с детьми день Национальных костюмов.
3 этап:
17. Большое итоговое мероприятие: «Бабушкин сундучок».
Ожидаемые результаты:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Используют атрибуты национальной культуры в самостоятельной деятельности.
Итоговый результат.
1. Дети больше узнали о своей республике, национальностях проживающих в Башкортостане и их обычаях:
2. Проявили творческую активность в познании окружающего мира;
Сознательно применяли сенсорные ощущения в решении практических задач;
3. Улучшились дружеские взаимоотношения: дети разных национальностей более сблизились, стали доброжелательны друг к другу;
4. Проявили способность общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
5. Научились воспринимать мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
6. Заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества с детским садом: получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни детского сада;
7. Смогли реализовать свои творческие способности.