Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Публикация «Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе „Путешествие в Книгопландию“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни
Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
.Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.
Задачи проекта:
• развивать коммуникативные умения детей;
• развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,
• умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
• воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
• активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Повышение интереса к книге.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Направление работы.
1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)
2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)
3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)
4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)
5. Практическое занятие:
«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.
5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:
• рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;
• аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;
• конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки
• «Петух и пес»;
• аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;
• лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;
• разучивание небылиц К. Чуковского ;
• совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;
7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.
8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».
9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»
11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.
12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.
13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.
14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы
15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях
16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»
16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»
Этапы проекта.
Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта
I этап подготовительный:
1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.
2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.
3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.
4. Подготовили информационные презентации.
5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.
6. Изготовили информационные буклеты для родителей
7. Анкета для родителей.
8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители
II этап основной
1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги
2. Знакомство с народными сказками.
3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.
4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.
5.«Книжкина больница».
6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций
7. Практическая деятельность,
-по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:
-рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»
-аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);
-конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);
-аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»
-лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;
-разучивание небылиц К. Чуковского);
8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».
9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»
10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.
11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
III этап – заключительный
1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;
2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.
3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»
4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Оценка результатов и отчетность.
В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.
При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.
Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.
Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.