Получи документы

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Валентина Шакалова
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В. В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг (О. В. Чиндилова). Редко родители на ночь читают ребёнку сказку, а если у родителей нет интереса к чтению, то соответственно этот интерес не возникнет и у ребёнка. Изменилась и сама книга. Она становится электронной. Яркие красочные иллюстрированные книги уходят в прошлое. И на полках стоят не детские книги, а диски. В каждом времени в книгах свои герои. Они учили нас добру, любви к родине, заботе о старших и младших – несли в себе большую воспитательную функцию. И если родители об этом забыли, то воспитатели теперь реализуют эту задачу в одиночестве, без родителей, продолжая вести разъяснительную работу среди них. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время дети теряют интерес к знакомству с произведениями отечественных авторов. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к произведениям художественной литературы, ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменились. Поэтому одной из задач образования является формирование навыков детского и семейного чтения, приобщение дошкольников к чтению как основному виду познавательной и коммуникативной деятельности, развитию информационной культуры личности, участию в адаптации детей к условиям жизни в обществе.

Ознакомление с литературой – это понимание, восприятие прочитанного, наличие эмоционального отклика у детей после прочтения произведения. Основные авторы – М. Горький, С. Маршак и К. Чуковский, Н. Носов, В. Драгунский, призывавшие обращаться только к внутреннему миру ребенка, к его непосредственности, к проблемам, волнующих детей на разных этапах развития. Представителями второй половины 20-го века стали И. Пивоварова, Ю. Мориц, Э. Успенский, С. Михалков – поэты, создающие смешные стихи, которые превращают реальность в яркую сказку, помогая своим читателям оставаться прежде всего детьми. Современные детские авторы – Ю. Кушак, А. Усачев, М. Яснов, М. Бородинская, И. Бардин.

Недостаточно сформирована мотивация к изучению детской отечественной литературы;

незнание детьми жанров литературы.

В работе в основном используются традиционные приёмы и

не достаточно планируются интерактивные формы работы с родителями по ознакомлению с литературой. Отсутствие традиции семейного чтения;

недостаточная наполняемость книжного фонда в ДОО.

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с детской отечественной литературой предполагает организацию деятельности педагога с привлечением родителей, однако при планировании педагогического процесса это не учитывается.

На основе проведенного анализа недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры, любовь и бережное отношение к книге, воспитание в ребенке будущего читателя.

Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью Развитие инициативности с целью получения новых знаний о детской художественной литературе Дети рассказывают, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие книги, каких авторов предпочитают слушать.

Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты. Дети умеют последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы, придумывать свои концовки к сказкам, составлять небольшие рассказы творческого характера

Знаком с произведениями детской литературы Развитие интереса детей к отечественной литературе, умение видеть основные отличия между жанрами произведений Дети знают и могут назвать детских писателей; различают жанры литературных произведений, обращают внимание на оформление книги, на иллюстрации.

Воспитание чуткости к художественному слову, совершенствование художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях. Дети выразительно, с естественными интонациями читают стихи, участвуют в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Нетрадиционные приемы деятельности педагога для ознакомления родителей и детей с детской художественной литературой

С детьми С родителями

Организовать кружок по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Маленькие читатели» (разработать перспективный план на год) Провести опрос родителей на тему, как они прививают у детей интерес к художественной литературе

Проводить раз в месяц литературные вечера по тематике работы кружка.

Организовать уголок «Наши книжки», «Мастерская для ремонта книг» Оформить консультации : «Что и как читать детям», «Почитай мне, мама»

Изготовление книжек-малышек по произведениям детских писателей

Посещение Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина для участия в литературных часах по произведениям детских писателей Организовать встречу родителей с работниками детской библиотеки в ДОО

Проведение творческого вечера новокуйбышевского детского поэта И. Бардина в ДОО

Постановка сказки-драматизации по произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (привлечь музыкального руководителя) Консультации с использованием слайдовых презентаций по темам: «Методы и приёмы ознакомления ребёнка с деткой литературой», «Как организовать семейный театр»

Проведение конкурса-викторины по произведениям детских поэтов

Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности в кружке «Маленькие читатели» по ознакомлению с детской литературой на осенний период времени.

Старший дошкольный возраст.

Время проведения Тема Задачи

сентябрь Знакомство со стихотворением Е. Трутневой «Осень», проведение дидактической игры «О чём рассказывает обложка книги?» Разучивание с детьми стихотворения Е. Трутневой «Осень», обратить внимание на выразительные средства, добиваться чёткого произношения, эмоционального отклика на произведение.

октябрь «Писатель и художник Е. И. Чарушин» Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому; обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных

ноябрь «Чтение и пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Мышки» Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш»; менять темп речи, пересказывать услышанный рассказ близко к тексту, развивать монологическую речь

Литературный вечер по теме : «Пути развития читательской культуры»

1. Выразительное чтение

- речевая гимнастика: сказать какую-либо фразу выражая радость, восторг, печаль, тревога, мечтательность.

- мимика, жесты: показать лицо человека, режущего лук, пробующего лимон;

-воспитатель показывает, а дети изображают: далеко-далеко за горами, здравствуйте и т. д.

- тембр голоса (толстый, тонкий, средний) : показать как пищит мышь, зудит комар, рычит медведь.

- громкость чтения: маленькие инсценировки (говорить голосами героев)

- скорость: чтение скороговорок

2. Театрализация

- чтение стихов по ролям

- инсценировка небольших рассказов

- настольный театр

- пальчиковый театр

- мультфильмы, диафильмы.

3. Рассматривание книг и картин (технология «Войти в картину»)

Также можно проводить: игры-беседы с героями произведений; игры с картинками по произведениям детских писателей; рисунки героев, сцен из книг, лепка любимых персонажей.

Для контроля предлагается провести мониторинг с целью выявления уровня знаний детей старшей группы, о детской литературе.

Карта наблюдения

Критерии наблюдения

Показатель

Характеристики

достигнут не достигнут достигнут частично

Сформировано ли умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты. Дети умеют последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы без помощи педагога; составляют небольшие рассказы творческого характера

Сформирован ли интерес у ребёнка к художественной литературе, умеет ли он видеть основные отличия между жанрами произведений Называет и различает жанры детской художественной литературы; знает и может назвать детских писателей; есть любимые книги

Достаточно ли хорошо ребёнок владеет устной речью Умеет выразительно читать стихи, участвует в инсценировках

Изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе, недостаточно. Важным существенным фактором развития ребенка является личность воспитателя. Необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний и умений.

Условия Характеристика изменений

Кадровые привлечение к работе музыкального работника

Научно-методические -повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом, логопедом;

- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей;

- доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по данной теме.

Материально-технические В группе должны быть в достаточном количестве произведения различных жанров, дидактические игры по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников-иллюстраторов, книги-раскраски, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и «Книжный магазин», буклеты для родителей, «книжки-малышки», «книжки-самоделки». Возможна организация выставки детских работ «Книга, сделанная мной!».

Нормативно-правовые - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 г. ;

- ФГОС дошкольного образования – утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

Информационные это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме: «Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой» и использование ИКТ в работе.

Организационные Проведение творческих вечеров для родителей и детей с участием местных поэтов и писателей (И. Бардин, В. Шарлот и др., посещение Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина (выставки и вечера, посвященные творчеству детских писателей)

Целенаправленная работа с детьми по формированию интереса к худ. лит. при тесном взаимодействии с родителями воспитанников - залог успеха в приобщении к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Публикации по теме:

Формирование устойчивого интереса детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№15» Из опыта работы воспитателя старшей.

Методы и приемы формирования интереса дошкольников 6–7 лет к художественной литературе и чтению книг Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС Аносова Н. С. воспитатель МБ ДОУ д/с 34 г. Белгород, 2015 Формирование интереса к прочтению классических книг у детей дошкольного возраста.

Книга — источник формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста Книга – источник формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста В последние десятилетия наблюдается снижение.

Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр» Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным.

Приобщение детей к художественной литературе Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес.

Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.

Проект по художественной литературе для детей 6–7 лет «Художники-иллюстраторы» ПАСПОРТ ПРОЕКТ «Художники - волшебники в книгах" Автор: Рево Е. В., учитель-дефектолог высшей кв. категории, Цель проекта: расширять знания.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 20:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шакалова (УИ 137829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД