Валентина Шакалова
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В. В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг (О. В. Чиндилова). Редко родители на ночь читают ребёнку сказку, а если у родителей нет интереса к чтению, то соответственно этот интерес не возникнет и у ребёнка. Изменилась и сама книга. Она становится электронной. Яркие красочные иллюстрированные книги уходят в прошлое. И на полках стоят не детские книги, а диски. В каждом времени в книгах свои герои. Они учили нас добру, любви к родине, заботе о старших и младших – несли в себе большую воспитательную функцию. И если родители об этом забыли, то воспитатели теперь реализуют эту задачу в одиночестве, без родителей, продолжая вести разъяснительную работу среди них. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время дети теряют интерес к знакомству с произведениями отечественных авторов. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к произведениям художественной литературы, ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменились. Поэтому одной из задач образования является формирование навыков детского и семейного чтения, приобщение дошкольников к чтению как основному виду познавательной и коммуникативной деятельности, развитию информационной культуры личности, участию в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Ознакомление с литературой – это понимание, восприятие прочитанного, наличие эмоционального отклика у детей после прочтения произведения. Основные авторы – М. Горький, С. Маршак и К. Чуковский, Н. Носов, В. Драгунский, призывавшие обращаться только к внутреннему миру ребенка, к его непосредственности, к проблемам, волнующих детей на разных этапах развития. Представителями второй половины 20-го века стали И. Пивоварова, Ю. Мориц, Э. Успенский, С. Михалков – поэты, создающие смешные стихи, которые превращают реальность в яркую сказку, помогая своим читателям оставаться прежде всего детьми. Современные детские авторы – Ю. Кушак, А. Усачев, М. Яснов, М. Бородинская, И. Бардин.
Недостаточно сформирована мотивация к изучению детской отечественной литературы;
незнание детьми жанров литературы.
В работе в основном используются традиционные приёмы и
не достаточно планируются интерактивные формы работы с родителями по ознакомлению с литературой. Отсутствие традиции семейного чтения;
недостаточная наполняемость книжного фонда в ДОО.
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с детской отечественной литературой предполагает организацию деятельности педагога с привлечением родителей, однако при планировании педагогического процесса это не учитывается.
На основе проведенного анализа недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры, любовь и бережное отношение к книге, воспитание в ребенке будущего читателя.
Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью Развитие инициативности с целью получения новых знаний о детской художественной литературе Дети рассказывают, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие книги, каких авторов предпочитают слушать.
Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты. Дети умеют последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы, придумывать свои концовки к сказкам, составлять небольшие рассказы творческого характера
Знаком с произведениями детской литературы Развитие интереса детей к отечественной литературе, умение видеть основные отличия между жанрами произведений Дети знают и могут назвать детских писателей; различают жанры литературных произведений, обращают внимание на оформление книги, на иллюстрации.
Воспитание чуткости к художественному слову, совершенствование художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях. Дети выразительно, с естественными интонациями читают стихи, участвуют в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Нетрадиционные приемы деятельности педагога для ознакомления родителей и детей с детской художественной литературой
С детьми С родителями
Организовать кружок по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Маленькие читатели» (разработать перспективный план на год) Провести опрос родителей на тему, как они прививают у детей интерес к художественной литературе
Проводить раз в месяц литературные вечера по тематике работы кружка.
Организовать уголок «Наши книжки», «Мастерская для ремонта книг» Оформить консультации : «Что и как читать детям», «Почитай мне, мама»
Изготовление книжек-малышек по произведениям детских писателей
Посещение Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина для участия в литературных часах по произведениям детских писателей Организовать встречу родителей с работниками детской библиотеки в ДОО
Проведение творческого вечера новокуйбышевского детского поэта И. Бардина в ДОО
Постановка сказки-драматизации по произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (привлечь музыкального руководителя) Консультации с использованием слайдовых презентаций по темам: «Методы и приёмы ознакомления ребёнка с деткой литературой», «Как организовать семейный театр»
Проведение конкурса-викторины по произведениям детских поэтов
Примерная тематика дополнительной образовательной деятельности в кружке «Маленькие читатели» по ознакомлению с детской литературой на осенний период времени.
Старший дошкольный возраст.
Время проведения Тема Задачи
сентябрь Знакомство со стихотворением Е. Трутневой «Осень», проведение дидактической игры «О чём рассказывает обложка книги?» Разучивание с детьми стихотворения Е. Трутневой «Осень», обратить внимание на выразительные средства, добиваться чёткого произношения, эмоционального отклика на произведение.
октябрь «Писатель и художник Е. И. Чарушин» Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому; обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных
ноябрь «Чтение и пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Мышки» Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш»; менять темп речи, пересказывать услышанный рассказ близко к тексту, развивать монологическую речь
Литературный вечер по теме : «Пути развития читательской культуры»
1. Выразительное чтение
- речевая гимнастика: сказать какую-либо фразу выражая радость, восторг, печаль, тревога, мечтательность.
- мимика, жесты: показать лицо человека, режущего лук, пробующего лимон;
-воспитатель показывает, а дети изображают: далеко-далеко за горами, здравствуйте и т. д.
- тембр голоса (толстый, тонкий, средний) : показать как пищит мышь, зудит комар, рычит медведь.
- громкость чтения: маленькие инсценировки (говорить голосами героев)
- скорость: чтение скороговорок
2. Театрализация
- чтение стихов по ролям
- инсценировка небольших рассказов
- настольный театр
- пальчиковый театр
- мультфильмы, диафильмы.
3. Рассматривание книг и картин (технология «Войти в картину»)
Также можно проводить: игры-беседы с героями произведений; игры с картинками по произведениям детских писателей; рисунки героев, сцен из книг, лепка любимых персонажей.
Для контроля предлагается провести мониторинг с целью выявления уровня знаний детей старшей группы, о детской литературе.
Карта наблюдения
Критерии наблюдения
Показатель
Характеристики
достигнут не достигнут достигнут частично
Сформировано ли умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие тексты. Дети умеют последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы без помощи педагога; составляют небольшие рассказы творческого характера
Сформирован ли интерес у ребёнка к художественной литературе, умеет ли он видеть основные отличия между жанрами произведений Называет и различает жанры детской художественной литературы; знает и может назвать детских писателей; есть любимые книги
Достаточно ли хорошо ребёнок владеет устной речью Умеет выразительно читать стихи, участвует в инсценировках
Изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе, недостаточно. Важным существенным фактором развития ребенка является личность воспитателя. Необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний и умений.
Условия Характеристика изменений
Кадровые привлечение к работе музыкального работника
Научно-методические -повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом, логопедом;
- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей;
- доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по данной теме.
Материально-технические В группе должны быть в достаточном количестве произведения различных жанров, дидактические игры по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников-иллюстраторов, книги-раскраски, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и «Книжный магазин», буклеты для родителей, «книжки-малышки», «книжки-самоделки». Возможна организация выставки детских работ «Книга, сделанная мной!».
Нормативно-правовые - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 г. ;
- ФГОС дошкольного образования – утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
Информационные это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме: «Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой» и использование ИКТ в работе.
Организационные Проведение творческих вечеров для родителей и детей с участием местных поэтов и писателей (И. Бардин, В. Шарлот и др., посещение Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина (выставки и вечера, посвященные творчеству детских писателей)
Целенаправленная работа с детьми по формированию интереса к худ. лит. при тесном взаимодействии с родителями воспитанников - залог успеха в приобщении к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.