Семенова Елена
Проект познавательной деятельности «Веселые глазки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект НОД
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Веселые глазки»
Цели:
Формировать представления о назначении глаз, их роли в жизни человека.
Формирование положительного отношения к здоровью.
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с функциями глаз.
Познакомить детей с правилами бережного отношения к органу зрения.
Дать понятие, что глаза – главные помощники человека.
Публикация «Проект познавательной деятельности „Веселые глазки“» размещена в разделах
Закрепить правила ухода за глазами.
показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.
Развивающие:
Развивать различные виды восприятия (зрительное, тактильное)
развивать внимание, мышление, диалогическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к своему организму, желание познать его.
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
воспитывать доброе отношение к слепым и слабовидящим людям.
Воспитатель встречает утром детей в костюме доктора. В группе звучат детские песни про здоровье.
В: ребята мы сегодня отправимся с вами путешествовать в страну здоровья. А я буду вашим гидом, ДОКТОР ЗРЕНИЕ. Одним из важных органов чувств является зрение, то есть наши глазки. Вот о них сегодня м пойдет наш разговор.
Для чего нужны глаза?
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Егор танкистом,
А Филипп — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Ты увидишь все на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на свете звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как построен школьный дом.
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчелах-мастерицах.
И чтоб книгу прочитать
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит каждому из нас
Нужно пару зорких глаз!
В: ребята что очень важно для здоровья и с чего мы с вами начинаем каждый наш день в детском саду?
Д: Гимнастика
В: Правильно, но гимнастика у нас сегодня с вами будет не обыкновенная. Гимнастика для наших глазок.
Гимнастика для глаз
голова ребенка во время выполнения такой гимнастики должна быть неподвижна, должны двигаться только глазки.
- Мы сейчас закроем глазки и увидим там мы сказки. – При этом ребенок закрывает глаза.
- Чтоб гимнастикой заняться, отдыхают наши глазки. – В этот момент малыш продолжает стоять с закрытыми глазами.
- А сейчас откроем глазки и рисуем взглядом мост. Через речку, прям как в сказке, будет он проложен вскользь. – Ребенок открывает глаза и взглядом как бы рисует мост.
- А теперь мы на мосту нарисуем букву «У» – малыш рисует эту букву глазками.
- После мы посмотрим ввысь, а затем заглянем вниз. – Ребенок поднимает вверх, а затем опускает глаза.
- Мы посмотрим вправо, влево, и сначала все начнем. – Ребенок смотрит глазками вправо, затем – влево, а потом опять упражнение повторяется. И так три раза.
В: Для глаз очень важно насыщение их кислородом. Также очень важно поддерживать кровообращение в области глаз. Поэтому самое время заняться дыхательными упражнениями из йоги для глаз детей.
Упражнение №1 – Очищающее дыхание
Дети делают вдох через нос, затем задерживают дыхание и выдыхают порциями через губы трубочкой. При этом вы можете рассказывать ребенку, что так делает паровозик, когда едет на большой скорости и выдувает пар. Расскажите о том, что сказочный паровозик вдыхает только носиком. Во время выполнения такого упражнения пофантазируйте, придумайте что-нибудь интересное, чтобы ребенок делал упражнение для глаз с интересом, с радостью
Упражнение №2 – Дыхание, которое усиливает кровообращение в глазках.
Ребенок становится прямо и делает полный вдох. Затем задерживает дыхание и закрывает глаза, наклоняется на три секунды таким образом, чтобы увидеть свои коленки. Потом выпрямляется и выдыхает.
Теперь снова повторите первое, а затем второе упражнения.
Прекрасно тренирует глазные мышцы ребенка фиксирование взгляда в различных направлениях.
- Сначала предложите малышу взглянуть на точку между ваших бровей.
- Теперь переходим к точке на носу. Предлагаем ребенку следить за вашим пальцем. – Потанцуем глазками вместе с нашим пальчиком - вправо, влево, вниз и вверх. Ну и танец, просто смех.
Полезны для глаз ребенка и упражнения на вращение
Малыш должен описать взглядом различные фигуры – круг, по часовой и против часовой стрелки, восьмерку, бантик – тоже в разные стороны.
При этом все движения должны быть плавными.
Следите за напряжением глаз, после окончания упражнений, мышцы глаз ребенка должны расслабиться. Этому помогает моргание. Таким образом значительно уменьшается нагрузка на глазное яблоко, и глазки чувствуют себя отдохнувшими.
В: молодцы отлично позанимались. А сейчас время завтракать
Дети моют ручки и присаживаются за столы завтракать.
После завтрака путешествие продолжается.
В: ребята сечас мы с вам продолжаем наше путешествие и познакомимся со строением наших глазок
В: Как устроен глаз.
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.
Игра «Волшебное зеркало»
Воспитатель раздает каждому ребенку зеркало и предлагает внимательно рассмотреть свои глаза.
- Наш глаз круглой формы, снаружи покрыт белой оболочкой. Она защищает наш глаз. А кто знает, что еще защищает глаза? (Веки, брови, ресницы) В центре глаза есть радужная оболочка, она у всех людей разного цвета.
Дети смотрят в зеркало и по очереди рассказывают, какого цвета у них глаза.
Повернитесь и посмотрите в глаза друг к другу. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?
В: наше путешествие продолжается. Мы сегодня проведем исследование: нужны ли нам глаза, а также вспомним правила бережного отношения к глазам. Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!
. Цвет глаз зависит от радужной оболочки или радужки.
У кого ещё есть глаза? ( У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)
-Для чего нужны глаза?
-Все ли глаза одинаково видят?
Беседа «Как видит глаз?»
В:. Ребята, а легко ли человеку без зрения? Вот сейчас мы с вами и узнаем.
«Форма предметов» 1 ребенку завязывают глаза, 2 ребенок видит, даётся 2 набора одинаковых предметов. На подносе (куб, цилиндр, шар, конус, пластина). Задание: кто быстрее найдет нужный предмет. -Почему. быстрее нашел предметы?Ребята, что вам помогло справиться с заданием?Правильно - глаза. Глаза нам помогают быстрее найти нужный предмет по форме. Глаза нам помогают определить цвет предметов
«Сбей кеглю». 1 ребенку завязывают глаза, 2 ребенок видит Дети из каждой подгруппы стараются сбить кеглюВывод: глаза нужны, чтобы прицелиться, увидеть цель.
Упражнение «раскопки». Для него нужны миски, тазики, блюда, которые наполнены разным содержимым, например, гречкой, фасолью, песком, а еще мелкие игрушки. Которые можно взять из шоколадных яиц типа Киндер. Ведущий подставляет малышу, у которого закрыты глаза, эти емкости с разным наполнением по очереди. И ребенок говорит, что он там «нащупал руками». Потом давайте более сложные задания, например, найдите в мисках пару конфет, десять бусин, пять монет… если задания выполнены, то подарите «искателю» любую, хотя бы одну находку, которую он выберет
задание переодеться или просто одеть какую нибудь вещь с закрытыми глазами. Задание можно усложнить: пусть сначала ребенок попробует найти в комнате ту одежду, в которую ему нужно переодеться.
игра «находка». Эта игра представляет собой направление движение с закрытыми глазами по голосовому указанию ведущего, например: «два шага вперед, один шаг влево, встать на носочки, взять книжку…» А еще лучше, когда предметов, которые нужно найти, несколько. Например, эта частички от одного конструктора, или кубики.
Просмотр мультфильма «Здоровье глаз».
В:На земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. (презентация). Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Для таких людей открывают специальные школы, издают книги, они живут в своем мире.
Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (Трудно, они получают информацию об окружающем с помощью других органов чувств).
-Ребята, если вы увидите слепого человека на улице, человека с белой тростью, как надо относиться к таким людям?
(Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, помочь зайти в транспорт, купить продукты и тд).
В: Наше путешествие продолжается. Давайте с вами подумаем как мы можем помочь нашим глазкам?
-Не трите глаза руками.
-Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.
-Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.
-Не играйте в опасные для глаз игры.
-Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.
-Занимайтесь при хорошем освещении.
-Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.
-Не читайте лёжа.
-При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.
- Не играйте со взрывоопасными предметами.
- Не смотрите на солнце без темного стекла.
-Не смотри долго телевизор,
-Не играй долго в компьютерные игры.
- Делать гимнастику для глаз.
-Употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, то есть витамины.
Молодцы, мы сегодня с вами узнали очень много о наших глазках. И теперь мы с вами будем стараться их беречь.
А теперь закройте глазки, сосчитайте до 10 и мы с вами вернемся в группу. (В то время воспитатель снимает мед. халат)
Прогулка
После прогулки чтение стихов про глаза.
ВО ДВОРЕ.
Две подружки рано встали.
Во дворе песком играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза.
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал — конъюнктивит.
И назначил промыванья,
Капли, мази, прижиганья.
Осторожным надо быть
Чтоб глаза не засорить.
Телевизор.
Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм документальный
И хоккейный матч финальный…
Скоро ночь,
Друзья — не спят
Смотрят, смотря все подряд!
А после удивляются:
“Как это получается”-
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Все видели подробно…
Но это ж очень странно-
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Все кружиться, качается
И голова болит…
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
В сумерках.
Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мала;
Почитала часик- два,
Разболелась голова,
Все плывет перед глазами
Налились они слезами,
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки,
Не прочтешь и половину
Строк про девочку Мальвину.
Знают взрослые и дети
Что читают лишь при свете,
В темноте нельзя читать-
Зренье будет уставать.
Соринка.
Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело-
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз — и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Можно сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
вижу каждую былинку,
Глаз здоров, иду домой.
Про Аллу.
Получила двойку Алла-
Оглушила ревом класс!
Рукавом слезу стирала-
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни Алла сразу:
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом-
Только чистеньким платком!
О сладком.
Всем известно, что Олежка
Любит сласти – сладкоежка;
И ему запрета нет –
Сколько хочет ест конфет,
Схватит сахара кусок
Или выпьет сладкий сок,
Мед, варенье ест, повидло,
И конца ему не видно…
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течет слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету,
Да и видно стало хуже –
Бедный мальчик только тужит:
«Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму».
У Олега жалкий вид,
А диагноз – кератит.
Если нет в еде порядка,
Увлекаться если сладким,
Надо всем запомнить впредь –
Можно тяжко заболеть…
Про Галочку
Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка начала учиться,
Девочка хорошая, не должна лениться –
Маленькая Галочка от души старалась,
Над тетрадкой новой низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Изгибалась язычком.
Изгибалась, как вопрос,-
Словно пишет даже нос!
Мама Гале говорит:
«Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше…
Галя с мамой не согласна:
«Я же вижу все прекрасно,
Если сесть иначе,
Не прочтешь задачи».
…Как не слышит Галя маму
И сутулится упрямо…
Пробежал за годом год –
Галя в пятый класс идет.
Тут родные увидали –
Близорукой стала Галя:
Наклоняясь над книжкой низко,
Видит только то, что близко.
Вдалеке же все не ясно,
Галя щурится напрасно,
И, на первой парте сидя,
Даже доску плохо видит,
Что там пишут не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль…
И врачи сказали: «Жаль,
В этом ты сама повинна,
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко,
Над тетрадкой за столом
Изгибалась ты крючком,
Вот и стала близорука…
Всем другим вперед наука!»
Операция
Случай был такой когда-то:
На земле лежал патрон;
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он!
Мчится в больницу
Машина с Андреем –
Скорее лечиться!
Скорее! Скорее!
А в больнице – тишина.
Койка мальчику длинна…
Плачет мальчик, очень бледный –
В глаз попал осколок медный.
А на завтра, утром рано,
Доктор сестрам так сказал:
«Привезите мальчугана
В операционный зал!»
В зале этом чисто, просто.
Тут лекарством пахнет остро,
Жутко здесь и интересно:
Лампа яркая чудесна,
И у всех на лицах маски –
Необычно, будто в сказке…
Говорит сквозь маску врач:
«Будь мужчиной и не плачь!
Небольшой осколок меди –
Он для глаз очень вреден;
Нужно вам его достать.
Начинаю! Не моргать…»
Много дней в окно палаты
Бились ветки тополей…
Очень медленно, ребята,
Поправляется Андрей.
Поправляется не сразу –
Глаз больной бинтом закрыт.
Лишь одним здоровым глазом
На окошко он глядит…
Вспоминает часто он
Злополучный тот патрон.
И, когда, порой ночью
На глазу блеснет слеза,
Шепчет мальчик:»Буду очень
Я теперь беречь глаза!».
Обед
Сон час