Юлия Широкова
Модель центра познавательной деятельности «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель центра познавательной деятельности
(занимательная математика).
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Публикация «Модель центра познавательной деятельности „Занимательная математика“» размещена в разделах
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности : игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.
Центр математики должен состоять из нескольких столов, оборудованных секциями для хранения дидактического материала, навесными полками. Размещенные в центре предметы и математические пособия в младших группах должны обеспечивать богатство сенсорных впечатлений ребенка, в старших группах – развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра должны обеспечивать опережающий характер математического образования. Также, рекомендуется совмещение математического центра с уголком детского экспериментирования и строительно-конструктивным уголком.
Примерное содержание центров занимательной математики в группах ДОУ.
Для детей 3—4 лет
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
сравнивать предметы по различным признакам— размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы») : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
Дидактические игры: «Найди заплатку для варежки», «Укрась солнышко», «Юный конструктор», «Разноцветные ленточки», «Геометрические фигуры», «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек», пирамидки различной формы и величины, домики с геометрическими фигурами, матрёшки, разноцветные шарики, и. т. д.
Развивающие игры в соответствии с возрастными особенностями детей.
Для детей 4—5 лет
Центр занимательной математики средней группы должен содержать:
Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
— сравнивать предметы по различным признакам — размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
— группировать предметы на основе общих признаков (это — посуда,
это – обувь, это — мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т. п.) : лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
— составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
— составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др. ;
Дидактические игры: «Волшебные кружочки», «Юный конструктор», «Разноцветные ленточки», «Укрась матрёшку» и. т. п.
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели : числовая лесенка, ряд величин, часы, различный счётный материал.
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т. п. Развивающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Составь такой же узор», мозаика различной формы и величины, различные математические лото, математические пазлы и очень много развивающих игр соответствующих возрастным особенностям детей.
Для детей 5—6лет
1. Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов, игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.
Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.
2. Геометрические фигуры
Наборы моделей геометрических фигур для выкладывания предметных картинок.
3. Ориентировка в пространстве
Наборы картинок, игрушек, игры,
позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине.
4. Ориентировка во времени
Наборы сюжетных картинок, фотографий, слайдов, помогающих усвоить понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь.
Пособия, формирующие последовательность времен года, дней недели.
5. Количество и счет
Числовые фигуры.
Карточки с цифрами первого десятка.
Предметные картинки, игрушки, предметы, природный материал, геометрические фигуры для счета, сравнения классификации, операций с множествами.
Карточки с предметами, размещенными по кругу, в виде числовой фигуры, в бесструктурной, ассиметричной группе.
Предметные карточки для ознакомления с количественным составом числа из единиц.
«Узнай по описанию», «Расставь мебель», «Поручение», «Наведи порядок», «Отгадай в каком порядке»
«Кто больше увидит?», «Найди такой же», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Домино», «Геометрическое лото», «Волшебный квадрат»,«Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь?», «Встань там, где я скажу», «Отгадай, где это», «Назови скорей», «Следопыты», «На аэродроме», «Наоборот», «Когда это бывает?», «Живая неделя»,«Кто больше», «Путаница», «Исправь ошибку», «Не ошибись», «Кто знает, пусть дальше считает», «Живые числа».
Наборы крупных и мелких цифр, карточки со знаками +,-,
=, больше, меньше.
Наборное полотно для цифр
Карточки с тремя гнездами, отдельные карточки с количеством предметов на один меньше.
Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами, среднее гнездо закрывается отдельными карточками с кружками (цифрами, обозначающими смежные числа.
Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами, крайние гнезда закрываются отдельными карточками с кружками (цифрами, являющихся соседями числа.
Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры, циркуль, весы, безмен, мерные стаканчики, термометры, счёты).
Модели алгоритмов : линейные, разветвленные.
Модели геометрических фигур, счётные палочки.
Модель недели, модель года (4 времени года).
Развивающие игры соответствующие возрастным особенностям детей.
Для детей 6-7 лет
1. Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов, игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине.
Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ.
2. Геометрические фигуры
Плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник, разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов.
Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию.
Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник.
Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы.
3. Ориентировка в пространстве
Наборы картинок, иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив вдали
Наборы геометрических фигур для ориентирования на листе бумаги.
4. Ориентировка во времени
Пособие, формирующее понятие год. Календари: отрывные, настенные, настольные. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями.
Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.
5. Количество и счет
Предметные картинки, геометрические фигуры, игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших.
Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач.
Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше.
«Определи, какая ошибка допущена при отборе фигур», «Найди, какая фигура лишняя», «Какой фигуры не достает»,
«Кто знает, пусть дальше считает», «Назови предыдущее число», «Под какую елочку прыгнул зайчик», «Номер дома»,
Карточки-домики с двумя пустыми окнами, которые закрываются отдельными карточками (кружки, цифры, являющимися составными частями числа.
Круги на состав числа.
Картинки-панно для составления задач с плоскими контурами различных предметов.
Таблица с множеством предметов (геометрических фигур, расположенных по вертикали и горизонтали для классификации (по цвету, форме и т. п.).
Модели алгоритмов : линейные, разветвленные, цикличные.
Модель числового ряда.
Различные виды календарей.
Модель года (4 времени года по 3 месяца каждый)
Различные часы: механические, электронные, песочные, солнечные.
Модель циферблата часов.
Модель числовой лесенки.