Тамара Григорьева
Проект для второй младшей группы «Будь осторожен, малыш» с конспектами НОД по лепке, рисованию, познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рабка» Смоленского района Смоленской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Будь осторожен, малыш»
2018 год
Визитная карточка
исследовательского проекта
«Будь осторожен, малыш»
Авторы проекта
Дети и родители группы №3.
Воспитатели:
Григорьева Тамара Владимировна,
Дмитриева Надежда Викторовна
ОУ
МБДОУ д\с «Золотая рыбка»
Город, область
Публикация «Проект для второй младшей группы „Будь осторожен, малыш“ с конспектами НОД по лепке, рисованию, познавательной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Смоленская область Смоленский район
Название проекта
«Будь осторожен, малыш»
Вид проекта
Исследовательский
Длительность
Средней продолжительности (8 недель)
Возрастная группа
вторая младшая
Образовательная область
«Художественно-эстетическая», «речевая», «познавательная», «физическая», «социально-коммуникативная».
Цели и задачи проекта
Цель: формирование навыков безопасного поведения в быту и расширение знаний детей об опасных предметах.
Задачи:
продолжать знакомить детей с потенциально опасными для здоровья и жизни человека предметами домашнего быта, в том числе с теми, которые детям категорически брать запрещается (спички, электроприборы);
учить детей правильно и безопасно пользоваться ножницами, ножом;
совершенствовать умение безопасно пользоваться вилкой, краном с горячей водой, оборудованием для изобразительной и трудовой деятельности;
знакомить детей с опасными местами в помещении (балкон, окно, кухня с горячей плитой, ванная комната с моющими средствами и др.);
формировать умение поддерживать порядок в помещении;
воспитывать аккуратность и осторожность в быту;
пополнить развивающую среду группы методическим материалом, художественной литературой, дидактическими пособиями по вопросам ОБЖ.
Планируемые результаты
После завершения проекта дошкольники :
познакомятся с предметами, которые служат источниками опасности в доме;
познакомятся с элементарными правилами безопасного обращения с опасными предметами;
узнают какие места в помещении опасны
научатся проявлять элементарные навыки безопасного поведения при возникновении опасной ситуации;
смогут оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение о дальнейшем поведении;
смогут самостоятельно формировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со взрослыми);
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Краткое содержание проекта
Предлагаемый проект проводится в рамках реализации примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», образовательные области «художественно-эстетическое», «речевое», «познавательное», «физическое», «социально-коммуникативное».
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные).
Этапы реализации проекта
1 этап «Проблемная ситуация»
Что такое опасная ситуация? Как избежать опасной ситуации?
Цель: выявить уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей среднего дошкольного возраста и круг их интересов.
Используется стартовая презентация педагога и модель двух вопросов, заполняются Деревья познаний.
Что я знаю Что я хочу узнать
играть на кухне опасно
острые предметы брать нельзя
лекарства дает мама
нельзя прыгать на диване
папины инструменты – это не игрушки.
Как может возникнуть опасная для жизни ситуация?
Какие опасности можно встретить дома?
Почему нельзя одному подходить к открытому окну?
Чем опасны электроприборы?
Какие правила нужно соблюдать дома, чтобы не случилась беда?
2 этап «Планирование» (на основе использования модели двух вопросов)
Обсуждение вариантов поиска информации
Планирование этапов исследовательской деятельности
Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности
Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта.
3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап
Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «художественно-эстетическое», «речевое», «познавательное», «физическое», «социально-коммуникативное»
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :
в ходе режимных процессов;
в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;
в ходе самостоятельной деятельности детей;
в хоре работы с родителями.
4 этап «Продукты детской деятельности»
Детская иллюстрированная книга «Будь осторожен, малыш».
5 этап «Презентация проекта»
Представление результатов проекта в презентации, детская иллюстрированная книга, уголок в группе «Безопасность в быту».
Краткое описание проекта
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений детей дошкольного возраста об опасностях дома (формирующее оценивание). Во время стартовой презентации педагога уточняются представления дошкольников, строится карта знаний или заполняется дерево познаний, обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых (педагогов, детей и родителей)
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в презентации и др.
Оценивание результативности данного метода работы с детьми среднего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений детей об опасностях дома, логичность представления материала, творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности коммуникативных навыков детей.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I неделя
1. Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка»
2. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
3. Экскурсия в медицинский кабинет.
4. Д/игра «Как избежать неприятностей дома»
II неделя
1. Ширма «12 правил безопасности дома».
2. Д/игра «Разрешается-запрещается».
3. Беседа "Кухня не место для игр".
4. НОД «В мире опасных предметов».
III неделя
1. Беседа "Предметы бывают разные, острые и опасные".
2. Чтение Е. Ильина "Чик-чик ножницами" .
3. Экскурсия в кабинет кастелянши.
4. Д/игра «Осторожность»
VI неделя
1. Настольные игры: «Что лишнее».
2. Д/игра "Подбери игрушку Танюшке".
3. НОД «Чтобы с тобой не случилась беда правила эти помни всегда».
V неделя
1. Консультация для родителей «Безопасность ребенка дома» (правила безопасности ребенка дома).
2. Беседа: Опасные ситуации «Кузька у окна».
3. Д/игра "Так и не так".
VI неделя
1. Рассматривание тематического альбома «Можно - нельзя».
2. Лепка «Безопасные игрушки для куклы Оли».
3. Ширма для родителей «Безопасность ребенка в быту»
4. Д/игра "Раз, два, три, что может быть опасно - найти"
VII неделя
1. Загадки об опасных предметах (нож, терка, чайник, кастрюля, стеклянная посуда).
2. Д/игра «Что мы знаем о вещах»
3. Рисование «Моя любимая игрушка»
VIII неделя
1. Чтение стихотворений об опасных предметах.
2. Беседа «Лекарства - друзья или враги»
3. НОД «Чтобы не было беды»
4. Д/игра «Основы безопасности в доме»
Анкета для родителей
«Безопасность вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности и жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе? (Приведите пример) ___
2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности? ___
З. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Приведите пример) ___
4. Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:
А) путем прямых запретов: не трогай, отойди, нельзя;
Б) пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
В) поступаете иначе___
5. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Как? ___
6. Придерживаетесь ли вы сами данных правил?
А) всегда;
Б) часто;
В) иногда;
Г) редко;
Д) никогда.
7. Целесообразно ли проводить специально организованные занятия с детьми по основам безопасности жизни деятельности в детском саду? ___
8. Какие темы занятий ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
А) «Ребенок и незнакомые люди»;
Б) «Ребенок дома»;
В) «Ребенок и природа»;
Г) «Ребенок и дорога»;
Д) «Ребенок и огонь»;
Е) «Ребенок и животные».
9. Готовы ли принять участие в обсуждении данных тем, проведение различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада? ___
10. Ваши пожелания___
___
Благодарим за сотрудничество!
РИСОВАНИЕ
«Моя любимая игрушка»
Цели: Закрепить знания детей о том, что играть можно только в игрушки.
Задачи:
• Развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей;
• Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению;
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
• Развивать творческие способности, воображение;
• Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.
Оборудование: Цветные карандаши, белый альбомный лист, игрушки детей.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята я предлагаю вам отгадать загадки:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой. (игрушки)
В глубь трубы всмотрись: как в сказке,
Там в узор сложились краски.
Трубочка — не микроскоп.
А цветной. (калейдоскоп)
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть. (кубики)
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в. (мяч)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешки)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно отгадали все загадки. А зачем вообще нужны игрушки?
Дети:
- Играть.
Воспитатель:
- Правильно, чтобы играть. Прежде чем игрушка попадает к ребенку она проходит много всего. Ее сначала придумывают, рисуют. Потом делаю игрушку, проверяют может ли с ней играть ребенок, безопасна ли она, с какого возраста с ней можно играть. И только потом игрушки попадают в магазин, где их вам покупают родители.
Давайте мы с вами превратимся в игрушки и поиграем.
Физкультминутка "Игрушки"
Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой)
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок – (кружатся)
Прожужжал и на пол лёг.
Самолёт летит, летит, (руки в стороны)
Лётчик смелый в нём сидит.
А теперь мы все-матрёшки, (хлопают в ладоши)
Громко хлопаем в ладошки.
Воспитатель:
- А теперь ребята, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем с вами свои любимые игрушки.
Дети называют свои любимые игрушки, воспитатель спрашивает кто какую игрушку хочет нарисовать; обратить внимание на форму основной части игрушки, форму других частей, деталей. Спросить, как можно нарисовать игрушки. В случае необходимости помочь советом, показом игрушки.
В конце рассмотреть все готовые работы. Отметить разнообразие созданных изображений. Вызывать положительное эмоциональное отношение к рисункам.
ЛЕПКА
«Безопасные игрушки для куклы Оли»
Цель: закрепить знание детей о опасности электроприборов.
Задачи:
• закрепить правила безопасного обращения с электроприборами, предупредить возможные негативные ситуации для ребенка;
• развивать внимание, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца;
• Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.
Воспитатель:
- Ребята, я загадаю вам загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это – … (электричество)
- Молодцы! Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеет электричество в нашей жизни. Трудно представить себе современный мир без электричества. Сейчас электричество есть в каждом доме. Про электричество можно сказать, что он наш друг и помощник. Когда мы называем его своим другом?
Дети:
- Он наш друг, потому что оно даёт нам свет
Воспитатель:
- Правильно! С его помощью работают все электроприборы.
Воспитатель:
- А может ли электричество быть нашим врагом?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Когда оно может быть нашим врагом (ответы детей)
Воспитатель:
- Электричество может стать нашим врагом, если с ним неправильно обращаться. Электричество невидимо, без запаха и цвета. Его нельзя обнаружить без специальных технических приборов, поэтому оно чрезвычайно опасно. Чтобы не подвергать риску свою жизнь и здоровье, мы всегда должны помнить и соблюдать простые правила.
В гости к детям приходит кукла Оля.
Кукла Оля:
- Здравствуйте ребята. Я принесла вам фотографии своих игрушек.
Показываются картинки электроприборов.
Воспитатель:
- Ребята, разве это игрушки?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Правильно, это не игрушки. А что это? (ответы детей)
- Это все электроприборы.
Кукла Оля:
- А у меня нет других игрушек!
Воспитатель:
- Но с электроприборами играть очень опасно.
Кукла Оля:
- Почему? (ответы детей)
Воспитатель:
- Не переживай Оля, мы с ребятами сделаем для тебя игрушки в которые играть безопасно.
Воспитатель предлагает детям слепить из пластилина для куклы Оли игрушки. Дети обдумывают, что они будут лепить. Спросить у нескольких ребят, что они придумали и как будут осуществлять задуманное.
В процессе лепки следить за действиями детей, в случае необходимости помогать советом, показом на отдельном комочке пластилина некоторых приемов.
В конце занятия все игрушки подарить кукле Оле и рассказать о своих работах.
Кукла Оля:
- Спасибо вам ребята. Теперь я буду играть только в те игрушки, которые вы мне подарили.
До свидания.
НОД
«В мире опасных предметов».
Цель: Познакомить детей с опасными предметами.
Задачи:
• Дать представление о том, что опасные предметы могут нанести вред организму;
• Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению;
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
• Развивать внимание, логическое мышление;
• Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.
Демонстрационный материал:
• Корзина с игрушками «Опасные предметы» - иголка, ножницы, таблетки, молоток, пассатижи;
• Картинки с изображением «Опасных предметов»;
• Игровой персонаж – Хрюша.
Раздаточный материал:
• Карточки с изображением опасных предметов и игрушек;
• Красный карандаш.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Хрюша с корзинкой.
Воспитатель:
- Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел.
Хрюша:
- Здравствуйте, ребята!
Дети:
- Здравствуй, Хрюша!
Хрюша:
- Я пришел к вам в гости. Мне рассказали, что у вас здесь так много разных игрушек, а я очень люблю играть.
Воспитатель:
- Мы с удовольствие с тобой поиграем. А что принес в своей корзинке? Можно посмотреть?
Хрюша:
- Конечно можно.
Воспитатель:
- Ай-ай-ай, кажется, я чем то укололась? Ой, ой, ой, как мне больно! Чем же это я укололась?
Воспитатель достаёт иголку и ножницы.
Дети:
- Иголкой, ножницами!
Воспитатель:
- Дааа, иголкой и ножницами я укололась. А зачем, Хрюша, ты их сюда положил?
Хрюша:
- Это я их сюда спрятал. Я хотел пришить пуговицу, но у меня ничего не получилась.
Воспитатель:
- Ребята, а как Вы думаете почему у Хрюши не получилась пуговицу пришить?
Дети:
- У Хрюшке не получилась пришить пуговицу потому что он не умеет шить.
Воспитатель:
- Правильно. Посмотрите ребятки, какая острая тоненькая иголочка, какие большие и острые ножницы. Нужно сначала научиться ими пользоваться.
Ребята, если у Вас что-нибудь порвется, кому вы обращаетесь за помощью?
Дети:
- К маме, папе, бабушке и дедушке.
Воспитатель:
- Правильно ребята, только взрослые умеют шить иголкой и пользоваться правильно ножницами. А ты, Хрюша, запомни, что есть такие предметы, которые могут нанести вред вашему маленькому организму. Эти предметы называются – опасные.
Воспитатель:
- Давайте, ребятки, проверим, а все ли в порядке в этой корзине. Кто хочет проверить?
Выходят 2-3 ребенка и находят в корзине таблетки.
Воспитатель:
- А для чего нам нужны лекарства?
Дети:
- Чтобы лечиться.
Воспитатель:
- А разве у нас кто-то заболел?
Дети:
- Нет, мы не болеем.
Хрюша:
- Это я взял таблетки. Я играл мячиком, и у меня заболела спина. Я бы выпил таблетку и у меня бы все прошло.
Воспитатель:
- А разве ты знаешь, какую таблетку нужно выпить, чтобы вылечить спину?
Хрюша:
- Нет, не знаю. А разве не все таблетки одинаковые?
Воспитатель:
- А вы, ребята, знаете какую надо выпить таблетку?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А если вы заболели, к кому обращаетесь за помощью?
Дети:
- К папе, маме, бабушке, дедушке и врачу.
Воспитатель:
- Правильно ребятки, только взрослые знают, какое нужно выпить лекарство. Ой, ребята, а если бы Хрюша выпил бы эти таблетки, что бы с ним случилось?
Дети:
- У него заболел бы животик, и он бы отравился и попал бы в больницу.
Воспитатель:
- Ты слышишь, Хрюша, что тебе дети говорят. Запомни, пожалуйста, правило: никогда не бери лекарство и не пытайся сам себя лечить. Это очень опасно! А чтобы у тебя не болела спина, нужно каждое утро делать зарядку. Давайте, ребята, покажем Хрюше, как мы делаем зарядку.
Физкультминутка:
Девочки и мальчики.
Девочки и мальчики /руки на пояс
Прыгают как мячики, /ритмичные прыжки
Ножками топают, /топанье ногами
Ручками хлопают, /хлопки в ладоши
Глазками моргают, /руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз
После отдыхают. /руки вниз
Воспитатель достает сломанную машинку.
Воспитатель:
- А кто же сломал машинку? Это вы мальчики?
Дети:
- Нет, не мы.
Хрюша:
- Это я сломал машинку. Потом хотел отремонтировать, взял инструменты, а у меня не чего не получилось.
Воспитатель:
- А же ты ее ремонтировать собрался?
Хрюша:
- Вот этими инструментами. (Достает тяжелый молоток и пассатижи).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие тяжелые инструменты взял Хрюша (3-4 малыша пробуют инструменты взять в руки).
- Кто может работать с такими инструментами, ребята?
Дети:
- Только папа и дедушка.
Воспитатель:
- Правильно. А можно сказать, что это опасные предметы?
Дети:
- Дааа.
Воспитатель:
- Что может случиться, если вы возьмете тяжелый молоток?
Дети:
- Молоток может упасть на ногу и сломать палец или прибить ноготь на пальце, а пассатижи могут прижать палец на руке. Будет очень больно.
Воспитатель:
- Теперь ты понял, Хрюшенька, почему у тебя ничего не получилось?
Хрюша:
- Да, понял.
Воспитатель:
- Эти инструменты очень тяжелые и опасные.
Хрюша:
- Ребята, я все понял, теперь я не буду брать в руки опасные предметы. А давайте немного поиграем!
Дети:
- Давай, Хрюша поиграем.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ» (дети произносят слова и одновременно выполняют движения).
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Т-р-р! Стоп! Поворот! На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароходом не идет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит. У-у-у.
Покачаемся слегка, ведь над нами облака.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Молодцы ребята. А теперь давайте, еще раз напомним Хрюшеньки, какие опасные предметы.
Дети садятся за столы и каждый на своей карточке зачеркивают опасные предметы.
Воспитатель:
- Давайте погрозим пальчиком Хрюше и скажем: «Нельзя брать иголки, ножницы, лекарство, и тяжелые инструменты. Это очень опасные предметы». Ну что ребята пришла пора прощаться с нашем гостем. До скорых встреч, Хрюша!
Хрюша:
- До свидания, ребята! Спасибо, что научили меня не вредить своему здоровью.
Дети:
- Пока, пока, Хрюша!