Ольга Сулимина
Проект «Подготовка зверей к зиме» старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Подготовка зверей к зиме»
[/b]
Актуальность. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Публикация «Проект „Подготовка зверей к зиме“ старший возраст» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Проекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Дети имеют довольно скудные сведения о диких животных Смоленщины, об их повадках и жизнедеятельности. Поэтому необходимо более расширенно познакомить их с фауной Смоленского края.
Для поддержания интереса к изучению природы с детьми старшего дошкольного возраста был разработана проектная деятельность, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных нашей полосы.
Задачи:
• расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме;
• познакомить детей с Красной книгой Смоленской области;
• развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
• воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
• обогатить предметно-развивающую среду;
• вовлечь родителей в проект.
Вид проекта: исследовательски - творческий
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
• обогащение знаний детей о сезонных изменениях в жизни диких животных нашего края;
• знакомство с Красной книгой Смоленской области;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование бережного отношения к природе;
• создание «Копилки» познавательной информации;
• повышение интереса родителей к проектной деятельности.
Этапы проекта:
[/b]
1. Подготовительный
На первом этапе сбора информации использовался метод «трёх вопросов»
Что мы знаем?
• Чем дикие животные отличаются от домашних
• Сказки про животных
• Медведь зимой спит в берлоге
• Заяц к зиме меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно
• Белка питается семенами и орехами
Что мы хотим узнать?
• Что такое «Красная книга»?
• Зачем нужно охранять диких животных?
• Какие животные нашего края занесены в «Красную книгу»?
• Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
• Как зимуют медведь и ёж?
• Какое жилище у бобра?
• Чем питаются животные зимой в лесу?
Как найти ответы на свои вопросы?
• Спросить у родителей, дедушки, бабушки
• Спросить у воспитателя
• Спросить у старших сестёр, братьев
• Посмотреть в энциклопедии
• Посмотреть мультфильм, телепередачу
• Посмотреть в «Красной книге»
• Сходить на экскурсию в музей
По проекту предварительная работа:
• изучение методической литературы;
• подбор интернет – ресурсов по теме проекта;
• организация предметно-развивающей среды (подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, атрибутов)
2. Основной
(виды деятельности)
Игровая деятельность
Творческие игры
Цель игр: расширять знания детей о диких животных, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
• Сюжетно-ролевые: «Зоопарк», телепередача «В мире животных»
Игры с правилами
Цель д/игр: закрепить знания о внешнем виде животных леса, местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.
• Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Помоги белочке сделать на зиму запасы», «Дорисуй животное», «Где чей хвост?», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», и др.
• Разрезные картинки
• Игры- лабиринты
• Игры-загадки
Двигательная
Цель игр: развивать физические качества и обогащать двигательный опыт, формировать потребность в двигательной активности.
• Физминутки о диких животных
• Имитация характерных движений лесных животных (используется нестандартное оборудование)
• Подвижные игры: «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Хитрая лиса», «Волк во рву»
Коммуникативная
Цель: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.
• Экскурсия в библиотеку на тематическую выставку: ««Писатели о диких животных»
• Рассматривание детских энциклопедий о животных
• Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме»
• ООД «Как лесные звери-медведь и белка готовятся к зиме»
• Просмотр видеофильма, мультфильмов о диких животных леса
Продуктивная деятельность]
Цель: развивать эстетическое восприятие образа животных поздней осенью и умение передавать увиденное в рисунках, поделках
• Раскраски животных нашей полосы
• ООД Пластилинография «Лесные жители»
Задание: обвести шаблоны зверей на картон, подобрать цвет пластилина и заполнить форму.
• ООД Рисование «Дикие животные Смоленского края»
• ООД Конструирование из бумаги по технике оригами «Лисичка с челочкой»
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме
• Виртуальная экскурсия по лесам Смоленского края
• ООД Опыты на тему «Подготовка зверей к зиме»
Опыт 1. «Почему заяц зимой белый?»
«Летом – серый, зимой – белый» - почему так говорят? Ответ на этот вопрос дети находят сами. Предлагается рассмотреть силуэт белого зайчика на белом и зелёном фоне. Смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда заяц меняет свою шубку к зиме?
Опыт 2. «Почему белка меняет шубку зимой»?
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются детям на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Дети сами догадываются на основе этого опыта.
Опыт 3. «Какая шубка теплее?»
В холодную погоду взять на прогулку две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, теплую. Предложить детям желающим надеть сначала легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснить, что животным на зиму тоже нужна теплая одежда. Но рукавичек, шапочек, курток у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
• Решение проблемных ситуаций:
- Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
- Как зимуют медведь и ёж?
- Какое жилище у бобра?
- Как помочь исчезающим диким животным?
- Чем питаются животные зимой в лесу?
• Обзор животных нашей полосы на карте Смоленской области
Восприятие художественной литературы
Цель: дать детям представления о жизни диких животных в лесу, о их особенностях, повадках. Развивать слуховую память, воображение, умение пересказывать тексты. Воспитать у детей интерес к чтению, слушанию литературных произведений о мире животных.
• Рассматривание с детьми иллюстраций по рассказам М. Пришвина, Е. Чарушина;
• Чтение художественных произведений: В. Бианки «Готовятся к зиме», «Купанье медвежат»; М. Пришвина «Ёж», «Жил-был медведь»; К. Д. Ушинского «Жалобы зайки»; Е. Чарушина «Волчишко», «Страшный рассказ»; Сухомлинского «Как ёжик готовился к зиме»; Д. Зуева «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкого «Белка», «Заяц»; И. Соколова-Микитова «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыкова «Лисица»; Н. Сладкова «Лиса и заяц» и др.
• Заучивание и драматизация стихотворения “Есть в лесу под ёлкой хата” П. Воронько;
• загадки о животных леса
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит… (медведь)
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый… (волк)
Самый маленький олень,
Легкий и изящный,
Зимой серо-рыжий,
Летом рыже-яркий. (косуля)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это (еж)
Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку (зайчик)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый… (лось)
Этот зверь с двумя клыками,
Очень мощными ногами
С лепёшкой на носу,
Роет землю он в лесу. (кабан)
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает (рысь)
• заучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр, пословиц и поговорок о диких животных.
Работа с родителями
• Консультация для родителей «Ребёнок в мире природы»
• Привлечение к созданию альбома с творческими работами детей «Что мы знаем о животных леса» (красочно оформленная информация, стихи, загадки о диких животных Ф. -А 4)
• Маршрут выходного дня: предложить провести активно выходные на природе, повторить правила поведения в лесу, обратить внимание на красоту леса поздней осенью.
3. Заключительный этап проекта
[/b]
• Викторина – игра «В мире лесных животных»
• Альбом «Что мы знаем о животных леса»