Марина Мурашова
Проект «Собака-друг человека!» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 - ЦРР»
город Бийск
Проект
«Собака - друг человека!»
воспитатель
Мурашова Марина Васильевна
2016 год
Тип проекта.
Художественно-эстетический.
Вид проекта.
Групповой.
Участники.
Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Публикация «Проект „Собака-друг человека!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Средней продолжительности (3 месяца).
Актуальность «Мама, купи собаку!» - знакомая фраза для детей и родителей. Особенно, для детей, для них она многое означает. Собака и ребенок во многом похожи: они очень доверчивые и открытые, любят подвижные игры и чрезвычайно любопытны. Если ребенок захотел собаку, это очень хорошо, значит, он гармонично развивается и растет. Наукой доказано, что дети, выросшие в доме, где есть собака, быстрее адаптируются в обществе, они более ответственные и организованные, чем их сверстники. Собаки способны научить вашего ребенка рано вставать, отвечать за свои поступки, делать зарядку, и даже, читать. Если у вас есть собака, то ваши дети никогда не будут страдать от излишнего веса, прогулки и игры с собакой способствуют улучшению обмена веществ и нормализуют работу пищеварительной системы. Если ваш ребенок замкнут в себе, или капризен, или не может найти общий язык с другими детьми, то вам просто необходимо завести собаку. Психологи советуют, чаще читать таким детям литературные произведения, где главным героем является собака, и обсуждать их с детьми. Вы удивитесь, насколько ваш ребенок станет открытым для общения, и будет взахлеб рассказывать вам истории о своей, пусть пока будущей, собаке. Особенно полезны для детей стихи о животных, они не только прививают вашему ребенку любовь к домашним животным, но и тренируют его память и развивают чувство ритма. Особую значимость так же имеет и экологическое воспитание детей, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия. В связи с этим. Итак, познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объём информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разрозненные. Задача педагогов – направить познавательную активность ребёнка на самосознание, сопровождать ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию. Решить данную задачу поможет популярный и востребованный в настоящее время – проектный метод. Представляем вашему вниманию проект на тему «Собака-друг человека!». В рамках одного проекта часть детей выбирает поисковую исследовательскую деятельность (подбор интересной информации по данной проблеме, загадок, примет, скороговорок и т. д., часть детей принимает участие в подборе иллюстраций и оформление страничек портфолио т. д. Работа над проектом включает совместную деятельность нас, педагогов, и детей, самостоятельную деятельность родителей, педагогов и родителей.
Объект исследования.
Домашнее животное - собака.
Предмет исследования.
Кинология.
Цели проекта развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к познавательной деятельности.
2. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
6. Дать детям представления о жизни домашних животных - собаках : происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой.
7. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.
8. Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.
Гипотеза.
Собаку называют другом человека, потому что она живет рядом с человеком и помогает ему.
Проблемная ситуация.
Общение детей старшей группы с домашними животными – собаками, затруднено незнанием правил этого общения.
Принципы работы.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Формы работы по проекту :
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Поиск информации в интернете и литературе.
3. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
4. Инсценировки сказок, этюдов.
5. Пополнение предметно - развивающей среды группы.
6. Беседы.
7. Наблюдения.
8. Творческая деятельность.
Работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Проведение словесных, сюжетно – ролевых игр с детьми.
3. Проведение игровых занятий.
4. Проведение мероприятия-развлечения КВН «Что мы знаем о собаках».
5. Пополнение предметно – развивающей среды группы.
6. Проведение анкетирования среди детей.
Работа с родителями:
1. Подбор материала, представляющих в журналах, брошюрах, энциклопедиях о домашних животных (собаках)
2. Оформление фотовыставок и альбомов домашних животных.
3. Участие в анкетировании.
4. Консультация «Почему дети обижают животных»
5. Памятки «Правила обращения с кошками и собаками»; «Несколько советов по выбору и уходу за щенком»
6. Родительское собрание на тему «Собаки и кошки – наши соседи».
Структура в содержании проекта.
В данном проекте представлены :
1. Перспективный план работы на 3 месяца;
2. Беседы с детьми, работа с познавательной литературой;
3. Иллюстративный альбом "Порода собак";
4. Сборник художественной литературы о собаках;
5. Дидактические игры: "Придумай кличку", "Что изменилось", "Угадай породу", "Разрезные картинки", "Что лишнее"
Предполагаемый результат.
1. Дать детям понятие, как можно ухаживать за домашними животными.
2. Привить детям любовь и бережное отношение к животным.
3. Способствовать возникновению желания у родителей завести домашнее животное.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Деятельность педагога Деятельность
детей Взаимодействие с родителями
I. Подготовительный этап 1. Прослушивание с детьми аудиозаписей: «Пропала собака» муз В. Шаинского, «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковской.
2. Чтение детям художественной литературы «Дворняжка» Т. Новицкая, «Как собака друга искала» (мордовская сказка)
3. Беседа с детьми на тему: «Собака – друг человека»
Задачи:
- познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород, какой урон причиняют бродячие собаки;
- учить к ответственному отношению к домашним животным.
4. Проведение игрового занятия с детьми. Тема «Мой пес»
Задачи:
- расширить представление детей о собаке, домашнем животном и друге человека.
- познакомить с различными породами собак;
- обогащать словарь детей.
5. Демонстрация и обсуждения альбома «Жизнь собак».
6. Выставка детских рисунков «Мое любимое животное»
Задачи:
- выявить отношение детей к домашним питомцам;
- умение рисовать животное, изображать строение и величину.
7. Чтение художественной литературы произведения Г. Остера «Середина сосиски»
Задачи:
- знакомить детей с особенностями жизни бездомных собак;
- показать на примере художественного произведения особенности и взаимоотношений животных.
8. Проведение сюжетно – ролевой игры «Ветеринарная больница»
Задачи:
- закрепление знаний о профессии ветеринара
- развивать умение принимать на себя главную роль в игре
9. Проведение дидактических игр: «Разрезные картинки», «Каждому свой домик», «Что лишнее».
Задачи:
- расширить знания о предметах ухода и обитания, продуктов питания животных;
- закрепить коммуникативные навыки
1. Прослушивание с воспитателем аудиозаписей: «Пропала собака» муз В. Шаинского, «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковской.
2. Прослушивание художественной литературы «Дворняжка» Т. Новицкая, «Как собака друга искала» (мордовская сказка)
3. Активное участие в беседе с воспитателем на тему: «Собака – друг человека»
4. Активное участие на занятие. Тема «Мой пес»
5. Рассматривание и обсуждение альбома «Жизнь собак».
6. Участие в выставке детских рисунков «Мое любимое животное»
7. Прослушивание художественной литературы произведения Г. Остера «Середина сосиски»
8. Активное участие в сюжетно – ролевой игре «Ветеринарная больница»
9. Активное участие в дидактических играх: «Разрезные картинки», «Каждому свой домик», «Что лишнее».
1. Анкетирование родителей (Приложение 1).
2. Консультация
«Почему дети обижают животных»
3. Активное участие и помощь детям в сборе информации в интернете и дополнительной литературе.
4. Консультация для родителей на тему «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка».
Задачи:
- информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоционального качества, трудолюбия, сдержанности ребенка.
5. Просмотр с детьми мультфильмов, документальных фильмов о домашних питомцев.
Задачи:
- чтобы привлечь внимание детей к разнообразию пород собак, расширение кругозора детей.
II.
Практический этап 1. Проведение игрового занятия "Мой друг"
Задачи:
- учить детей к ответственному отношению к домашним животным.
- дать знания, о том какой урон причиняют бродячие собаки.
- воспитывать отзывчивость за приученных собак.
2. Проведение беседы «Почему собаки кусаются"
Задачи:
- правила безопасного общения с собаками;
- умение поддерживать диалог с ребенком;
3. Проведение индивидуальных и групповых занятий:
- Странички из истории собак и кошек.
-Наблюдай – ка (народные приметы).
-Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
-Угадай – ка (загадки).
Скороговорки.
-Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
-Кроссворд «Кошки»
-Психогимнастика «Ласка», «Бульдог боится»
4. Подборка иллюстраций по теме и оформление страничек альбома совместно с детьми:
Породы собак и кошек.
Как собаки помогают человеку.
5. Подбор стихов на тему «Собаки» Совместное оформление альбома с родителями.
6. Составление с детьми творческих рассказов «Если я нашёл щенка.», «Если бы я был щенком…»
7. Проведение занятия рисования на тему «Мой маленький друг».
8. Ознакомление всех детей со страничками альбома.
9. Чтение художественных произведений:
З. Александрова «Дозор»
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.
10. Ознакомление детей с песнями «Пропала собака», «Не дразните собак», «Есть где-то кошачья планета», «Мордочка, хвост и четыре ноги».
11. Организация инсценировки сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», «Котёнок по имени Гав» (фрагмент)
12. Заучивание с детьми стихов, пословиц, скороговорок о собаках.
13. Презентация проекта в форме КВН, представление продукта деятельности – накопленные знания детей в ходе проекта.
Цель– выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта, воспитывать доброе и осторожное отношение к домашним животным.
14. Проведение игрового занятия "Собака со щенком"
Задачи.
- учить лепить домашних животных (собаку с щенятами, передовая их характерные особенности;
- закрепить, умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей;
- воспитывать внимание и терпение.
15. Организация выставки «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос»
Задачи:
- закрепить знания о правилах и местах выгул собак.
- воспитывать умение договариваться о содержании совместных игр.
1. Участие в игровом занятии "Мой друг".
2. Участие в беседе «Почему собаки кусаются".
3. Участие в индивидуальных и групповых занятиях:
- Странички из истории собак и кошек.
-Наблюдай – ка (народные приметы).
-Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
-Угадай – ка (загадки).
Скороговорки.
-Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
-Кроссворд «Кошки»
-Психогимнастика «Ласка», «Бульдог боится»
4. Оформление совместно с воспитателем альбома:
Породы собак и кошек.
Как собаки помогают человеку.
5. Подбор стихов на тему «Собаки» совместно с родителями. Совместное оформление альбома с родителями.
6. Составление с воспитателем творческих рассказов «Если я нашёл щенка.», «Если бы я был щенком…»
7. Активное участие на занятии рисования на тему «Мой маленький друг».
8. Ознакомление со страничками альбома.
9. Прослушивание художественных произведений:
З. Александрова «Дозор»
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.
10. Ознакомление с песнями «Пропала собака», «Не дразните собак», «Есть где-то кошачья планета», «Мордочка, хвост и четыре ноги».
11. Участие в инсценировке сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», «Котёнок по имени Гав» (фрагмент)
12. Заучивание с воспитателем стихов, пословиц, скороговорок о собаках.
13. Участие в тематическом КВН.
14. Участие в игровом занятии "Собака со щенком"
15. Активное участие совместно с родителями в выставке «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос»
1. Подбор загадок, пословиц, стихов о собаках.
- желание оказывать помощь в проведении мероприятий по проекту «Собака-друг человека!».
2. Беседа с детьми дома «Осторожно злая собака»
- повторить правила безопасного обращения с собаками.
3. Помощь в подборе иллюстраций по теме и оформление страничек альбома совместно с детьми.
4. Чтение художественных произведений с детьми:
З. Александрова «Дозор»
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка» Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.
5. Участие совместно с детьми в выставке «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос».
6. Подбор стихов на тему «Собаки» совместно с детьми. Совместное оформление альбома.
III.
Заключительный этап 1. Проведение беседы с детьми на тему "Осторожно злая собака"
Задачи:
- повторить правила безопасного обращения с собаками;
- развитие умения поддерживать диалог с детьми.
2. Проведение словесной игры "Будь внимательным".
Задачи:
- активизировать память и слуховое восприятие;
- развивать быстроту реакции.
3. 3. Проведение игрового занятия. Тема: Пересказ художественного произведения Л. Толстого "Пожарные собаки".
Задачи:
- расширить знания детей о том, какую помощь собаки приносят людям;
- учить связно. выразительно пересказывать текст;
- воспитывать любознательность, развивать кругозор.
4. Проведение игрового занятия. Тема: "Собачья площадка"
Задачи:
- учить детей рисовать собак разных пород в движении, правильно передовая строение и величину;
- закрепить умение работать в коллективе. согласовать действия.
5. Чтение художественного произведения Г. Остера " Середина сосиски"
Задачи:
- продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных собак;
- показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных.
15. Чтение и рассматривание энциклопедии Лохматый друг"
Задачи:
- развивать интерес к познавательной литературе;
- побуждать детей проявлять инициативу в приобретении новых знаний.
7. Организация выставки на две темы на выбор
Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»
Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»
8. Организация тематического итогового собрания с родителями и детьми, и показ презентации об итогах и результатах работы проекта. 1. Участие в беседе на тему "Осторожно злая собака"
2. Участие в словесной игре "Будь внимательным".
3. Участие в игровом занятии. Тема: Пересказ художественного произведения Л. Толстого "Пожарные собаки".
4. Активное участие в игровом занятии. Тема: "Собачья площадка"
5. Прослешивание художественного произведения Г. Остера " Середина сосиски"
6. Чтение и рассматривание энциклопедии Лохматый друг"
7. Участие в выставке совместно с родителями на две темы на выбор
Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»
Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»
8. Участие в тематическом итоговом собрании с родителями, и просмотр презентации об итогах и результатах работы проекта. 1."Наши друзья" - оформление портретной галереи, выставки репродукций и открыток с животными.
2. Участие с детьми в выставке совместно на две темы на выбор
Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»
Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»
8. Участие в тематическом итоговом собрании с детьми, и просмотр презентации об итогах и результатах работы проекта.
Вывод:
Проект, реализованный в 2016 учебном году, показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями об особенностях внешнего вида собак. О жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания животных, знаниями о безопасном поведении с животными; владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, расширился словарный запас, проявляют заботливое и ответственное отношение к собакам.
Используемая литература:
1. «Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с. 19-21.
4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/ В помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1998 – 159с.