мира чикуленко
Проект «Мой город» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«МОЙ ГОРОД» (подготовительная к школе группа)
Выполнила: Чикуленко Мира Николаевна
г. Махачкала
ПРОЕКТ
«МОЙ ГОРОД» (старший дошкольный возраст)
Содержание
Актуальность темы. 2
Цели и задачи проекта. 4
Этапы реализации проекта. 5
Заключение. 7
Список литературы. 8
Приложение. 9
Введение.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Мой город“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Воспитание любви и уважения к родному краю, Дагестану является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, Дагестаном представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом опыта является систематизация методов ознакомления детей с окружающей действительностью, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта
Знакомство детей с родным краем: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.
Педагог должен способствовать совместно с родителями в решении задач воспитания любви к малой родине, к Дагестану.
Решением данной проблемы стала реализация проекта
«Мой город и край, в котором я живу».
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности
дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Использование данного проекта (модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности воспитанников 7-го года жизни) приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
Тема проекта : «Мой город и край, в котором я живу»
Тип проекта :
долгосрочный, творчески-поисковый
Участники проекта :
Воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы, родители, специалисты
Место проведения МБДОУ «Детский сад № 41»
Срок реализации 1 год
(в рамках организации педагогического процесса в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции областей)
Ожидаемый результат
Увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний о родном городе, крае
Увеличение доли родителей, удовлетворенных уровнем образовательных услуг
Практическая значимость Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а так же не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края
Цель проекта :
Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за Родину, за город, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта :
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного города;
• Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Махачкале, Дагестане, о Российской символике.
• спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
• ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Методы
Словесные
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
4. Рассказывание
5. Развлечения.
Наглядные
1. Организация выставок.
2. Сбор фотоматериалов.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Информационные стенды.
5. Личный пример взрослых.
6. Моделирование.
Практические
1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.
2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.
3. Работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе.
4. Дидактические игры.
5. Подвижные игры.
6. Моделирование.
Подготовительный этап
Обеспечение предметно-развивающей среды:
• Подбор исторической литературы о родном крае, городе.
• Предметы народно-прикладного искусства
• Подбор произведений дагестанских писателей.
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
• Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
• Дидактические игры
• Выставки книг, рисунков, поделок.
• Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
• Разработка диагностического материала.
Основной этап
Проведение цикла познавательных занятий, на темы:
№п/п Наименование мероприятий срок ответственный
1. Познавательное развитие:
Экскурсии по городу
«Моя Родина, Мой город»
«Махачкала в прошлом и теперь»,
«Обитатели Каспийского моря»,
«Мой город любимый»,
«Мой город на берегу Каспийского моря»
«По улицам города»
«Путешествие по городу»
Знакомство с государственной символикой города
«Знакомство с творчеством Р. Гамзатова», Ф. Алиевой»
«История моего города»
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
январь
Сентябрь-май
Ноябрь
апрель
Ноябрь
Январь
Февраль
воспитатели
2. Речевое развитие:
Рассматривание картины «Мой город»
«Составление рассказа «Город, в котором я живу»
Разучивание стихов и песен о Махачкале дагестанских писателей
Сентябрь
Октябрь
В течение года
воспитатели
3. Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд
«Изготовление макетов зданий города», «Улицы родного города»
Аппликация
«Символики города»
Рисование: «Герб города».
Аппликация: «Флаг города».
Аппликация: «Транспорт в городе»
Коллективная работа «Любимый сердцу уголок»
Рисование :
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
«Городские улицы»
«Город моей мечты»
Музыка:
Развлечения: «Махачкала - мой городу синего моря»
«Белые журавли», «Музыкальный майдан»
Сентябрь-октябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Апрель
Март
Октябрь
сентябрь
Воспитатели
Музыкальный руководитель
4. Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Деткий сад», «Дагестанская ярмарка балхарских изделий», «Виноградари».
Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”,
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Выставка «Сделаем наш город чище и краше» (совместно с родителями)
Оформление уголков «Мой Дагестан» совместно с родителями.
Анкетирование родителей.
В течение года
воспитатели
5. Физическое развитие:
«Надень папаху!», «Гори, гори ясно» «Ты игит и я игит», «Чабан и овцы», «Уголечек-уголек», «Сорока», «Под буркой», «Волк и овцы», «Джигитовка», «Хасандала»
В течение года
Воспитатели
физинструктор
Заключительный этап
Занятие “ Люби и знай свой край”
Выставка продуктивной деятельности детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта
Заключительные мероприятия проекта
1. Интегрированное занятие «Мой город у синего моря» (дети + родители).
2. Семейные традиции в изучении родного города с использованием фотоматериалов.
3. Показ слайдов «Достопримечательности г. Махачкалы.
Заключение
Итоговым результатом является, мониторинг проектной деятельности детей по теме: «Мой край», в ходе которого определяется уровень знаний детей по патриотическому воспитанию. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности (активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях)
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного края, города.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Литература:
1. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала
2. Дети гор. Региональная программа развития и воспитания дошкольников Дагестана. - М., "Издательство ГНОМ и Д",2002.
3. Гаприндашвили О. Б. Методическое сопровождение поисково- исследовательской деятельности дошкольников. Махачкала 2013
4. Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду. Махачкала, 2013г.
5. Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А., «Развитие» Венгер Л. А., программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,Т. С. Комарова,М. А. Васильева.
6. Программа «Уголок России – отчий дом»
7. Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
8. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д. р. «Родной край».
9. Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
10. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г. ; №1, 5, 6, за 2005год.
11. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».